icon
Культура

60 лет исполнилось детской школе искусств №4

16:00 / 14.11.2017
Автор: Чернявский Дмитрий
Фото: Анна Пащенко

Когда проходишь по коридорам этой школы, создаётся впечатление, что попал в настоящий творческий улей. За одной из дверей раздаются звуки пианино, за другой – домры, аккордеона, скрипки. В хореографических классах вместе с музыкой можно услышать ритмичные постукивания ног танцоров. А если на какую-то минуту звуки мелодии стихают, то из приоткрытых кабинетов можно уловить шуршание карандашей или позвякивание кистей в баночках с водой. Множество творческих направлений охватила детская школа искусств №4, которой в этом году исполнилось 60 лет.

 

Ребёнок не может так рисовать?

 

Мы не можем устоять перед искушением, чтобы не посетить классы, где занимаются учащиеся детской школы искусств № 4, особенно когда видим в приоткрытых дверях красочные рисунки ребят.

 

 

00_1.jpg

 

 

– У нас занимаются очень талантливые дети, – подчёркивает преподаватель декоративно-прикладного творчества Ольга Завольская. – Как-то отправили на конкурс  работу нашей 10-летней художницы Тамары Барановой, но нам никакого места не дали. Сказали: «Ребёнок не может нарисовать на таком высоком уровне». Я же, вручила как поощрительный приз девочке шоколадку, сказала ей, что такие слова – лучшая похвала. Если бы дали, например, третье место – было бы обидно, – в подтверждение своих слов  Ольга Завольская показывает эскиз батика, который действительно впечатляет, и добавляет, что юная художница сама нашла его в интернете и перенесла с экрана телефона на ткань. – У нас занимаются дети, которые ещё писать не умеют, но уже создают прекрасные работы, – продолжает знакомить с росписями по ткани своих учеников преподавательница. – Среди них Катя Чумакова, работы которой радуют глаз. 

 

Ольга Завольская признаётся, что даже приобрела рисунок у одной своей талантливой подопечной за символическую цену. «Когда станешь знаменитой, не забудь, кто купил у тебя первую работу», – пошутила тогда Ольга Завольская. Но ведь в каждой шутке, как известно, есть доля правды, тем более что школа искусств может по-настоящему гордиться достижениями своих выпускников. Так, стипендиатами Специального фонда Президента Республики Беларусь по поддержке талантливой молодёжи становились аккордеонист Денис Кирченко, баянистка  Ирина Батурина и цимбалистка  Екатерина Масленченко.

 

 

00_2.jpg

 

 

– Те знания и умения, которые мы закладываем в детей, может быть, сразу и не видны, но со временем они прорастают, как зёрна, и дают замечательные плоды, – подчёркивает директор детской школы искусств № 4 Алла Попкова. 
На данный же момент в стенах учреждения занимается 320 учащихся, а это практически каждый третий ребёнок из двух общеобразовательных школ Костюковки. 

 

 

00_3.jpg

 

 

Главное – улыбаться

 

– Улыбаемся, соблюдаем линию! Держим красиво юбки! Оля, смотрим в зеркало! Полина, не отпускай юбку. Раз, два, три, четыре! Вика, не спеши. Стасик, ноги поднимаем. И-и-и красиво уходим… – помогает на репетиции совсем ещё юным учащимся руководитель хореографического ансамбля «Вербочки» Светлана Самусева. 

 

 

00_4.jpg

 

 

00_5.jpg

 

 

– Какой ваш любимый танец? – интересуюсь у первоклассников.

 

– «Весёлые леденцы»! – отвечают семилетние ребята, –  а ещё «Сюрприз» и «Самовар».

 

– Нужно, чтобы движения соответствовали возрасту и всё выглядело весело, красиво и не очень сложно. Иначе детки просто собьются, – поясняет Светлана Самусева. –  Сейчас для них важны ритмика и партерная гимнастика, которая  укрепляет спину и препятствует развитию сколиоза. 

 

 

00_6.jpg

 

 

00_7.jpg

 

 

 

Вскоре в зале появляются старшеклассницы, которые занимаются в ансамбле «Вербочки» семь лет. «Главное на сцене – улыбаться», – шутят девушки. А характеризуя белорусский народный танец, который им предстоит в скором времени представить зрителям, Полина Белоножко и Настя Панкова добавляют, что он состоит из множества прыжков и чтобы всё получилось, нужно выложиться на 100 процентов.

 

На 100 процентов здесь привыкли выкладываться и учащиеся музыкального отделения. За игрой на домре мы застаём 9-летнюю Сашу Тарасенко, Полина и Аня наполняют кабинет нежным звучанием цимбал, а Юля Шенько восхищает игрой на скрипке. Ребята могут с лёгкостью поддержать беседу о классической музыке, но признаются, что любят иногда послушать и некоторые композиции популярного коллектива «Грибы». 

