Эдуард Артемьев: «На Чайковского не равняюсь» | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
12:40 01 Июля 2014 Культура 4596

Эдуард Артемьев: «На Чайковского не равняюсь»

Он написал музыку к церемонии открытия и закрытия Олимпиады в Сочи, его сочинения звучат в фильмах Михалкова, Тарковского и Кончаловского. Известный советский и российский композитор Эдуард Артемьев представил гомельской публике концертную программу «Музыка поколений», которую исполнил Президентский оркестр Республики Беларусь под управлением Виктора Бабарикина. Но перед этим Эдуард Николаевич дал эксклюзивное интервью журналистам «ГВ».
 
 
 
На Олимпиаду не было времени
 
 
– Эдуард Николаевич, как ваше произведение стало финальной мелодией на церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи?
 
 
– Случайно. Прошлым летом позвонил генеральный директор Первого канала Константин Эрнст и предложил написать композицию для Олимпиады. У меня не было времени, и я сказал, что свободен только в ноябре. «В ноябре уже поздно», – ответил мне Константин Львович. На этом, как мне казалось, всё и закончится. И тут за две недели до начала  мировых спортивных состязаний мне позвонили из Олимпийского Комитета России и попросили разрешения на использование трёх моих произведений для музыкального сопровождения открытия и закрытия зимних игр. Ну, я и согласился. Мало кто знает, но мною была написана музыка и для летней Олимпиады в Москве 1980-го года. Это было большое сочинение для массового действа на огромном поле.  
 
 
– Хотя ваша программа и называется «Музыка поколений», нет ли у вас ощущения, что новое поколение как раз не знает вашей музыки и для многих ваши мелодии прозвучали на Олимпийских играх как совершенно новые произведения?
 
 
– Конечно, не помнят и не знают. И даже те, кто знаком с моим творчеством, могли просто не узнать на Олимпиаде ранее написанных мелодий, восприняв их как совершенно новые. Дело в том, что изобразительный ряд сильно влияет на восприятие человеком музыкального сопровождения. Новая картинка, ситуация, аранжировка, звучание, современная аудиосистема, и как итог – старая мелодия начинает казаться новой и впервые услышанной.  
 
 
Техника вдохновения
 
 
– Почему так получилось, что вы пишете музыку преимущественно для кино? 
 
 
– Приглашают. От работы нельзя отказываться – грех. Откажешься один раз, потом не позовут. Сейчас в кино работаю меньше. Пытаюсь совсем сократить, потому что стал уже уставать.
 
 
– А чем для вас характеризовалась работа с режиссёром Кареном Шахназаровым в знаковой для конца 80-х годов картине «Курьер»?
 
 
– Нужно было написать поп-музыку в сопровождении техно. В то время только зарождался техно-стайл и приходилось много экспериментировать, чтобы найти нужное звучание для картины. Сначала не получалось, но Карен  Георгиевич всё-таки добился от меня нужного результата.
 
 
– А где вы взяли мелодию для философско-фантастического фильма «Сталкер», космические мотивы для картины «Сибириада»?
 
 
– Оттуда и взял (улыбаясь, показывает рукой вверх). Я профессионал. И поэтому работаю по договору, по заказу, как Пётр Ильич Чайковский. Он тоже всю жизнь работал только по заказу. И неплохо у него получалось. Профессионализм и предполагает, что ты можешь работать в любом стиле и выполнять любое задание. Другое дело как? Такая возможность у меня есть. Технически я оснащён достаточно, чтобы работать в какой угодно ситуации. 
 
 
– Если упростить сказанное, то для вас вдохновение – дело техники?
 
 
– Ой, нет! Пётр Чайковский замечательно сказал: «Вдохновение – это такой гость, который не всегда является на первый зов. Между тем, работать нужно всегда, и настоящий честный артист не может сидеть сложа руки под предлогом, что он не расположен». Это всё объясняет. Чем больше работаешь, тем больше приходит вдохновения.
 
 
Уложиться в три минуты
 
 
– А кроме Чайковского на кого ещё равняетесь в творчестве?
 
 
– Нет, на Чайковского я совершенно не равняюсь! Это я просто цитирую его. Чайковский мне не близок. Он гениальный и очень открытый музыкант, но для меня такие открытые эмоции в мелодии совсем не приемлемы. Я воспитан на Скрябине, Дебюсси, Равеле, Стравинском. Вот мои первые учителя, которые оказали на меня влияние.
 
