"ГВ" побывали в гостях у Белорусского радио
О чём любят разговаривать радиослушатели ночью, какие композиции входят в рейтинг симпатий народного голосования и что вызывает смех во время эфира – об этом и многом другом рассказал «ГВ» ведущий телеканала «Беларусь 1», Первого национального канала Белорусского радио и радиостанции «Радиус FM» Павел Лазовик. Накануне Дня работников радио, телевидения и связи мы побывали в гостях у этого творческого человека, которого многие знают по таким проектам, как «Адкрытая пляцоўка», «Пасля поўначы», «Радыёфакт», «Вiтаем, вiншуем, жадаем!», «Новости региона».
– Павел, уже 12 лет ты работаешь на радио. А с чего всё начиналось?
– С первого курса меня ещё заприметили, когда был практикантом. Помню своё первое задание – провести опрос среди прохожих на тему «Куда идут наши налоги?» Зима, холодно, темно, немногие хотели со мной разговаривать. Одна женщина посоветовала через дорогу сходить на проходную одного из предприятий – мол, люди будут выходить со смены, вы их и спросите. Я обрадовался – а действительно, чего мёрзнуть? Подхожу к охране, спросил разрешения, демонстративно положил на турникет свой семикилограммовый «Репортёр» (в то время диктофоны такие тяжёлые были) и жду. Вдруг подбегает мужчина, берёт мою технику и тянет к себе в кабинет. А это оказался начальник безопасности предприятия. От страха не мог сразу и сказать, откуда я и что тут делаю, но затем мужчина понял, что я не шпион, позвал бухгалтера, и та грамотно рассказала, «куда идут наши налоги». На радио меня прождали три часа. А когда вернулся и принёс целое интервью с бухгалтером, услышал: «Ты точно будешь журналистом».
– А произношение слов, речь, голос... Ведь наверняка это самое главное для ведущего на радио и телевидении?
– Да, это самая большая проблема для начинающих. К сожалению, не все это понимают. Что касается меня, со второго класса школы я выступал в кукольном театре. Сцена, закулисье, озвучивание ролей и в жару, и в холод дали о себе знать. Помню, как сильно простудился, болело горло, а у меня всё равно в одной руке кукла Машенька, в другой – Петенька, и, жестикулируя ими, одновременно озвучиваю роли разными голосами. Чтобы совершенствовать речь, нужно постоянно встречаться с опытными педагогами, дикторами, проводить занятия по так называемой радиоаэробике. Самостоятельно разучивать и повторять скороговорки, делать различные упражнения и всё это доводить до автоматизма. А ещё эмоции должны быть всегда новыми и положительными. Даже если вдруг во время прямого эфира к тебе не пришёл на передачу гость или отключилось электричество и завис компьютер.
И самое главное в нашей профессии – нужно каждый день знать, что сегодня обсуждают. Вышел новый фильм – должен об этом рассказать. Все зачитываются интересной книгой – тоже не забудь упомянуть об этом. Едешь в транспорте, и все обсуждают какие-то хорошие позитивные новости – ты тоже должен быть с людьми в тренде.
– Во сколько начинается и заканчивается твой рабочий день?
– Выхожу на работу в зависимости от того, как строится эфир. Утром в 6.00 звучит гимн, а в 6.04 нужно уже рассказывать свежие новости и прогноз погоды. Самый поздний эфир длится у нас до 3.00. Он для тех, кто работает в ночную смену, или за рулём, или же просто не спит. Там нужно подбирать соответствующую музыку и проводить на сон грядущий интересные беседы.
– О чём любят поговорить поклонники ночью?
– Белорусы очень общительны и поддерживают любые беседы. Ночью мы можем обсуждать тему фен-шуй и как правильно расставить в доме столы-стулья, а у тех, кто за рулём, узнаём, например, какой запах в машине им не даёт заснуть. Но всех всё равно больше привлекают психологические темы. Когда, как не ночью, можно говорить о взаимоотношениях, о любви, об одиночестве. На радиоэфире специально дежурят опытные психологи, астрологи, терапевты, которые подключаются к обсуждению со слушателями на любую тему.
