icon
Здоровье

Как логопед помогает восстановить речь людям, перенёсшим инсульт

16:00 / 10.10.2017
Автор: Полина Кульга
Фото: автора

Жёсткий вердикт врачей: инфаркт головного мозга. Длительное медикаментозное и физиотерапевтическое лечение. Впереди долгий, трудный путь реабилитации пострадавшего человека. У большинства нарушена речь. Тогда на помощь приходит логопед. Его цель как психолога, педагога – выявить пределы возможного восстановления утраченных пациентом навыков, создать индивидуальную программу  борьбы с недугом и вместе с ним пройти все её этапы.

 

…К распахнутой двери кабинета подвозят пациента в инвалидном  кресле.

 

 – Здравствуйте, Олег Николаевич. 

 

Он слабо реагирует на приветствие, слегка скашивает взгляд  на молодую женщину в белом халате и привычно опускает голову. Первое впечатление – отрешённость погружённого в своё состояние человека, не так давно перенёсшего инсульт. Он не проявляет интереса к происходящему, словно демонстрируя внутреннее сопротивление.

 

 – Он и дома такой, - вздыхает супруга. 

 

Но логопеда Ларису Лемешевскую  это не смущает.  Она старается пробудить в нём воспоминания, ведь от этого зависит и речь. Как с давним товарищем она ведёт с ним задушевную беседу. Тёплое расположение, доверительные нотки её голоса убеждают пациента в том, что он не одинок в своей беде. Слово за словом – и она уже ловит его взгляд, подбадривает. В едва уловимый момент контакта предлагает по мере возможности подхватить мелодию «Катюши», запев неназойливо, будто невзначай, переключает внимание на отсчёт цифр, приступает к артикуляции звуков, настойчиво вырывает его из глубины молчания. Но встреча не должна превратиться в испытание его терпения и интереса. Он ещё слишком слаб и апатичен, чтобы активно откликнуться на этот призыв.

 

Через несколько месяцев  атмосфера разительно меняется. Олег К. явно приободрился. Он с трудом, но внятно откликается на вопросы о семье, старается улучшить произношение, доверчиво вглядываясь в глаза наставника, пытается решать задания по развитию речи. Её энергия придаёт  пациенту силы сопротивляться болезни. И это только начало пути. 

 

Возможность служить людям

 

Есть профессии, которые возникают на стыке других, казалось бы, различных на первый взгляд специальностей. Педагогика и медицина. Факультет дефектологии Минского педагогического института открыл для Ларисы Дмитриевны возможность  служить людям.

 

За годы работы в гимназии № 7 города Светлогорска, в Гомельском городском и областном центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации детей  сотням маленьких пациентов она помогла устранить нарушения в речевом развитии.
Иных подходов требует работа в отделении ранней медицинской реабилитации постинсультных больных областного клинического госпиталя инвалидов Отечественной войны. Если детям необходимо устранение врождённых дефектов речи, то здесь, в госпитале, работа направлена на восстановление утраченного здоровья. 

 

Наставник и пациент: зачастую они понимают друг друга с одного взгляда, а иногда словно говорят на разных языках.  

 

Для Ларисы Дмитриевны, учителя-логопеда высшей квалификационной категории, важна уникальность личности подопечного, не только его физическое самочувствие, но и внутренний настрой. Десятилетний опыт подсказывает специалисту, насколько человек уверен в себе или, наоборот, подавлен случившимся. И поэтому каждый приём становится для него своеобразной ступенью возвращения к себе.

 

Установить контакт, задеть за живое, вызвать всплеск интереса к жизни и вести за собой – дело, требующее определённой самоотдачи. Искренняя участливость, уверенные интонации педагога рождают ту атмосферу доверия, без которого невозможна совместная кропотливая работа. От всего её притягательного облика веет надеждой. Она ведёт пациента по лабиринту памяти, помогая заново воссоздать былые ощущения, навыки, и строит на этом свою систему воздействия.

 

Коррекция речи – ёмкое понятие обширного поля деятельности логопеда. Программа начинается с осознания и произнесения человеком будущего звука. Терпеливо и настойчиво на своём примере Лариса Дмитриевна обучает артикуляции, словно по зову потянутой струны извлекает правильное звучание. Каждый звук требует своеобразной шлифовки. В ход идут упражнения с дыханием, мимикой, голосом, при необходимости специальная аппаратура.

 

Логопедические карты учёта – сухое, почти графическое отражение скрупулёзной, тонко рассчитанной лепки обиходной речи. В них чётко обозначены формы занятий и конкретный результат. Звук, слог, слово, предложение – таков огромный путь восстановления речи.

 

Стук в дверь кабинета – и на пороге с улыбкой появляется коренастый мужчина средних лет. Это Сергей Ш. Трудно поверить, что год назад за него говорили только глаза, устремлённые на специалиста в белом халате. А сегодня педагог с видимым интересом слушает его исповедь. Человек необычной судьбы, он словно испытывал ресурс выносливости, отпущенный природой. Первое впечатление о пациенте подтвердилось: жизнелюб, с сильной волей. За прошедшее время он сумел выполнить все рекомендации, восстановить речь, и теперь нужно было только устранить грамматические нестыковки, чтобы уверенно отметить заключение в логопедической карте: речь свободная.

 

Ещё одна победа. У каждого из 1215 пациентов логопеда свой порог возможного. В них она вложила свой настрой, душевные силы, опыт. Даже незначительное улучшение убеждает в правильности индивидуального подхода. Поэтому так хочется верить её словам: «Я могу помочь, я знаю, как помочь, и я помогаю».

 

 

Читайте "Гомельские ведомости" в Вконтакте, Twitter, Facebook, Instagram, Youtube, Одноклассниках

   Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарии.



наверх