icon
Культура

Валентин Исаков – танцовщик и творец

15:00 / 22.12.2016
Автор: Чернявский Дмитрий
Фото: Анна Пащенко

– Я должен быть максимально честным перед собой и зрителями. Сцена не прощает лжи, и если ты обманываешь, то становишься никому не интересным, – уверен хореограф Валентин Исаков, чьи постановки пластических спектаклей пронзают своей искренностью. Автор проекта «Фабрика Барокко»,  руководитель «Цеха творческих идей и экспериментов», театра «Х-Перименты», народного коллектива брейк-данс команды Fools Funny Crew и народного коллектива студии современной хореографии «Теплообмен», преподаватель современной хореографии в ГГКИ имени Н. Ф. Соколовского,  постановщик 16-ти пластических спектаклей, поэт, актёр, режиссёр – это всё о нём. А начиналось всё 14 лет назад, когда 17-летний парень организовал  кружок самодеятельности…  

 

Танцующий инженер

 

Учась в средней школе № 61, Валентин 9 лет посещал театральный класс, где занимался вокалом, танцами, сценическим мастерством. кроме этого, 7 лет играл в музыкальной школе на аккордеоне.

 

– Мой папа по профессии электромонтажник, мама – домохозяйка. Они всегда любили петь, но какого-то серьёзного отношения к творчеству не имели, – рассказывает хореограф. – Всё лучшее, что было в нашей семье, отдавалось детям. В 90-е годы денег у родителей было немного. Бывало, приходилось со старшим и младшим братом, которые сейчас работают монтажниками, делить одну конфету на троих. Зато мы были долюбленными, досмотренными детьми. 

 

В 1999 году в руки к Валентину попала видеокассета Battle of the Year – самого популярного и престижного чемпионата по брейк-дансу. И он, глядя в экран телевизора, стал перенимать движения танцоров.

 

– Шесть лет копировал различные элементы, даже не зная, как они называются. А базу брейкинга узнал только в 23 года, – добавляет Валентин Исаков.

 

После окончания химико-биологического класса будущий танцовщик поступил, нет, не в хореографическое училище, как многие могли бы подумать, а на механико-технологический факультет ГГТУ имени П. О. Сухого по специальности «Машины и технология обработки материалов давлением». Будущий хореограф проходил практику на заводе «Гомсельмаш», а диплом защищал по теме «Деталь жёсткость». 

 

– Честно говоря, не знал, куда поступать, и пошёл в университет, который был ближе всего к дому, – признаётся Валентин, который параллельно стал тренировать детей брейк-дансу в Гомельском областном Доме учащихся и работников учреждений профессионального образования. Ребята занимались ежедневно по шесть часов.

 

Настоящим откровением для Валентина Исакова стало выступление в Гомеле Санкт-Петербургского театра танца «Искушение»:

 

– Тогда мне стало понятно, что есть совсем иной хореографический язык, где нет никакой агрессии. Другое самовыражение, культура тела.

 

На пятом курсе, учась на инженера, Валентин подал документы в Белорусский государственный университет культуры и искусств, который окончил с красным дипломом:

 

– Просто вернулся на свою дорогу, поняв, что не могу без творчества, – объясняет выбор Валентин Исаков. –  Мне предлагали остаться преподавать в Белорусской государственной академии искусств, но я решил вернуться в Гомель. Не хотелось оставлять свой танцевальный коллектив.

 

Состоялся как педагог

 

А потом была победа на Международном конкурсе «Кубок Европы», после которой Валентин поступил в  Московский государственный институт культуры учиться на хореографа.

 

В творческой биографии Валентина Исакова были и полгода работы в Турции. Он ставил танцевальные номера для зомби-шоу, в которых участвовал и сам, в парке развлечений города Кемер.

 

А когда вернулся в Гомель, ему предложили преподавать современную хореографию в ГГКИ имени Н. Ф. Соколовского.

 

– Все заработанные в Турции деньги потратил на обустройство залов для занятий танцами.  И не жалею. В этом году был первый мой выпуск. На государственном экзамене все мои дети – так хореограф называет своих учащихся – меньше 8,5 балла не получили и поступили в стопроцентном составе в Белорусский государственный университет культуры и искусств, – подчёркивает Валентин. – Могу сказать, как педагог на профессиональном уровне я состоялся. Понял для себя,  что моя система работает хорошо и всё, что делали в зале, было не напрасно. 

 

На репетициях же Валентин достаточно строг и требователен:

 

– Как к людям у меня к вам никаких вопросов нет. Хотите, чая попьём, – говорю я. – А как к профессионалам и коллегам всегда будут претензии». Потому что хореография – это такой вид искусства, в котором всегда можно что-то исправить. А для того, чтобы в результате что-то получилось, нужна строжайшая дисциплина.  

 

Свободный для…

 

– В чём заключается философия творчества? – задаётся вопросом Валентин Исаков. –   Я бы ответил так. Человек – это сосуд, в который постоянно льётся вода. И когда человек искренний, светлый, через него проистекает не испорченная ничем вода. Когда же делает какие-то неправильные вещи, вода, которой он может напоить других, становится серой. А когда живёт против законов морали и нравственности, вода становится чёрной, и такой человек ничего хорошего своим творчеством дать другим не может. Поэтому нужно стараться оставаться чистым внутренне, – заключает хореограф. – А идеи и образы приходят откуда-то свыше и, как мне кажется, не принадлежат тому, кто их воплощает в жизнь. В данном случае мне. Они просто через меня проходят, как вода. «Сегодня мне интересно пообщаться с вами на тему взросления, которая меня тревожит. Ребята, послушайте», – говорю зрителям, как это было во время недавнего пластического монолога в Молодёжном театре. Я только задаю правила игры, а человек ищет себя в них и либо принимает и говорит: «Вот это про меня. Надо послушать», либо отторгает, так как это не созвучно его мироощущению. 

