icon
Общество

Раритет музея жирокомбината: советская майонезная банка с "начинкой" 20-летней давности

16:00 / 18.04.2017
Автор: Байдан Елена
Фото: Елена Байдан

«В 2011 году, когда закладывали фундамент нового цеха, нашли майонезную банку советского образца. Но не пустую, а с продуктом, который практически не потерял свой первоначальный вид», – показывая стеклотару с почти не тронутым временем содержимым, удивила меня маркетолог Гомельского жирового комбината. Кто бы мог подумать! Благодаря счастливым обстоятельствам сегодня в музее предприятия можно увидеть раритетный сосуд с «начинкой» более чем 20-летней давности. 

 

 

С налётом времени

 

В 80-е годы на комбинате выпускали более 40 видов продукции. Лучшими в стране тогда считались майонезы «Провансаль», маргарин «Сливочный», мыло «Детское». Пусть советские прилавки не отличались большим ассортиментом, однако вокруг этих товаров создавался настоящий бум. Конечно, за несколько десятилетий предприятие обновило фирменный стиль и расширило линейку изделий.

 

В 2017 году ОАО «Гомельский жировой комбинат» отметит очередной юбилей - 85-летие. А ведь всё начиналось с производства маргарина в 1932 году. Именно тогда была произведена его первая тонна. Современные и уже устаревшие варианты оформления этого продукта сохранил музей, расположенный в заводоуправлении. Среди ярких примеров эволюции упаковки, которые в магазинах сегодня и не увидишь, привлекает внимание сало растительное. Сегодня, наверное, мало кто помнит: оно выпускалось в СССР и было отличной альтернативой растительному маслу и животным жирам.

 

 

Среди муляжей красуются и образцы маргарина более 15 наименований: «Домашний», «Молочный», «Светлана», «Радуга», «Солнечный», жира «Украинский».

 

 

 

- В 90-х по форме маргарин представлял собой прямоугольники по 250 граммов. Но в дизайне упаковки теперь другие тенденции. Выпускаем плоские кусочки, как у сливочного масла. Состав тот же, а вот форма и объём изменились, - рассказала маркетолог комбината. - Разные весовые вариации продукта - от 200 до 500 граммов - производит одно оборудование. Но советские названия перекочевали на новые виды упаковок. Потребитель привык покупать знакомый ему продукт. 

 

 

 

 

Советский дизайн упаковки был простым и минимальным. Сегодня многие с ностальгией вспоминают образцы промышленного подхода к функционалу того времени: молоко в треугольниках, леденцы в металлических баночках…  В серии тематических статей современным взглядом мы посмотрим на примеры уникального оформления некоторых товаров, сделанных в Гомеле в эпоху СССР.

 

Находка XXI века

 

Вернёмся к «находке XXI века» – майонезной банке советского образца, которую случайно нашли работники предприятия. Действительно, когда берёшь её в руки, вспоминаешь тот самый, сейчас  уже ни с чем не сравнимый «островатый» вкус. На металлической крышке прописана цена - 33 копейки. Сохранило время и указанный на продукте состав: растительное масло, горчица, яичный порошок, сахар и другие ингредиенты.

 

 

 

Раритет, который не менялся десятилетиями, красуется рядом с двойняшкой: современной майонезной банкой с закручивающейся крышкой.  Было время, когда пластиковые упаковки вытеснили майонезную банку. Но после её исчезновения на несколько лет она всё-таки вернулась на прилавки, но, правда, в новом исполнении. Конечно, то, что «было» и как «стало», визуально не перепутаешь.

 

 

- Почему пришлось переходить на новую упаковку? Конкуренты в своё время стали удешевлять товар, - отметила специалист. – Сложившаяся на тот момент рыночная ситуация требовала внесения изменений, поэтому был освоен выпуск майонеза в полиэтиленовых пакетах. Упаковка стала удобной и снизила стоимость.

 

Чтобы удобно было хранить продукт в холодильнике, майонез стали разливать в пакет дой-пак. Он фасуется на линии ВOSSAR (Испания), запущенной на комбинате в мае 2009-го.

 

Сегодня майонезная продукция выпускается в стеклобанке твист-офф, пластиковом ведре, полиэтиленовом пакете, пакете дой-пак.

 

 

Банное, детское, душистое

 

Обратимся к истории, которая сохранила немало интересных фактов. Мыловаренный цех на комбинате заработал с 1935 года. Изначально здесь изготавливалось только хозяйственное мыло. После того как оно остывало в формах и принимало их вид, большие пласты вручную разрезались натянутой струной.

 

Во времена Советов хозяйственное мыло стоило намного меньше «Банного» или «Детского», но зато по размеру кусок был больше, цвет, как сказали бы сейчас, «натуральный», коричневый. Не было более надёжного друга при стирке грязного белья, да ещё вручную! Качество стирки по старинке, говорят, было отменным.

 

 

Туалетное мыло стали производить только в 1967-м. В 90-х на жировом комбинате завершено строительство нового цеха механической обработки туалетного мыла с вводом в эксплуатацию линии «Вебер-Зеелендер» (ФРГ). Это расширило ассортимент и улучшило качество.

 

 

 

Музей комбината хранит десятки образцов дизайна упаковки ушедшей эпохи. На полках соседствуют самое душистое мыло того времени  «Земляничное» и легендарное «Красная Москва», причём второе - в двух разных бумажных оформлениях. Здесь можно увидеть также «Цветочное», «Лесное», «Алёнушка», «Золушка», «Чебурашка» и другие. Интересно, что на некоторых упаковках прописана цена мылящегося  товара. Например, бюджетное «Глицериновое» (вторая группа) оценивалось в 17 копеек, а люксовое «Красная Москва» (первая группа) аж в 30 копеек!

 

 

 

А вот на душистом «Лесном»  производитель позаботился кратко указать описание его свойств. Акцент сделан на натуральных составляющих: «вырабатывается из высококачественных пищевых жиров. Содержит биологически активные вещества – хлорофилл, каротин, витамины Д, Е, извлекаемые из свежих хвойных веток. Предупреждает раздражение кожи, ускоряет заживление мелких порезов и ожогов, улучшает состояние кожи и используется при лечении лёгких форм себореи».

 

 

 

- Изогнутые формы туалетного мыла появились с 1996-го, когда построили новый цех. На немецком оборудовании его стали штамповать, и оно получало любую форму штампа. Кроме того, сделали закруглённые уголки, - пояснила специалист.  - В 2001-2003 годах наладили производство штампованного 72-процентоного хозяйственного мыла. В 2004-2005 годах заработала машина для поштучной его упаковки во флоу-пак.

 

 

 

 

 

*  *  *

 

Сегодня упаковку мыла советской эпохи можно найти у коллекционеров и при желании приобрести. И наверняка ещё спустя несколько десятков лет современные образцы будут вызывать к себе не меньший интерес как к примеру промышленного дизайна, но уже XXI века.

Читайте "Гомельские ведомости" в Вконтакте, Twitter, Facebook, Instagram, Youtube, Одноклассниках

   Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарии.



наверх