80 историй о Победе. Александр Рай: «Моя рука лежит на гашетке» | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
09:29 30 Июня 2024 80 историй о Победе 5991

80 историй о Победе. Александр Рай: «Моя рука лежит на гашетке»

Александр Рай родился в 1924 году в городе Луганске. До войны работал токарем на паровозостроительном заводе, а на фронт попал в 1943 году. Комсорг роты автоматчиков красноармеец Рай отличился в боях по ликвидации плацдарма противника на левом берегу Днепра в Запорожской области. 29 октября 1943 года под ураганным пулемётным огнём Александр личным примером поднял роту в атаку и увлёк её за собой. Он первым ворвался во вражеские траншеи и в ожесточённой рукопашной схватке уничтожил 15 немецких солдат. А дальше было освобождение БССР.



– Случилось это в июле сорок четвёртого. Наша 5-я Орловская Краснознамённая дивизия подошла к Волковыску, – вспоминал Александр Рай. – Город пылал. Издалека были отчётливо видны остовы сгоревших зданий. Наш 190-й стрелковый полк пытался с ходу ворваться в город, но бросок этот не увенчался успехом. Бойцов встретил ураганный пулемётный огонь фашистов, прочно засевших на подступах к Волковыску. Командир дивизии вызвал к себе группу автоматчиков и меня – пулемётчика. Перед нами была поставлена задача: незаметно пройти в тыл врага, неожиданным ударом дезорганизовать его оборону и этим помочь нашим основным силам прорваться в город.

Боевую десантную группу, в которую входил  41 человек, повёл капитан Артём Боричевский. Пробирались бойцы в тыл врага с двумя ручными пулемётами, двумя 57-миллиметровыми пушками на машинах по глухим лесным дорогам. Ночь выдалась на редкость удачной: вокруг ни зги не видать. Где-то в стороне вдруг вспыхнула ракета. Солдаты залегли, приготовились к бою. Но тревога оказалась ложной. Шли так часов пять. Вот впереди показалось что-то светлое. Это было шоссе. 



– Мы вышли к дороге и повернули в обратную сторону – к городу. Знали, где-то там, в окопах, притаился враг. Но он не ожидал нас с этой стороны, и поэтому мы действовали уверенно, – делился Алекандр Рай. – Прошли так метров сто, как вдруг со стороны шоссе донёсся шум. Присмотрелись: колонна фашистов двигалась к городу, шло подкрепление – десятки вооружённых до зубов гитлеровцев. 
Группа заняла позицию на небольшом холме, заросшем кустарником. Рядом с Александром залегли автоматчики. Они с нетерпением ждали сигнала к началу боя. 

– И вот уже отчётливо видим силуэты фашистских вояк. Можно уже стрелять. Кто-то из автоматчиков нетерпеливо зашептал: «Ну чего медлишь там?». Но я знал – спешить не надо. Пусть основная часть колонны приблизится к нам, чтобы стрелять наверняка. Ведь фашисты были уверены, что в городе свои и им ничто не угрожает, – вспоминал Александр Михайлович. – Слышу я тогда в напряжённой тишине биение своего сердца. Нервы напряжены до предела. Моя рука лежит на гашетке. Проходит минута, вторая... 

«Огонь!» – крикнул я и нажал на гашетку.

Подпустив немцев на 200 метров, Рай открыл по ним ураганный огонь. Отражая атаку за атакой, Александр Михайлович уничтожил 120 солдат и офицеров вермахта, две огневые точки и подавил огонь трёх противотанковых пушек. Стрельба в тылу подняла панику среди гитлеровцев, засевших в городе. Они, по-видимому, решили, что попали в окружение. В это время по вражеским позициям ударила наша артиллерия, и основные силы советских войск двинулись в атаку.

Волковыск был освобождён, и наши войска устремились дальше, вперёд – отвоёвывать родную землю. За эту операцию Александру Раю было присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N