Светлана Тягунова Светлана Тягунова
14:00 18 Января 2018 Экономика

Налоговое законодательство-2018: какие изменения ждут плательщиков

upd

С 2018 года законодательством расширена деятельность физических лиц, закреплён ряд принципов по саморегулированию бизнеса и минимизации вмешательства государственных органов, их должностных лиц в экономическую деятельность субъектов хозяйствования, профилактики правонарушений как приоритета в работе контролирующих  органов, а не исключительно привлечение к ответственности за совершённые юридическими лицами и ИП нарушения. О налоговых изменениях и новшествах наш разговор с заместителем начальника инспекции МНС по Центральному району Гомеля Александром ГОРУНОВЫМ.  

– Кондитеры, часовщики, парикмахеры, разработчики сайтов – Указ № 337 «О регулировании деятельности физических лиц» открыл новые возможности для ряда специалистов, желающих вести своё дело. Этот документ расширил перечень видов деятельности, для которых не требуется регистрация в качестве индивидуального предпринимателя при условии уплаты единого налога.  

– Включённый в Указ № 337 список занятий позволит тем, кто желает дополнительно подзаработать или сделать один из этих видов деятельности основным, осуществить это на максимально простых условиях. Начну с того, что Указ № 337 о расширении возможностей для бизнеса без регистрации ИП работает сразу на несколько задач. С одной стороны, человек на условиях самозанятости ведёт какую-то деятельность и таким образом сам создаёт себе рабочее место. А с другой, это возможность даже тем, у кого есть место работы, но не особенно прибыльное, обеспечить себе дополнительный доход. Человек, который умеет готовить вкусные торты или делать стрижки, создаёт дизайнерские вещи, может сначала попробовать себя в качестве частника, потом, возможно, развиваясь, оформит юридическое лицо.

Кроме того, расширение перечня видов экономической деятельности, которыми граждане вправе заниматься без регистрации ИП, поспособствует увеличению количества занятых в экономике граждан и количества плательщиков  единого налога. 

К ряду занятий, ранее не требующих регистрации как ИП, например, относились репетиторство, услуги тамады, фотосъёмка, уборка жилых помещений. С 22 октября 2017 года данный список пополнился многими видами деятельности. Это выполнение работ (услуг) по заказу и для личных нужд физических лиц по дизайну интерьеров, графическому дизайну, оформлению (украшению) автомобилей либо внутреннего пространства зданий (сооружений), помещений или иных мест, штукатурные, малярные, стекольные работы, по устройству покрытий пола и облицовке стен, оклеиванию стен обоями, кладке (ремонту) печей и каминов, оказание парикмахерских и иных косметических услуг, разработка веб-сайтов, установка (настройка) компьютеров и программного обеспечения, обучение работе на персональном компьютере и многое другое.

Человек может заниматься деятельностью без регистрации ИП только самостоятельно, без привлечения иных физических лиц по трудовым и (или) гражданско-правовым договорам и осуществлять её в пользу физических лиц, а не ИП и юридических лиц. Чтобы получить такую возможность, ему требуется известить об этом налоговый орган по своему месту жительства. Это необходимо сделать до начала деятельности. Нужно подать письменное уведомление, где следует указать виды деятельности, которые человек желает вести, а также виды товаров, которые он будет продавать; период, когда планируется осуществлять деятельность, её место и уплатить единый налог по соответствующему виду деятельности. Отмечу, что при наличии права на льготы по уплате единого налога (например, пенсионерам) одновременно с уведомлением следует предоставить в ИМНС подтверждающие это документы. 

– Что будет, если выяснится: человек занимается деятельностью без открытия ИП и при этом не уплатил единый налог? 

– Его обяжут уплатить налог по ставке, установленной в соответствующем населённом пункте. При повторном выявлении нарушения уплатить налог придётся в пятикратном размере.

Осуществление физическим лицом деятельности по заявительному принципу не менее 183 календарных дней в году с уплатой соответствующих налогов (сборов) за данный период – это главное условие для признания его участником в финансировании государственных расходов.

– Александр Павлович, расскажите о налоговых законодательных изменениях, которые в этом году коснулись ремесленников и владельцев агроусадеб.

– С 12 января 2018 года вступили в силу законодательные акты, значимые для ремесленников и владельцев агроусадеб. Физические лица имеют право без регистрации в качестве ИП как по месту жительства, так и в мастерских  изготавливать изделия ручным трудом с использованием необходимого инструмента. Потребуется лишь подать заявление в налоговую инспекцию.

В ремесленной деятельности не только расширен перечень видов деятельности, а предоставлено право продавать товары на рынках, ярмарках и в мастерских, рекламировать их в интернете, доставлять и пересылать потребителю. Безвозмездно обучать ремесленному делу можно будет не одного, а трёх учеников.

Что касается владельцев агроусадебного бизнеса, то в перечне оказываемых ими услуг появились проведение презентаций, юбилеев, банкетов; услуги бань, саун и душевых; катание на животных, за исключением диких, и гужевом транспорте; предоставление инвентаря для спорта и отдыха; транспортное обслуживание.  

– Круг субъектов агроэкотуризма расширился? 

– Да. Ими могут стать не только сельхозорганизации и физические лица, ведущие личное подсобное хозяйство. С 12 января 2018 года в данный круг вошли лица, постоянно проживающие и зарегистрированные в жилом доме в сельской местности, малом городском поселении. Это те, кто производит сельхозпродукцию на земельном участке, предоставленном для строительства и (или) обслуживания жилого дома. Названные категории субъектов вправе возводить гостевые домики, которые не включаются в жилищный фонд.

Ставки сбора за ремесленную деятельность и оказание услуг в сфере агроэкотуризма не зависят от количества видов этой деятельности и составляют одну базовую величину в календарный год.

Декрет Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 года № 7 «О развитии предпринимательства» коснулся плательщиков налога при упрощённой системе налогообложения. 

Данным документом предоставлено право применять УСН с 1 января 2018 года  тем субъектам хозяйствования, которые осуществляют розничную торговлю через интернет-магазин; оказывают  посредством информационного ресурса в интернете услуги (права), связанные с размещением на ресурсе информации о субъекте торговли или продаже им товаров, содержащей доменное имя сайта интернет-магазина, зарегистрированного субъектом торговли в Торговом реестре Республики Беларусь, или адресацию (гиперссылку) на него.

При этом на этих субъектов не распространяются положения Налогового кодекса, которые вводят ограничения для перехода на УСН по виду деятельности. 

Напомню, что плательщики вправе перейти на УСН, если в течение первых 9 месяцев текущего года для организаций средняя численность работников не превышает 100 человек, а валовая выручка нарастающим итогом составит не более 1 159 800 рублей; а для ИП валовая выручка нарастающим итогом составляет не более 126 700 рублей. Критерии по численности и выручке указываю на сегодняшний день, так как изменения в Налоговый кодекс не внесены.

Если субъект хозяйствования подходит под указанные критерии, то он может со следующего года перейти на УСН. Для этого в ИМНС по месту постановки на учёт до конца года нужно подать уведомление о переходе на упрощённую систему налогообложения. Вновь зарегистрированные плательщики подают уведомление о применении УСН в течении 20 дней после регистрации. 

– Указом Президента Республики Беларусь от 22.09.2017 года  № 345 «О развитии торговли, общественного питания и бытового обслуживания» с 1 января 2018 по 31 декабря 2022 года установлены дополнительные налоговые льготы. 

– Для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц  независимо от их места жительства (места нахождения) и даты государственной регистрации с 1 января 2018 по 31 декабря 2022 года установлены дополнительные налоговые льготы на территории сельской местности и на территории малых городских поселений при  осуществлении ими видов деятельности, закреплённых Указом № 345. 

В период с 1 января 2018 по 31 декабря 2022 года индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога при осуществлении на территории сельской местности розничной торговли, общепита, бытовых услуг, на территории малых городских поселений –  общепита, бытовых услуг вправе исчислить единый налог исходя из налоговой базы и ставки единого налога в размере 

1 базовой величины (при этом выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг), при вышеуказанных видах деятельности и территории освобождается от доплаты единого налога). Аналогично вправе применить ставку подоходного налога в размере 6 процентов индивидуальные предприниматели – плательщики подоходного налога. 

Облагаться налогом на прибыль по ставке 6 процентов будет прибыль, полученная юридическими лицами  при осуществлении на территории сельской местности розничной торговли, общепита, бытовых услуг (независимо от средней численности их работников). 

По ставке 6 процентов будет облагаться прибыль микроорганизаций, полученная ими при ведении на территории малых городских поселений общепита, бытовых услуг.

Для плательщиков предусмотрены льготы также и по налогу на добавленную стоимость, налогу на недвижимость, земельному налогу, арендной плате за земельные участки, находящиеся в государственной собственности.

Все льготы плательщики вправе использовать только при ведении раздельного учёта выручки, дохода, выручки и затрат по производству и реализации товаров (работ, услуг) при отражении сведений о льготах и объектах в налоговых декларациях (расчётах). 

Для микроорганизаций критерием является средняя численность работников,  которая не должна превышать за календарный месяц 15 человек. 

  – Методы контроля постоянно совершенствуются. Изменились ли подходы к проверкам?

– С 1 января 2018 изменились требования к контролю. Корректировки затронули проверяемых и проверяющих. Государственный контроль осуществляется в формах выборочных или внеплановых проверок, мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, профилактических и предупредительных мер. Контролирующий орган вправе проводить проверку, если этот орган включён в перечень контролирующих (надзорных) органов, уполномоченных проводить проверки, и сфер их контрольной (надзорной) деятельности.

Неизменными остались нормы, запрещающие проводить проверки в течение двух лет со дня регистрации организации, ИП. Внеплановые проверки сохранились, но уменьшилось количество оснований для их назначения.  В ходе внеплановой проверки контролирующий орган должен будет изучать только вопросы, связанные с основанием её назначения.

– Скорректированы ли периоды проверок? 

– Да. Период, за который плательщик проверяется по общему правилу, не может превышать 3 года. Проверяемый период по соблюдению налогового законодательства – 5 лет.

Если уточнённая декларация по налогу на прибыль или НДС увеличивает соответственно убыток или вычеты больше чем за 5 лет, то проверят период, за который плательщик предоставил уточнённую декларацию. Смещён акцент в деятельности контролёров в сторону профилактической работы, расширения применения вместо проверок мероприятий технического (технологического, поверочного) характера, по результатам которых меры ответственности применяться не будут, если субъект устранит выявленные нарушения.

Закреплён принцип взаимной ответственности проверяющих и проверяемых.  


Автор фото: из интернета

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях