icon
Общество

Когда ребёнок онлайн

12:00 / 19.01.2018
Автор: Кира Левицкая, Катерина Торикова
Фото: из интернета

Наверняка многие родители сталкивались с ситуацией, когда их ребёнок часами не выпускает из рук компьютерную мышку. И неудивительно: чаты, форумы, социальные сети стали неотъемлемой частью современной жизни. С помощью одного клика можно отправить сообщение другу, поделиться фотографией и рассказать о важных событиях в своей жизни.

 

Внимание: дети в сети

 

Впрочем, за виртуальным общением во всемирной паутине могут скрываться подводные камни, в том числе кибербуллинг – интернет-травля, которая выражается в умышленных оскорблениях и угрозах с помощью звонков и нелицеприятных сообщений. Нельзя обойти и тот факт, что любимое чадо может запросто вступить  в сомнительные сообщества и группы, участники которых могут склонить ребёнка к суициду, а также совершению правонарушений.

 

Как уберечь подростка от опасностей в сети? Могут ли социальные сети заменить реальную заботу и внимание со стороны взрослых? Эти вопросы мы адресовали заместителю председателя комиссии по делам несовершеннолетних Гомельского горисполкома Виктории Лапшиной.

 

По её мнению, уберечь ребёнка от интернет-травли и других неприятных онлайн-неожиданностей поможет неподдельный родительский интерес к тому, чем занимается любимое чадо в сети.

 

– В первую очередь необходимо внимательно относиться к тому, какие интернет-ресурсы и сообщества в социальных сетях посещает ребёнок. Целесообразно задать временные рамки нахождения в сети. Поддерживайте доверительные отношения с подростком, чтобы вовремя заметить, если в его адрес начнут проявляться агрессия или угрозы, – подчеркнула Виктория Лапшина. – Важно научить детей правилам безопасного интернет-общения, в частности, нужно объяснить ребёнку, что анонимность не должна приводить к вседозволенности, а интернет-общение необходимо строить дружественно и без агрессии. С другой стороны, дети должны уметь правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей. Не стоит общаться с агрессором и тем более пытаться ответить ему тем же. Возможно, необходимо вообще покинуть конкретный ресурс и удалить оттуда свои личные данные. Обязательно расскажите ребёнку, какую личную информацию никогда не нужно выкладывать в сеть. Обсудите, как могут быть использованы те или иные данные интернет-хулиганами.

 

По словам Виктории Лапшиной, бороться с сомнительными страничками в техническом плане малоэффективно, поэтому одно из решений проблемы – совместная профилактическая работа педагогов и родителей с детьми:

 

– Если вы узнали, что ваш ребёнок подвергается кибербуллингу, сообщите об этом классному руководителю или школьному психологу – необходимо принять меры по защите ребёнка.  Также по данному факту не будет лишним обратиться и в органы внутренних дел. К слову, чтобы предотвратить деструктивное влияние некоторых интернет-ресурсов и сообществ в соцсетях, комиссия по делам несовершеннолетних, учреждения и отделы образования, органы внутренних дел, районные и городской комитеты ОО БРСМ проводят систематический мониторинг страниц несовершеннолетних в социальных сетях.

 

Советуют психологи

 

Несколько вопросов о том, что же такое интернет-травля детей и подростков и как реагировать на это родителям, корреспонденты «Гомельских ведомостей» задали психологу СШ № 61 Ольге Русой.

 

Как рассказала специалист, кибербуллинг (интернет-травля) предполагает преднамеренные агрессивные действия против личности, совершаемые в сети. Впрочем, несмотря на электронную форму критики, эти действия всё равно вызывают массу негативных эмоций у так называемой «жертвы». «Доставать» жертву могут и по электронной почте, в блогах, на форумах. Самыми распространёнными источниками, как правило, являются социальные сети и онлайн-игры. Это могут быть нападки и оскорбления в личные сообщения, нередко негативные сообщения о человеке отсылаются его знакомым и близким, травля идёт и в публичной переписке и комментариях. Кстати, атаки могут быть и косвенными, то есть с привлечением других лиц. Самый простой пример – это рассылка сообщений с аккаунта хозяина странички путём взлома, публикация в сети информации, которая может навредить «жертве»: личные фото, видео, объявления и так далее.

 

– На данный момент, к сожалению, явление кибербуллинга распространено среди детей и подростков, так как они все чаще проводят своё время в сети. Социальные сети сегодня – это, пожалуй, самая комфортная платформа для общения подрастающего поколения, но, как и в реальности, общение может быть разным и иметь разные цели. Кибербуллинг как вид социальной жестокости, безусловно, опасен для ещё формирующейся психики несовершеннолетних. В интернете развернуть травлю очень просто: сеть предоставляет постоянный доступ к возможности «напасть» на жертву, обеспечивает мнимую анонимность, множество свидетелей и, главное, кажется, что жертва не может защититься, – рассказывает психолог.

 

Об интернет-травле дети рассказывают с неохотой

 

Ольга Русая считает, что невозможность защищаться в сети от нападок особенно опасна для школьников, ведь дети с неохотой рассказывают родителям о случаях травли, боясь лишиться доступа к компьютеру. Таким образом, ребёнок остаётся со своей проблемой один на один.