 
– Но ведь невозможно написать, не вдохновившись, мелодию для заключительного эпизода фильма «Свой среди чужих, чужой среди своих». Что вас всё-таки воодушевляло, когда вы создавали эту выразительную мелодию?  
 
 
– Кадры фильма. Я всегда подстраиваюсь под изображение на экране. Когда писал финальную песню к этой ленте, нужно было уложиться в три минуты, что я и сделал. 
 
 
– То есть вы полностью ориентируетесь на картинку?
 
 
– Только так композиторы и работают в кино. Нужно чувствовать мелодию, исходя из визуального изображения.
 
 
– А есть ли работы в кино, которыми вы остались не совсем довольны?
 
 
– Во мне сидит очень сильный критик. По прошествии некоторого времени я всегда недоволен и считаю, что можно было сделать лучше. Но фильмы не дают мне возможности работать бесконечное время, потому что всегда есть сроки. Кино научило организовывать жизнь и творчество. Это очень важно. А если бы у меня была возможность, то, наверное,  работал бы всю жизнь над одним сочинением. Всё улучшал бы и улучшал его. 
 
 
С Кончаловским трудно
 
 
– Не было ли случая, чтобы вас кто-нибудь называл вторым Эннио Морриконе, который так же, как и вы, написал много музыки для кинофильмов? 
 
 
– Может, и называли, но в лицо точно не говорили (улыбается). Видимо, ещё пока не дорос. 
 
 
– А может быть, он не дорос до вас?
 
 
– Тоже может быть (смеётся).
 
 
– С какими режиссёрами вам было интереснее всего работать?
 
 
– Мне довелось написать музыку более чем к 200 фильмам и поработать примерно с 60 режиссёрами. Считаю, что трое из них – величайшие. Это Михалков, Тарковский и Кончаловский.
 
 
– Легко ли с ними работалось?
 
 
– По-всякому…
 
 
– Вы с первого раза угадываете их замысел?
 
 
– С Никитой Михалковым – практически да. Только пару раз случались промашки. С Андреем Кончаловским – сложнее, потому что он сам умеет играть на фортепиано. Я учился с ним в  Московской консерватории до четвёртого курса. Андрей Сергеевич знает очень много музыки. С ним трудно. Почти всегда. Пока договоришься – это целая история. Андрей Тарковский в написание музыки совершенно не вмешивался, но он рассказывал о философии картины, о её образах, характерах героев. У него музыку мне приходилось писать самому. Это, кстати, самое трудное, потому что никто не указывает, что конкретно делать. 
 
 
От «Цирюльника» до «Соляриса»
 
 
– Как называется последний фильм, для которого вы написали музыку?
 
 
– «Солнечный удар» Никиты Михалкова. Запись музыки для этого фильма закончил на днях. Лента поставлена по одноимённому рассказу Ивана Бунина «Солнечный удар» и уже готова. На киноэкраны выйдет в начале декабря этого года. 
 
 
– А что побудило вас решиться на музыкальный проект в Беларуси?
 
 
– Я не избалован концертной деятельностью. Когда предлагают что-либо подобное, всегда соглашаюсь. Посетить другие города, страны, увидеть новые лица… Это мне нравится. Знаком с Беларусью давно. Кстати, в Минске в конце 1980-х годов писал музыку для четырёх картин. А в данном случае организаторы концертного тура решили, что ряд моих мелодий соответствует  теме 70-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. Однако композиции, которые исполняются на концерте, охватывают период, начиная с конца XIX века – времени правления царя Александра III. Их я писал для ленты «Сибирский цирюльник». А заканчивается концерт космическими мотивами из «Соляриса». 
 
 
– Эдуард Николаевич, как вы оцениваете работу Президентского оркестра Беларуси под управлением Виктора Бабарикина?
 
 
– Самым высочайшим образом. С огромным пиететом отношусь к белорусским музыкантам. Они замечательные профессиональные артисты, как и дирижёр. Я крайне удовлетворён. Хочу сказать огромное  спасибо за то, что мне выпала такая честь – работать с Президентским оркестром.
 

Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N