Куклы ручной работы от гомельского мастера игрушек
Помните мультфильм о домовёнке Кузе, который всё время звал Нафаню и говорил про себя, что он не жадный, а домовитый? Эта детская сказка, сколько её не пересматривай, всегда вызывает только улыбку. И так хочется такого Кузьму и себе… Кукольных домовят, девочек и мальчиков создаёт мастер авторских игрушек Ольга Старосотникова. У каждой Ольгиной работы есть имя и даже свои привычки и увлечения. С настоящей семьёй игрушек познакомились и корреспонденты «Гомельских ведомостей».
Куклами ручной работы сегодня в Беларуси, да и в Гомеле уже никого не удивишь. В качестве подарков на дни рождения близких и друзей и различные семейные праздники молодёжь стремится выбрать что-то оригинальное, эксклюзивное. Текстильные, вязаные куклы, Тильды (по специальным выкройкам), куклы со смешным названием «тыквоголовые» (действительно, их головы, как тыквы) и многие другие – это игрушки, которые можно подарить не только детям. Кукольники придумывают для своих работ новые образы, одевают «детей» в яркие и интересные наряды. Самое главное, что у этих игрушек, утверждают в один голос мастера, есть душа, потому как сделаны они руками человека.
КУКЛЫ КАК ДЕТИ
«Меня очень увлекает сам процесс создания куклы, – рассказывает Ольга Старосотникова. – Иногда сижу со своими работами до четырёх утра. Бывает, что «с нуля» кукла рождается всего за три дня. У меня просто столько вдохновения от этого занятия, я получаю огромное удовольствие». Когда Ольга начинала шить кукол, выкройки ещё подсматривала в Интернете, но потом стала делать работы только по своим авторским эскизам, сама начала создавать для них образы, придумывать истории их жизни. «У моих кукол пропорции, почти как у маленьких деток. Эти «дети» ни на кого не похожи, тяжеловато, конечно, самой придумывать работы от начала до конца, но зато нигде таких больше нет», – говорит мастер.
Самое главное в кукле, считают многие мастера, – это натуральные ткани. Материалы для своих работ – ткани, волосы и реснички – Ольга заказывает в Англии или Америке. «Я стараюсь использовать лён или хлопок, – рассказывает кукольница. – В основном шью из американского хлопка – это очень приятная ткань, с ней легко работать. Сначала делается выкройка. Дальше набиваю отдельно ножки и ручки, затем сшиваю все детали воедино, ну а потом уже рисую личико. Самое интересное, что я не делаю предварительно эскизов лица, рисую сразу на кукле. Мне не страшно испортить куклу или нарисовать что-то не так, мне кажется, что они сами себя создают, а я только помогаю им родиться», – говорит Ольга.
Отличие любого изделия ручной работы от изделия фабричного производства в том, что авторские вещи – это творческий продукт конкретного человека, его взгляд на мир, его самовыражение. Познакомившись со многими работами Ольги, можно легко заметить, что они похожи между собой, как сестрички и братики, и что самое поразительное, куклы чем-то похожи ещё и на автора. «Мне часто говорят, что у моих кукол глаза похожи на мои, я же, когда их делаю, стараюсь, чтобы работы все выглядели по-разному. Но всё равно их что-то объединяет», – уточняет кукольница.
С ТЫКВОГОЛОВОЙ И «ПОНЕСЛО»
«Моё увлечение куклами началось благодаря моей дочке. Мне хотелось, чтобы, когда появится ребёнок, дома было что-то красивое, что создаёт уют и ощущение тепла. И вот в Интернете нашла картинки тыквоголовых кукол. Когда сшила её сама по выкройкам, то неожиданно оказалось, что кукла довольно неплохо получилась. Я бы никогда и не подумала, что куклы могут стать для меня хобби. Но после той первой тыквоголовой меня, как говорится, «понесло». С тех самых пор шью своих «деток» уже почти три года. За это время сделано очень много кукол, я даже не смогу вспомнить их точного количества», – говорит мастер.
