Эра электрокаров: готова ли Беларусь к наплыву электротранспорта | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дарья Моложавская Дарья Моложавская Автор текста
16:21 19 Ноября 2020 Транспорт

Эра электрокаров: готова ли Беларусь к наплыву электротранспорта



Пасхальное воскресенье 1900 года, на фотографии — Пятая авеню, Нью-Йорк. Среди моря конных экипажей едва ли в левой полосе можно разглядеть единственный автомобиль. Всего через 13 лет на аналогичной фотографии среди многочисленных автомобилей будет ехать всего одна повозка, запряжённая лошадьми.


Ещё каких-то лет десять назад новости о создании и возможностях электромобилей удивляли и восхищали. Первые электрокары, демонстрируемые в лучших автосалонах мира, казались транспортом из фантастических фильмов. Сегодня этим никого не удивишь. Мировое сообщество активно пересаживается на электротранспорт – во многих странах создают все условия. И Беларусь не исключение: развивается инфраструктура, принимаются меры, стимулирующие белорусов делать выбор в пользу авто с электродвигателем. Однако среди водителей остаётся немало спорных вопросов про покупку и обслуживание, точки и время подзарядки. Какие в Беларуси созданы условия для электромобилистов, насколько удобно и выгодно ли использовать такой транспорт – разбираемся с Анатолием Котляровым, руководителем группы перспективного развития новых энергетических технологий РУП ПО «Белоруснефть» (национального оператора сети электрозарядных станций в Беларуси).



Заряжай и поезжай

– Анатолий Владимирович, в нашей стране на самом высоком уровне идёт речь о необходимости развития электротранспорта. Расскажите, есть ли для этого условия на белорусских дорогах? Готов ли национальный оператор заправлять электрокары, если их реально станет больше? 

– К увеличению потока электромобилей мы были готовы ещё в конце прошлого года. Уже тогда наша сеть была способна обслуживать порядка девяти тысяч электромобилей. Причём электрические заправочные станции по основным магистралям расположены на расстоянии не более 150 километров одна от другой. Сеть зарядных станций РУП ПО «Белоруснефть» под брендом Malanka к концу года будет способна обслужить более 15 000 электромобилей.   

– А что со скоростью зарядки? Хотя специалисты и не рекомендуют постоянно использовать быструю электрозаправку, иногда в ней есть острая необходимость. Согласитесь, простоять на ЭЗС 5–6 часов, например, по дороге до Минска – то ещё удовольствие. 

– На наших дорогах установлены два типа зарядных станций: Mode 3 и Mode 4. Первый – это медленные ЭЗС, обеспечивающие зарядку электромобиля за 6-8 часов. Такие станции устанавливались вблизи знаковых административных объектов, а также гостиниц. То есть там, где водитель будет отсутствовать долгое время, а у автомобиля будет возможность зарядиться. Второй тип – быстрые ЭЗС, которые позволяют за 5–7 минут получить энергии примерно на 35 километров, а за один час – почти полный заряд батареи современного электромобиля. Такие станции расположены вблизи крупных торговых центров, гипермаркетов, а также на магистралях. 
На трассах электрические зарядные станции устанавливаются на автозаправках с расстоянием между станциями, как я уже говорил, не более 150 километров. Это средний запас хода электромобилей начального уровня. Начиная с 2020 года на трассах также устанавливаются более мощные станции, позволяющие за 10 минут зарядиться на 120 километров пути.

В планах РУП ПО «Белоруснефть» развитие сети супербыстрых электрозарядных комплексов. Примером развития данного направления в Европе является сеть супербыстрых зарядных станций IONITY, в том числе с выработкой чистой электроэнергии. Одна зарядная станция мощностью 350 кВт позволяет за 6–9 минут пополнить запас хода электромобиля на более чем 300 километров пробега. Данное время сопоставимо с 3–4 минутами, необходимыми для заправки на обычной АЗС. 

Развитие супербыстрых ЭЗС имеет большое значение для компаний, сервис которых связан с постоянным использованием транспорта, когда простои недопустимы. Это и таксомоторный парк, и курьерские службы, и сервисы по доставке. Развитие супербыстрой зарядки станет толчком к использованию многотоннажного электротранспорта.
Запуск супербыстрых ЭЗС планируется на основных магистралях и в столице.