 

 

 

00_8.jpg

 

 

00_11.jpg

 

– Помимо основных групп, у нас работают подготовительные, – поясняет заместитель директора школы искусств Анастасия Кранкина, –  где ребята занимаются хореографией, музыкой и изобразительным искусством. Также у нас работает школа выходного дня, куда ходят дети с пяти и даже четырёх с половиной лет, чтобы определиться с тем видом творчества, который им ближе. Также  у нас работает музыкальная студия, которую посещают не только дети разных возрастов, но и взрослые, вплоть до пенсионного возраста. Человек, например, трудится инженером и мечтает научиться играть на гитаре или исполнять, допустим, «Полонез» Огинского.  Мы с радостью поможем сбыться его мечте. Моя же мечта, – продолжает Анастасия Кранкина, – чтобы 100 процентов детей занимались каким-то видом творчества. Уверена, что тогда в средних школах не понадобятся профилактические беседы, акции. Ведь искусство – хорошая альтернатива негативному времяпрепровождению. Оно воспитывает в детях лучшие, самые светлые  чувства, развивает воображение и побуждает самосовершенствоваться. Этому способствуют и 34 наших педагога.

 

Листая страницы прошлого

 

Для того чтобы узнать об этапах становления учреждения, направляемся вместе с директором Аллой Попковой в библиотеку.

 

 

00_12.jpg

 

 

00_13.jpg

 

 

– Первые занятия школы проходили в ДК «Костюковка», – вспоминает директор, которая и сама её закончила. – Их посещали  60 ребят. В здании, которое сейчас занимает наше учреждение,  находилась вечерняя школа для рабочих стеклозавода. С 1968 года её классы стали постепенно переходить нашей тогда ещё музыкальной школе. За несколько десятилетий мы заняли все помещения  вечерней школы. 

 

 

00_14.jpg

 

 

00_15.jpg

 

 

В библиотеке страницы школьной летописи помогает листать секретарь Елена Самоделова. «В 1957 году в городском посёлке Костюковка начала работу детская музыкальная школа № 4 с  двумя отделениями – фортепианным и народным. С большой радостью учащиеся выступали на вечерах пришкольного клуба «Юный пианист», который знакомил слушателей с классической музыкой, жизнью и творчеством композиторов. В первые годы обучение в отделении народных инструментов велось по классам баяна и аккордеона. Затем добавились цимбалы, домра, балалайка. Ни один концерт в близлежащих районах не обходился без участия школы. Систематически проводилась большая работа по пропаганде музыкального искусства среди населения городских посёлков Костюковка, Большевик, деревень Ерёмино, Азделино, Красное. Школа оказывала помощь коллективам художественной самодеятельности в цехах Гомельского стеклозавода имени М. В. Ломоносова». Переворачивая страницу, попадаем в 1970-е: «в 1975 году открылось струнное отделение. Первыми обучаться по классу скрипки зачислили 9 ребят. Через 5 лет число учащихся возросло до 25 человек. Это дало возможность открыть класс виолончели. Первый выпуск струнного отделения состоялся весной 1982 года, из которого три человека продолжили образование в училище имени Н. Ф. Соколовского. Это Люда Рытикова, Оля Михальченко и Таня Кравцова. А в 1986 году был создан сводный ансамбль скрипачей и виолончелистов, который принимал участие в республиканском конкурсе.  В эти годы школа стала организовывать праздник "Недели музыки" с участием педагогов музыкальных училищ, консерваторий, знаменитых артистов,  а также учащихся школы. В дни проведения "Недели музыки" в самые отдалённые уголки нашей республики выезжали концертные бригады для встречи с любителями музыки». 

 

 

00_16.jpg

 

 

00_17.jpg

 

 

Далее попадаем в 80-е: «В 1981 году в музыкальной школе открылось отделение хореографии. Первыми его выпускниками стали 15 ребят. Лучшие из 60 учащихся отделения продолжают обучение в хореографическом училище. Так, в 1986 году в Минское хореографическое училище поступила Таня Шевцова». А 90-е запомнились тем, что  27 января 1993 года на основании решения Гомельского городского Совета народных депутатов школа была переименована в Гомельскую детскую школу искусств № 4. Открываются художественное и хореографическое отделения. В эти же годы многие из воспитанников школы после обучения  в музыкальных вузах  вернулись в свой посёлок, чтобы работать учителями пения в общеобразовательных школах, музыкальными работниками в детских садах. А 10 бывших выпускников школы искусств № 4 вернулись в родное учреждение в качестве преподавателей. 

 

 

00_18.jpg

 

 

 

К 2000-м же годам учреждение закончили более 1,5 тысячи детей. Более 200 учащихся школы продолжили обучение в музыкальных училищах, колледжах, университете культуры и на музыкально-педагогических факультетах институтов. И таких выпускников из года в год становится всё больше, а значит, зёрна, заронённые преподавателями детской школы искусств № 4,  дают хорошие всходы. И это ли не главный подарок к 60-летию учреждения?

 

 

 

 

Читайте "Гомельские ведомости" в Вконтакте, Twitter, Facebook, Instagram, Youtube, Одноклассниках

   Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарии.



наверх