– Вредные радиослушатели есть?
– Скорее, есть слишком эмоциональные. Те, кто реагирует на приливы, отливы, полнолуние, наступления осени и весны. По одним SMS-кам мы можем прочитать их странности. Да, нельзя сказать, что все будут довольны той музыкой, которая звучит в эфире, или той темой, которую сейчас обсуждают. Но в таком случае можно переключиться на другую волну или просто выключить радио. А есть и благодарные, внимательные слушатели, которые могут позвонить и спросить «где вы были на прошлой неделе?» или «как прошёл отпуск?» Всегда приятно, когда узнают по голосу и присылают открытки с поздравлениями на твой день рождения.
– Что касается композиций, что чаще просят поставить в радиоэфире?
– Если составить на весь день рейтинг симпатий народного голосования, плейлист дня будет таков. Из 100 композиций: 50 – «О, Боже, какой мужчина», 30 – Ваенга, 15–20 – разделили бы Лепс, Михайлов, хотя иногда вспоминают и «Ласковый май», а 2–3 процента заказывают «Бутырку», шансончик. Конечно, мы не можем всегда ставить одно и то же, особенно когда уже 28 раз звонят и просят включить Натали. Тут мы стараемся найти взаимозаменяемые песни, предлагаем оценить новые композиции, а спустя некоторое время они тоже становятся хитами.
– Как гомельскому исполнителю можно попасть к вам в эфир?
– Достаточно прислать композицию на нашу электронную почту, она есть на сайте Белтелерадиокомпании. И, если музыка попадает в формат, мы её обязательно поставим в эфире.
– Для многих слушателей любимой передачей является «Вiтаем, вiншуем, жадаем!» Нравится ли самому вести этот проект?
– Конечно, да. Не нравится лишь то, что иногда приходится приукрашать праздники других. Да, многие очень любят своего именинника, а как его поздравить – не знают. Просто иногда вырезают из газеты пожелания и присылают их на радио. При этом не проверяют, что поздравляют милого, любимого папу, а в открытке написано «целуем твои руки, дорогая». Нужно ведь читать то, что отправляете. Указывайте больше сведений об имениннике, кто он по профессии, чем увлекается. Ведь человек ждёт эти приятные личные поздравления. А есть и ленивые слушатели, которые присылают SMS и пишут «дорогая Алла А.», а ведущие и не знают – Александровна она или Андреевна.
– Когда работаете в команде ведущих на радиоэфире, сложно ли не перебивать друг друга?
– Самая большая беда и проверка на выдержку для нас – это когда кого-то пробивает на смех. Иногда звукорежиссёр может так пошатнуться на стуле, что упадёт. Или ведущий неожиданно чихнёт в эфире и тоже вызовет положительные эмоции. А если одному становится смешно в эфире, то и все остальные тоже ухохатываются. Здесь главное объяснить слушателю, что случилось, и не обидеть.
– А в прямом телеэфире, когда на тебя все к тому же ещё смотрят, что-то подобное ведь тоже случается?
– Да. Однажды я эмоционально читал новость и в руках держал достаточно тяжёлую ручку. И в какой-то момент она выпрыгнула из рук... А дальше настолько всё молниеносно произошло... Сам смотрю в камеру, пытаюсь поймать ручку и при этом с невозмутимым лицом продолжаю читать новость. Все операторы над этим моментом смеялись.
– День радио как ваш коллектив обычно празднует?
– У нас проходит фестиваль «Вне эфира», где собираются журналисты и выбирают лучшую программу и лучшего ведущего. А после соревнуются в музыкальных и спортивных мероприятиях, поют в караоке, играют в баскетбол. Да и просто встреча с коллегами не в студии, а за чашкой чая – это хороший повод узнать друг друга лучше.
***
Павел также провёл для нас экскурсию по фонотеке Дома Радио, где годами хранятся на плёнках редкие звукозаписи. Там и стихи Янки Купалы, и голос Богдановича, и выступления Маяковского. При подготовке исторических программ всё это может пригодиться.
Автор фото: Ирина Чернявская