– Сколько стоит заправляться электричеством? 

– В настоящее время к завершающей стадии подходит пилотный период создания сети и начинается этап коммерческого развития. Стоимость 1кВт на станциях постоянного тока (быстрые ЭЗС типа Mode 4) составит 39 копеек. Это значит, что на полную зарядку бюджетного электрокара (ёмкость батареи которого 20–30 кВт) владелец машины потратит около 10 рублей (более чем в два раза выгоднее в сравнении с двигателем внутреннего сгорания). Всю информацию о тарифах можно найти на нашем официальном сайте.

Вопрос времени

– Работа проделана большая, но, исходя из личных наблюдений, я бы сказала, что электрокар – не частый гость на наших дорогах. Нет опасений, что ЭЗС будут пустовать? 

– Мировая автомобильная промышленность кардинально меняется, и именно сейчас все значимые факторы перехода на электромобильный транспорт складываются в единую систему. 

Электромобили становятся доступны: Bloomberg утверждает, что практически через год будет достигнут паритет стоимости электромобилей и аналогичных автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, а с учётом затрат на эксплуатацию электромобили дешевле автомобилей с двигателем внутреннего сгорания уже сегодня. 

В Сети можно найти снимки 5-й авеню Нью-Йорка с десятилетней разницей. На них видно, как за короткий срок автомобили практически вытеснили конные экипажи. 

Развитие зарядной инфраструктуры и запас хода большинства электрокаров, превышающий 300 километров, приводят нас к аналогичной ситуации. 


Развитие электротранспорта является перспективным направлением. Анализируя его в долгосрочной перспективе, можно отметить, что сегодня автомобильный парк Беларуси составляет 3 560 000 автомобилей. Это потенциальные потребители электрической энергии в объёме 14 миллиардов кВт*ч в год при выработке Белорусской АЭС – 18 миллиардов кВт*ч в год.

Для понимания ситуации можно проанализировать рост числа электромобильного транспорта в Украине (рынок этой страны схож по социальным и экономическим параметрам). 2015 год – в Украине отменены таможенные пошлины, 2017-й – отмена НДС и акциза. Как следствие: рост электромобилей с 2171 единицы в 2015 году до 37 100 в 2019-м. С учётом мировых прогнозов и последних заявлений крупнейших автопроизводителей о перепрофилировании модельных рядов в электромобильные (Daimler, BMW, Renault, Honda, Nissan и другие) вполне обоснованно можно говорить о том, что в нашей стране рост будет до 120 тысяч электромобилей к 2025 году и составит 10–15 процентов от общереспубликанского парка в 2030 году. 

Учитывая сказанное, в востребованности электрозаправок я не сомневаюсь.

– В нынешнем году благодаря принятию ряда документов стоимость ввоза в Беларусь электромобиля была значительно снижена. Как ещё поддерживают водителей, решивших пересесть на электрокар? 

– Нельзя не отметить последовательность государственной политики в сфере развития электротранспорта. Принятый в 2018 году Указ Президента № 273 «О стимулировании использования электромобилей» положил начало активному развитию данного направления в Беларуси, в том числе созданию государственной зарядной инфраструктуры. Указом № 92 «О стимулировании использования электромобилей», вышедшим в начале 2020 года, была установлена нулевая ставка НДС на электромобили для физических лиц, бесплатная парковка, а также инвестиционный вычет для юридических лиц при покупке и эксплуатации электромобилей. 

Более того, в текущем году Советом Евразийской экономической комиссии была утверждена нулевая ставка таможенной пошлины на ввоз электромобилей. Таким образом, суммарно стоимость электромобиля при ввозе в страну в результате принятых мер снижена примерно на 38 процентов.

На прошедшем недавно форуме E-Mobility представители ГАИ анонсировали, что  рассматривают изменения в Правилах дорожного движения в части введения пункта о запрете остановки и стоянки машин в местах, предназначенных для зарядки электротранспорта. В Госавтоинспекции полагают, если за нарушение будет предусмотрена ответственность, проблемы с занятыми электрозарядками исчезнут. Для электромобилистов сегодня это самая насущная проблема.


Без шума и дыма

– Анатолий Владимирович, что вообще сегодня представляет собой белорусский электроавтопарк? Сколько примерно в стране электрокаров и каких моделей? Какие регионы их активнее используют?  

– По различным оценкам, в стране находится более 1200 электромобилей. По данным таможенной статистики Республики Беларусь, только за январь–август 2020 года было ввезено 828 единиц электротранспорта. Все электромобили, представленные в нашей стране, импортные. 

В конце 2018 года в Беларуси была предпринята попытка локализации производства китайских электромобилей. В продаже была представлена пробная партия электромобилей Zotye E200 отечественной сборки машинокомплектов компанией СП ЗАО «Юнисон». 

В планах – развитие отечественного производства электромобилей. Так, в 2021 году «БелДжи» планирует выпустить первую тысячу экземпляров ценовой категории не более 30 тысяч долларов и около 500 километров запаса хода. По своим характеристикам будущий электромобиль будет сопоставим с Geely Geometry A.

Сейчас наиболее популярными марками в нашей стране являются такие модели электромобилей и подключаемых гибридов, как Nissan Leaf, BMW i3, Tesla Model S, FIAT 500e, Tesla Model X, Tesla Model 3, Chevrolet Volt, Chevrolet Volt  2, Chevrolet Spark, Toyota Prius Prime, Jaguar IPace, Audi eTron, BMW i8, Volvo XC 90, Ford Fusion, Hyundai Ioniq, Volkswagen eGolf, Volkswagen eUp, Mitsubishi Outlander Hybrid, Mitsubishi iMiev.

Как правило, подавляющее большинство приходится на импорт из Америки и Европы. Также сегодня ввиду низкой стоимости растёт популярность китайских электромобилей. 

Лидером по количеству электрокаров, исходя из социальных и  экономических параметров, является столица. В процентном соотношении примерно 20 процентов пользователей электрокаров представляют регионы и 80 – Минск. 


До конца года планируется установить быстрые ЭЗС типа Mode 4: в Витебской области – 2 станции, Гомельской – 10, Могилёвской — 1, Минской – 7. 

400 единиц – таким будет общее количество ЭЗС сети РУП «ПО "Белоруснефть"» к концу 2020 года.


Если же сравнивать только областные центры, то тут на первом месте гомельчане – предпочтение электрической тяге отдали около 50 водителей. 

– Знаю, что ваше предприятие использует подобный транспорт. Это положительный опыт? 

–  Вообще, по мнению многих водителей электромобилей, с учётом затрат на ремонт и обслуживание машины (масло, фильтры и прочее) в совокупности с топливом за год можно сэкономить как минимум 500 долларов. И мы это можем подтвердить по опыту нашей компании. Электромобиль находится у нас в эксплуатации с 2014 года. Это уже относительно возрастной Nissan Leaf, который в летнее время легко проезжает 90–100 километров на одной зарядке. Это, к слову, о страхе начинающих электромобилистов о том, что батарея быстро деградирует и авто теряет километры запаса хода. Машине больше шести лет, а пробег уменьшился всего на 15 километров. Зарядка на быстрых ЭЗС Malanka позволяет за 5–7 минут пополнить запас хода на 32–35 километров. Как правило, для этого используется зарядная станция на АЗС на улице Хатаевича. 

Проблем с эксплуатацией нет. Водители восторженно отзываются о динамике и бесшумности вождения, а обслуживающий персонал за всё время провёл лишь плановые работы по ходовой части, в отличие от количества работ по авто с ДВС, где нужно обслуживать и двигатель, и коробку передач. В будущем компания намерена расширять парк электромобилей. Этот процесс уже необратим, весь мир движется в данном направлении. Если мы не хотим оказаться на обочине прогресса, необходимо развивать зарядную инфраструктуру со своей стороны, а водителям –  активно пересаживаться на электрокары, экономить и наслаждаться высокотехнологичными авто.


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N