 

А вот с вопросом, должны ли родители контролировать детей в социальных сетях, быть добавленными в друзья к своим сыновьям и дочерям, просматривать их личные странички, всё не так однозначно. Психолог считает, что погружение в личное пространство ребёнка без его ведома может пошатнуть доверие и честность в детско-родительских отношениях. Возможно, более приемлемо осуществлять контроль, интересуясь и беседуя со своими детьми об их друзьях в интернете, о том, чем они занимаются в сети.

 

– Не помешает поговорить на эту тему, спросить, можно ли быть добавленными в друзья. Также обязательно следует договориться о том, чтобы ваш ребёнок ставил вас в известность, если что-то или кто-то в интернете тревожит или угрожает ему, и что, рассказав вам, он будет в безопасности – не будет наказан или «отключён» от сети, – рекомендует специалист.

 

Как реагировать родителю?

 

В силу возрастных физиологических и психологических изменений подросткам свойственны частые смены настроения, общая раздражительность. Всё это, конечно же, отражается и на его социальной сфере, в том числе и страницах в сети, поэтому поведение может быть слишком импульсивным – об этом не стоит забывать.

 

– Чаще обращайте внимание на поведение вашего ребёнка, разговаривайте с ним, – советует Ольга Русая. – При этом недостаточно формально спрашивать о школьных оценках. Интересуйтесь, как прошёл его день, чем наполнены его будни и выходные, какие отношения у него с друзьями и одноклассниками. Спросите, знает ли ребёнок о том, какую опасность могут нести определенные странички в интернете, и что он об этом думает. Если ваш сын или дочь уже вовлечены в какие-либо деструктивные группы или подвергаются интернет-травле, ни в коем случае не наказывайте подростка. Убедите ребёнка, что он может обратиться к вам как к родителю с любой проблемой и вопросом,  а вы, в свою очередь, всегда примете его без осуждения и оценки.

 

Работают школьные психологи

 

Тема интернет-травли и участие детей и подростков в деструктивных группах в сети касается школы в первую очередь, так как основная социальная жизнь ребёнка сосредоточена именно там. Главная задача школьного психолога – донести до родителей сведения о существующей проблеме, способах распознания и предупреждения негативных последствий.

 

– В нашей школе на родительских собраниях психолог раскрывает вопросы безопасности в сети, негативного контента в средствах массовой информации и интернете. Специалисты не только приводят примеры, но и предоставляют практические рекомендации в виде памяток по предупреждению кибербуллинга и реагированию в случаях интернет-травли. Похожие памятки получают и сами дети. Также для них проводятся профилактические беседы и занятия, на которых школьники учатся безопасному поведению в сети интернет, – говорит психолог.

 

Мнение по поводу:

 

Николай Светогор, первый секретарь Гомельской городской организации ОО  БРСМ:

 

– На мой взгляд, проблемы интернет-буллинга возникают из-за того, что подростку нечем себя занять. У школьника может быть слишком много свободного времени, которое он проводит в интернете, в частности, в социальных сетях. Порой находит там негативную информацию, вступает в различные сообщества, подписывается на странички с деструктивным содержанием. На мой взгляд, задача родителей, учителей и общественных организаций – предоставить для школьников возможность найти себя в различных хобби и увлечениях, помочь занять своё свободное время полезными делами, развиваться и получать положительные эмоции от жизни. Городской организацией БРСМ проводится масса мероприятий, акций, организуется досуг молодёжи в периоды каникул, праздников, есть трудовые отряды, волонтёрские группы – занятия на любой вкус. Молодёжь сама предлагает идеи новых проектов и потом занимается их воплощением. В различную полезную деятельность – спортивные лагеря, соревнования, благотворительные акции, творческие концерты – активно вовлекаются и трудные подростки, состоящие на различных видах профилактического учёта.

 

Блицопрос

 

Анна КРАВЕЦ, домохозяйка:

 

Моему сыну в этом году исполнилось 15 лет. Честно говоря, за его виртуальной жизнью слежу довольно редко. Знаю, что он достаточно активный пользователь интернета, часто обменивается фотографиями с друзьями и пользуется социальными сетями. Правда, мой муж недавно установил на компьютер специальную программу, которая позволяет блокировать сомнительные страницы в сети.

 

Виталий ТУМАЧЁВ, водитель-дальнобойщик:

 

Специально для того, чтобы видеть, чем занимается мой ребёнок в социальных сетях, зарегистрировался «ВКонтакте» и теперь являюсь виртуальным другом своего сына. Я всегда в курсе того, с кем общается ребёнок, какими фотографиями делится и в каких сообществах состоит. Думаю, родительский контроль в виртуальном пространстве не повредит.

 

Анастасия САРАСЕКО, директор ДК «Костюковка»:

 

Без ведома взрослых моя 10летняя дочь интернетом не пользуется, в том числе и социальными сетями. Вообще, мы стараемся отвлечь ребёнка от современных гаджетов и заинтересовать его более полезными вещами – развивающими играми, занятиями в спортивных секциях, факультативами.

 

Евгений ЛУЩЕНКО, художник-преподаватель:

 

Культуру общения в интернете ребёнку нужно прививать со школьных лет. Я и сам являюсь активным пользователем социальных сетей, равно как и мой 12–летний сын. Всегда слежу, кто добавляется в друзья к моему ребёнку, и какими фотографиями обмениваются дети между собой. Впрочем, заменить настоящее живое общение не под силу даже самой лучшей социальной сети.

 

 

 

 

 

Читайте "Гомельские ведомости" в Вконтакте, Twitter, Facebook, Instagram, Youtube, Одноклассниках

   Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарии.



наверх