Маэстро Спиваков выступил с оркестром в Гомеле
«К сожалению, в классической музыке ничего на бис играть нельзя», – обратился к благодарной публике после пятиминутных аплодисментов маэстро Владимир Спиваков (на снимке), который на протяжении почти двух часов сопровождал музыкой немой киношедевр Чарли Чаплина «Огни большого города». На сцене ДК железнодорожников выступление выдающегося дирижёра было организовано при помощи Гомельской областной филармонии. «Лента Чаплина – замечательное напоминание о том, что мы должны быть милосердны и любить друг друга. Вот и всё», – и зал снова взорвался аплодисментами. Конечно же, это не всё. А вот о том, что ещё сказал маэстро, обращаясь к гомельчанам, – в эксклюзивном интервью «ГВ».
Обращаюсь к милосердию
– Владимир Теодорович, расскажите, пожалуйста, о программе, которую вы играете в Гомеле?
– Мы её в прошлый раз представили в Большом театре оперы и балета в Минске. «Огни большого города» прошли с таким успехом, что просто все начали просить исполнить снова. А когда я в первый раз в Москве показал эту программу, то получил почти тысячу писем. У нас в Московском международном Доме музыки есть ящик, куда каждый может бросить письмо с любыми пожеланиями. Там практически все послания начинались со слов: «Владимир Теодорович, умоляю вас, повторите этот проект с Чаплиным». Он у всех вызвал гамму впечатлений.
– А почему вы обратились к творчеству именно Чарли Чаплина?
– Чаплин не только великий актёр. Он режиссёр, композитор, в общем, невероятный человек. Но главное – потрясающий поэт. Его фильм «Огни большого города» обращается к теме милосердия – тому, чего не хватает нам всем в жизни. Это тема спасения человека. Что касается самой ленты, то, говоря сегодняшним языком, герой Чаплина находит пьяного олигарха, который даёт ему деньги. Чарли отдаёт их на операцию слепой цветочницы. За это он по недоразумению садится в тюрьму, а когда выходит из заключения, то появляется на улице в нищенском обличии. В это время к вылечившейся от слепоты девушке заезжает молодой лондонский денди. В накрахмаленной манишке, перчатках, котелке. Она думает, что это её благодетель – Чарли, так как он похож на человека, который может заплатить за операцию. Но тот спокойно покупает цветы и уходит. Затем цветочница видит бродяжку Чаплина. Выходит. Даёт ему цветочек, и случайно их руки соединяются. А так как у каждого незрячего человека тактильные ощущения очень развиты, она понимает, кто перед ней. Этот момент вызывает просто слёзы, невероятные. Она говорит: «Это вы?» «Вы видите?» – смотрит на неё Чарли. Понимаете, какое счастье? Там ещё Чаплин свои номера невероятные показывает, которых бесконечное количество. Невероятно смешные. В общем, здесь и смех, и слёзы, и любовь – всё.
О биатлоне и фристайле
– Хватает ли у вас времени в связи с плотным гастрольным графиком следить за тем, что происходит на зимней Олимпиаде?
– Ну, а как же. Поздравляю вас с такой невероятной победой. Три золотых медали! Это, знаете, мало кому вообще удаётся.
– Уже пять…
– Я имею в виду Дарью Домрачеву. И про фристайлистов, конечно, знаю. Я считаю, что Беларусь может гордиться своими достижениями.
– До нас дошли слухи, что с Олимпиадой ваши творческие пути тоже будут пересекаться буквально 7 марта.
– Да, это совершенно верно.
– Можно поподробнее?
– Меня попросил президент России, чтобы я приехал на открытие зимних Паралимпийских игр. Я там понесу олимпийский флаг с кем-то. Вероятно, это из-за того, что я занимаюсь благотворительной деятельностью.
– А в вашей жизни спорт какое место занимает? Часто ли вы обращаетесь к боксёрскому прошлому?
– Когда-то я занимался боксом. На прошлой летней олимпиаде в Лондоне меня пригласили в Англии в знаменитый боксёрский клуб, откуда вышло несколько олимпийских чемпионов. Я провёл там тренировку.
Музыка сердца
– Мне всегда казалось, что управление симфоническим оркестром сродни управлению автомобилем…
– Я бы так не сказал. Автомобиль – это механическая история, а оркестр – это живые люди. Кстати сказать, только с Национальным филармоническим оркестром в России возможно создать подобный проект и синхронно сыграть музыку к немому фильму. Я ведь единственный человек, который следит за тем, что происходит на экране. Могу ускорить темп или замедлить. Могу остановить, придержать музыкантов. Или, наоборот, усилить звучание. Я единственный, кто управляет всем этим процессом. И нужно, чтобы оркестр буквально висел на кончике дирижёрской палочки.
– А автомобилем вы управляете?
– Да.
– Какие у вас взаимоотношения с дорогой?
– Абсолютно свободные. Я себя чувствую очень хорошо на трассе, всё у меня выверено.
– Очевидно, что и во время дирижирования нужно обладать технически точными навыками…
– Конечно.
– А вот выплёскивание эмоций на выступлении в вашем случае – тоже дело техники или это природное?
– Это то, что здесь находится (Владимир Теодорович постукивает себя по сердцу). Так же, как звучание на инструменте или звучание всего оркестра – это то, что внутри исполнителя.
– Во многих интервью вы цитируете различных философов, писателей. А какая фраза более других ведёт вас по жизни?
– Их много…
– Ну, хотя бы одну путеводную фразу можете озвучить?
– Я сейчас буду играть программу из произведений Баха в Минске 21 февраля. Она построена на духовных текстах, в которых есть такие, например, слова: «Храните спокойствие и смирение, пока с вами Господь», «Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Это из Нагорной проповеди. Эти фразы греют мне сердце.
Принципы маэстро
– Зная так хорошо музыкальную жизнь России, можете предположить, что в ближайшее десятилетие на её просторах появится композитор уровня, например, Чайковского?
– История имеет спиралевидное развитие. Нужна почва для того, чтобы что-то появилось. Сейчас всё только начинается. Россия всё-таки молодая страна. Мы утратили очень много за это 20-летие. Фактически потеряно поколение. Сейчас нужно следить за образованием, сохранять традиции и приумножить то, что было.
– А как вы оцениваете музыкальный потенциал молодых белорусских исполнителей?
– Он очень хороший. Я ведь руководил Молодёжным симфоническим оркестром СНГ. Мы совершили длительную поездку. Выступили с важными концертами в Нью-Йорке для ООН, в Париже для ЮНЕСКО. В составе оркестра были представители Беларуси. И достаточно много. Великолепно все играли, просто великолепно!
– Вы являетесь членом жюри на различных конкурсах?
– Нет, не являюсь. Я очень не люблю судить.
– Но вы достаточно принципиально судите…
– Слишком принципиально.
– Владимир Теодорович, а какие у вас принципы в жизни?
– Такие же.
– А поточнее?
– Лев Николаевич Толстой в 22 года написал: «Ничего, кроме правды».
Автор фото: Анна Пащенко