icon
Образование

Электронный дневник для гомельских школьников

12:30 / 19.08.2013
Автор: Сычкова Татьяна
Фото: Анна Пащенко

В 2007 году началось создание Всероссийской бесплатной школьной образовательной сети «Дневник.ру», которая совмещает в себе дистанционное обучение, управление школьной документацией и социальную сеть. Три года назад инженерам-программистам ОАО «Гомельский областной техноторговый центр «Гарант»» было поручено разработать подобную систему для гомельских учреждений образования. Дмитрий Чаплюк ( на фото) и Игорь Петроченко с этой задачей справились. Школьная городская информационная система (ШГИС) успешно функционирует и сегодня в ней зарегистрировано более 24 000 участников. 

Электронный бумажному не замена
Безусловно, главным достоинством ШГИС является электронный дневник. При входе в систему на экране монитора появляется электронный «двойник» бумажного документа: предметы, домашнее задание и оценки. По словам начальника отдела образования, спорта и туризма Центрального района Натальи Сазоновой, данная система отлично себя зарекомендовала. Особенной популярностью она пользуется в школах №№ 5, 11, 21, 35, 37, 50, 59, 66, гимназиях №№ 10 и 56. «Электронный дневник очень удобен как для родителей, так и для самих учеников, – отмечает Наталья Валентиновна. – Он даёт всю необходимую информацию об учебном процессе: отметки, пропуски, задания на дом. Как родитель признаюсь, что просматривала электронный дневник чаще обычного».
Возникает вопрос: а нужен ли тогда бумажный? Ведь система работает хорошо, а число зарегистрированных школ всё увеличивается. «Конечно, нужен, – утверждает Наталья Сазонова. – Дневник – это первый документ школьника». Поэтому в ближайшем будущем привычные для нас бумажные «Дзённікі» никуда не исчезнут.

Педагог или администратор?
Несмотря на простоту в использовании, остаётся один нерешённый вопрос. Кто именно должен вести электронный дневник? Изначально предполагалось, что эту обязанность возьмут на себя учителя. «Система разрабатывалась таким образом, чтобы внесение оценок было максимально простым и быстрым, – рассказывает один из создателей ШГИС Дмитрий Чаплюк. – В идеале, у каждого учителя должен быть хотя бы планшет, с которого прямо во время занятия можно будет выставлять оценки и записывать домашнее задание. Если же этим занимается отдельный человек, идёт некоторое отставание в подаче информации». Несмотря на данное замечание, во многих школах из-за большой загруженности педагогов и нехватки компьютеров вести электронный дневник поручают администратору, причём как таковой штатной единицы не предусмотрено. Обычно этим занимается кто-то из школьных работников за дополнительную оплату.
В средней школе № 21 электронный дневник ведут инженер-программист, администратор школьного сайта Павел Марсиков и лаборант Павел Писаренко. «После уроков я беру закреплённые за мной журналы и вношу в компьютер оценки, пропуски, а также домашнее задание для первой смены, – рассказывает администратор. – Со второй сменой работает мой коллега». Молодой человек утверждает, что вся информация вносится своевременно и полностью соответствует классному журналу. Сложившуюся ситуацию директор учреждения Инесса Карпина объясняет так: «Как учитель скажу, что продублировать несколько оценок и строку с заданием совсем нетрудно. Думаю, здесь проблема заключается в неприятии всего нового. Поэтому, чтобы избежать негатива со стороны педагогов, вести электронный дневник мы поручили другим людям».

Овсянка, сэр!
Ещё одной составляющей ШГИС стала недавняя разработка программистов – электронное меню. Идея интернет-заказа заключается в том, чтобы позволить ребёнку самостоятельно выбирать блюда. Для тестирования проекта были выбраны две школы Центрального района: 21-я и 72-я. Алгоритм работы очень прост. Около четырёх часов дня из столовой подаётся меню, которое вносится в компьютер. До 20.00 ученики могут проголосовать за тот или иной набор блюд. Количество обеденных комплексов зависит от мощности школьной столовой (два либо три комплекса). Утром проводится корректировка, и на обед каждый школьник получает то блюдо, которое он заказал. «Питание в школах бесплатное, но, к сожалению, многие учащиеся не ценят этого, – комментирует Наталья Сазонова. – Использование электронного меню помогает нам воспитывать в детях культуру питания, а также чувство ответственности за сделанный выбор».
В 21-й школе в эксперименте приняли участие только 10-е классы. По словам директора Инессы Карпиной, чтобы эксперимент удался, необходимо участие наиболее мотивированных детей, а десятиклассники именно такие.

Прибавление в «семье»
Не так давно в школьную городскую информационную систему интегрировался Гомельский государственный университет имени Ф. Скорины, для которого программистам было необходимо адаптировать уже существующие системы видеоконференций. «Основой дистанционного
обучения является виртуальная доска, – поясняет Дмитрий Чаплюк. – На ней можно размещать любую информацию: картинку, презентацию, документ PDF-формата.
То есть с помощью камеры, аудиозаписи преподаватель излагает научный материал, и все «присутствующие» ученики не только видят и слышат его, но и могут участвовать в обсуждении». В дополнение к видеоконференции гомельскими разработчиками была добавлена система, позволяющая выполнять тестовые задания, а также выставлять оценки. Однако Дмитрий отметил, что сегодня система используется по минимуму. «Стимул развиваться в этом направлении есть, но, похоже, не хватает специалистов, а может, и простой заинтересованности», – добавил инженер-программист.

Без вреда для детей
По словам Дмитрия Чаплюка, в ближайшее время планируется интегрировать систему видеоконференций и в общеобразовательные школы. К примеру, проводить занятия в виртуальном классе. В назначенное время учитель создаст конференцию, и каждый учащийся, нажав кнопочку, сможет к ней присоединиться.
Для современных детей, которые и так проводят за компьютером немало времени, такая система принесёт дополнительную зрительную нагрузку. А ведь согласно санитарно-гигиеническим требованиям, ученикам начальных и средних классов разрешено работать за компьютером не больше 25 минут в день, ученикам 9 (10) классов – не более 40 минут, а ученикам 10–11 (11–12) классов – не более 3 часов. «На мой взгляд, эти нормы устарели, так как писались они тогда, когда вместо экранов LCD были обыкновенные «стекляшки», – объясняет Дмитрий. – То есть монитор представлял собой электронно-лучевую трубку, которая облучала сидящего напротив человека. Современное оборудование вреда не несёт».

* * *
Что ж, с тем, что компьютер уже давно стал частью нашей жизни, не поспоришь. Без него не просто трудно, но порой даже невозможно представить работу средств массовой информации, финансовой и медицинской отраслей, а также других сфер деятельности человека. Польза, которую приносят электронные вычислительные машины, колоссальна. Но у медали две стороны, и нужно уметь видеть каждую из них.
P.S. В моём детстве дневник был только бумажный, а за пятёрки на обложке рабочей тетради выставлялись звёздочки. Если не записала домашнее задание, родители никак не могли его проверить, разве что позвонить одноклассникам. Хотя обычно чужие мамы и папы звонили мне. Компьютера тогда я не имела, но было другое богатство: много свободного времени и зрение, как у лётчика…

Читайте "Гомельские ведомости" в Вконтакте, Twitter, Facebook, Instagram, Youtube, Одноклассниках

   Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарии.



наверх