 

Продолжая рассуждать, Валентин Исаков добавляет:

 

– Когда говорят: «Ты свободен от…», то это свобода, которая избавляет от ответственности. Человек же должен быть свободен для… В моём случае – для творчества. Тогда можно воплотить что-то стоящее на сцене. А так, перекроешь человеку кислород, а в 50 лет он скажет: «Ты знаешь, я мог такое создать!»  Но будет уже поздно. 

 

 Искусство в мелочах

 

– Язык хореографии очень красивый и тонкий, но при этом когда надо, бьёт как плётка. То, чего не можешь позволить себе в жизни, сказав простым языком, ты можешь донести языком тела, – уверен Валентин Исаков. – Он очень доходчивый, природный, берёт свои корни со времён зарождения человечества, как и музыкальный ритм, который отстукивали на древних барабанах. 

 

Процесс же создания  произведения, по мнению Валентина, схож у всех творческих людей:  

 

– Главное, чтобы была идея, зерно, которое  следует взрастить. Тогда поставить спектакль несложно. В противоположном случае ничего не получится. 

 

В поиске идей для пластических постановок Валентину, по его словам, помогает способность удивляться:

 

–  Испытываю это чувство каждый день. У меня, наверное, такая особенность. Смотрю, например, как падает с дерева лист, и удивляюсь. Для творческого человека очень важно наблюдать за всем, что происходит вокруг. Сейчас мы с тобой сидим в пустом зале, и кажется, ничего не происходит. На самом деле  я вижу вокруг себя  миллион вариантов, которые могут подтолкнуть к написанию спектакля. Вот эта штора, – показывает ладонью Валентин, – а напротив оторвавшаяся от стены надпись. Уже этого достаточно для какой-то задумки. И таких незначительных  деталей в жизни очень много. Все эти, казалось бы, мелочи стимулируют меня к творческому процессу. Нужно постоянно пребывать в состоянии открытости миру и быть готовым к тому, что тебя в любой момент может подбросить к новым свершениям. 

 

Помолчав, Валентин Исаков добавляет:

 

– Люди говорят: «Когда Валик что-то делает, он отрешён». Наверное, это так. Я переключаюсь  и существую в рамках предложенных постановкой обстоятельств. Тогда на выходе получается искренне и по-настоящему. И ты понимаешь, что весь период подготовки к премьере прожил примерно так, как герой твоей пьесы. Кусок выстраданной за полгода жизни – вот что значит для меня спектакль. Ты его холишь, лелеешь, а потом делишься со зрителями.

 

*  *  *

 

А ещё Валентина Исакова вдохновляет творчество поэта Иосифа Бродского и драматурга Уильяма Шекспира. Его любимые книги «Легенды и мифы Древней Греции» Николая Куна и «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Нравятся хореографу фильмы режиссёра Александра Сокурова «Молох», «Телец», «Солнце» и ленты Мартина Скорсезе. Восхищается танцовщик музыкой Рахманинова, Шопена, Вивальди, японскими композиторами Нобуо Уэмацу, Кэндзи Каваи, джазовой певицей Ниной Симон и ранними песнями группы «Звери». Среди исторических личностей ему импонируют спартанский царь Леонид, Леонардо да Винчи и Никола Тесла.

 

Валентин Исаков в юности занимался боевым искусством джиу-джитсу, а сейчас может подтянуться 25 раз. Ему удаётся 50 раз сделать вращательное движение на голове и 13 раз – на локте, для чего потребовалось три года тренировок. Он владеет в разговорной форме итальянским языком, может проплыть под водой 50-метровый бассейн, так как занимался плаванием. А ещё любит ловить раков на Березинском озере в Осовцах и мечтает увидеть океан.  

 

Хобби Валентина – мастерить из старого хлама винтажные фонари, которыми он украшает некоторые свои постановки.  

 

– Чтобы случилось чудо, нужно как минимум залезть под одеяло, открыть книгу и зажечь фонарик, как в детстве, – добавляет хореограф. – Тогда рождается атмосфера и может явиться настоящий Маленький принц. 

 

Первые довольно простые стихи Валентин написал в 6-м классе, желая порадовать папу, а по-настоящему что-то стоящее, когда влюбился первый раз в 17 лет. В девушках он ценит доброту, умение заботиться и мудрость. Мечтает создать семью.Валентин Исаков советует ничего не бояться и идти учиться к профессионалам, которые могут дать хорошую школу. Главными своими достоинствами считает настойчивость и трудолюбие, а недостатком – гордость, с которой он старается бороться. Ему не обойтись без музыки, езды на велосипеде, одиночества, во время которого рождаются мысли и идеи для спектаклей, и общения с людьми, от которого хореограф заряжается энергией. Валентин хотел бы сняться в художественно-документальном предельно честном фильме об искусстве танца. Сейчас за его спиной 60 подготовленных танцоров, но он хотел бы увеличить свой  коллектив до 200, чтобы воплощать по-настоящему масштабные постановки.

 

– Хореография – это мой образ жизни, – признаётся Валентин Исаков. –  Заходя в зал, оставляю все проблемы за дверьми. Работаю три часа и всё это время живу с ощущением внутреннего счастья, которым и питаюсь.

 

 

 

Читайте "Гомельские ведомости" в Вконтакте, Twitter, Facebook, Instagram, Youtube, Одноклассниках

   Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарии.



наверх