80 историй о Победе. Николай Изюмов: продолжал командовать раненый в ноги | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
15:10 17 Ноября 2024 80 историй о Победе 3632

80 историй о Победе. Николай Изюмов: продолжал командовать раненый в ноги

За месяц до начала Великой Оте­чественной войны Ульяновское военное училище выпустило кадрового офицера-танкиста Николая Изюмова, который был родом из Челябинской области. Тогда никто не думал, что в свои 23 года этот широкоплечий, с открытым лицом и проникновенным взглядом сибиряк станет Героем Советского Союза, что свой подвиг он совершит именно на белорусской земле.

Попал лейтенант на фронт в самый критический момент. В бой довелось вступить с ходу и биться, как говорится, до конца. 26 июня 1944 года наши танки перерезали магистральные дороги Бобруйск – Глуск и Бобруйск – Слуцк. Не давая опомниться врагу, танкисты-изюмовцы совершили бросок к станции Мирадино. Здесь стояли шесть железнодорожных эшелонов с военными грузами, размещались склады с боеприпасами и продуктами питания. Атака батальона Изюмова была настолько неожиданной, что враг бросил всё оружие, технику и в панике бросился к Бобруйску. 16-я гвардейская бригада с головным батальоном Николая Изюмова рванулась на шоссе Бобруйск – Минск. Короткий бой – и Сычково в наших руках. Рядом магистральный путь. По нему из Бобруйска на Минск мчалась колонна автомашин с грузами и пехотой. Танкисты батальона Изюмова открыли огонь, с ходу вырвались на шоссе, сбивая гусеницами машины. Поднялась страшная паника. Одни пытались развернуться и оседали в кюветах, бросали машины и разбегались. Другие спрыгивали с машин и убегали в лес. Дорога на участке 500 метров стала напоминать кладбище разбитой вражеской техники.


Почувствовав себя в окружении, фашистское командование организовало мощный контрудар на Мирадино, чтобы по железной дороге вывезти Бобруйский гарнизон. Кровопролитный бой продолжался четыре часа. Наши танкисты устояли, отбросили врага назад. Тогда фашисты 27 июня навалились на сычковский перекрёсток. 30 танков и самоходных орудий, несколько тысяч солдат пехоты, преимущественно офицеров, при поддержке авиации более пяти часов штурмовали этот перекрёсток. Десять раз фашисты поднимались в атаку и были отброшены назад.

«Все атаки противника, – записано в характеристике комбата, – отбивались батальоном Изюмова, и за время боёв уничтожено 203 танка и автомашины, 20 противотанковых орудий, до 2 тысяч солдат и офицеров». Было захвачено 76 пулемётов, 201 миномёт, 46 пушек.


Вражеские части ринулись из Бобруйска по единственной дороге через Кривой Крюк на Щатково. Силы врага превосходили наши в несколько раз.

Тем не менее Николай Изюмов смело развернул батальон и повёл танкистов в атаку, в ходе которой получил ранения обеих ног. Но храбрый офицер продолжал командовать боем.

В железный «котёл» под Бобруйском, как в капкан, попали части 9-й армии противника. Батальон Изюмова был повёрнут на Бобруйск. Фашисты люто отбивались. Стрелял каждый дом, каждая хозяйственная постройка, где были замаскированы артиллерийские расчёты. Наши танки враг поливал огнём гранатомётов и фаустпатронов. Но танкисты-изюмовцы отбивали у врага участок за участком. И вот уже освобождена часть Минской улицы, завершается штурм улицы Шмидта. В самом её конце тридцатьчетвёрку комбата Изюмова пятый раз всколыхнул страшной силы удар вражеского снаряда. Она будто споткнулась, встала как вкопанная, наклонилась набок.

Говорят, на войне как на войне: всякое может случиться в любую минуту. И тем не менее никто из воинов изюмовской стальной дружины не думал, что улица Шмидта в Бобруйске будет его последним рубежом.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N