УКРАШЕНИЕ ИНТЕРЬЕРА
«Свою первую серьёзную работу я назвала Вероника Сластёна. Её я шила в честь дочери, но так получилось, что меня попросили продать куклу. Есть ещё у меня одна незабываемая и любимая кукла. Она получилась похожей на мою лучшую подругу. Все, кто видел куклу и знал мою подружку, говорили, что у них буквально одно лицо. Тяжело было и с ней расставаться, но приятно, что кого-то дома встречает теперь моя работа», – делится Ольга Старосотникова.
Интересно, что кукол мастер себе не оставляет. «Моя дочка их не просит, она хоть и маленькая, но понимает, что эти куклы – украшение, с ними особенно не поиграешь. Даже на выставках, когда подходят маленькие дети и начинают трогать куклы руками, дочка всегда говорит: «Нельзя!» Но я-то не запрещаю, может, она видит, что это всё-таки труд». Вот домовят можно брать в руки, играть, с ними ничего не случится. Остальные же куклы коллекционные, которых даже стирать нельзя, они рассчитаны на то, чтобы украшать интерьер.
Ольга выполняет и индивидуальные заказы. «Часто у меня просят некоторые работы повторить. Например, популярна кукла Анюта – девочка, у которой нет ни мамы, ни папы. У неё были хвостики, да и вообще она получилась симпатичной. У каждой моей куклы есть имя, своя история, даже вшито маленькое сердечко. В сердце я кладу душистые травы, специально подбираю лаванду или жасмин. Мне самой приятно, что у куколки есть сердце, что она живая. Все аксессуары, которые есть на кукле, – обувь, сумочки, книжечки – я тоже делаю сама. Ничего отдельно стараюсь не покупать, а только материалы», – отмечает кукольница.
ОТКУДА ВДОХНОВЕНИЕ?
«Художественного образования у меня нет, я только закончила дизайнерские курсы. Возможно такая «жилка» от брата, он был художник, занимался мебелью. Мне ещё очень нравится покупать материалы, подбирать красивые аксессуары, но в Гомеле практически ничего, что мне подходит, нет. Качественные материалы всегда заказываю через Интернет. К примеру, американский хлопок ни «едет», ни косит, держит форму. Цветочки для аксессуаров, братсы, что вставляются в ушки куклам, часто привозят мне из Китая. Для подписей «ручная работа» использую специальные деревянные штампы. Но то, что сейчас вы видите на рабочем столе, – это одна десятая всех материалов, которые у меня есть. Различных пуговиц, подвесок, кружев, кусочков ткани, ниток – их очень много. Из такого количества материалов собрать единый образ иногда бывает трудно. А я всё покупаю и покупаю. Наберу про запас, как хомяк, потом какая-то деталь лежит и ждёт своего часа», – говорит Ольга.
ДОМОВЯТА НА СЧАСТЬЕ
«Родные в самом начале моего увлечения меня не поддерживали, говорили, зачем тебе, у тебя же ребёнок. А потом уже, когда куклы стали красивее, начали появляться заказчики, муж даже сам проявил инициативу помогать. Активно покупают и моих домовых, они приносят счастье в дом. Есть мальчики и девочки. Такую куклу можно приобрести и для подарка, и для себя. Мне кажется, что домовята должны быть именно ручной работы, тогда из них получаются искренние защитники дома», – комментирует Ольга Старосотникова.
НЕ ДЛЯ ЗАРАБОТКА
«Мои куклы уже разъехались по всей Беларуси и не только. Были заказчики из Речицы, Жлобина, Брянска, находятся клиенты и в Интернете. Недавно был необычный заказ: чтобы кукла была похожа на ребёнка в семье. На такие куклы времени уходит намного больше, их и делать тяжелее. Сложно сделать похожим лицо, плюс одежда. Больших денег на куклах не заработаешь. Да и вообще, авторские работы делаются не для заработка. Мне приятно, что людям нравятся мои изделия, и они готовы их приобрести», – рассказывает мастер кукол.
Автор фото: Анна Пащенко
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter