Об арт-аэропорте и галерее в депо | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
09:30 30 Сентября 2014 Культура 3175

Об арт-аэропорте и галерее в депо

Смогут ли белорусы любоваться произведениями живописи в заводских помещениях и троллейбусных депо, пеленать детей прямо в музеях и использовать мобильные телефоны в качестве гидов? Об этом и многом другом на пресс-конференции, посвящённой второму национальному форуму «Музеи Беларуси», рассказали министр культуры Беларуси Борис Светлов, заместитель председателя Гомельского облисполкома Владимир Привалов, генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь Владимир Прокопцов и генеральный директор Гомельского дворцово-паркового ансамбля Александр Гостев. 
 
 
Когда «выстрелит» депо?
 
 
– Борис Владимирович, не кажется ли вам, что у белорусских музейщиков сложился стереотип, что выставки должны проходить только в музейных помещениях?
 
 
Борис Светлов: 
 
 
– В Минске существует арт-проект «Zabor». На ограждении парка Челюскинцев размещены фотоэкспозиции. Такой проект осуществлялся и в Гомеле. Также глава государства поручил найти так называемое помещение арт-депо. У тех же поляков в Варшаве есть музей в троллейбусном депо. У нас пока ведутся поиски подобного помещения. Мы уже рассматривали здание троллейбусного парка, который находится на улице Козлова в Минске, и один из цехов завода «Горизонт», а также площадку в аэропорту столицы, в связи с чем концепция могла получить другое название «арт-аэропорт». Два месяца назад я осмотрел здание станкостроительного  завода начала XX века по улице Октябрьской для организации там арт-депо. Но везде есть свои сложности. Что-то старое, что-то сдали в аренду частникам до 2016 года. Во всяком случае, деятельность министерства культуры направлена на решение задачи с поисками такого рода помещений. Они нам все в большинстве известны и, в конце концов, конечно, какое-то да «выстрелит». 
 
 
– Может быть, обратить внимание на Гомель и поискать что-то здесь? 
 
 
– Думаю, каждый город, каждый областной центр должен искать подобного рода объекты и преобразовывать их под потребности музея.
 
 
Владимир Привалов: 
 
 
– Хочу добавить. На недавнем фестивале в Лясковичах «Зов Полесья» были организованы музейные мини-выставки. Это тоже одна из форм пропаганды музейной деятельности. Данную идею можно расширить. Показывать музейные экспозиции на различных городских праздниках при большом скоплении людей. Это позволит лучше знакомить граждан с культурно-историческим наследием.
 
 
– Сальвадора Дали соотносят с Испанией, Ван Гога – с Голландией. По сути, они стали брендами этих стран. А делается ли что-то, чтобы кто-либо из белорусских художников стал брендом нашей страны? 
 
 
Владимир Прокопцов: 
 
 
– Четыре года назад исполнилось 200 лет со дня рождения выдающегося белорусского художника Ивана Хруцкого. Наш музей поднял его до уровня национального художника. Гавриил Ващенко может быть брендом Гомельщины и всей Беларуси. Нужно просто работать в этом направлении. 
 
 
– А ведётся ли работа по восстановлению усадеб Герарда в Демьянках и Горватта в Наровле?
 
 
Борис Светлов: 
 
 
– Существует программа «Замки Беларуси», в которую вошли 38 объектов. Среди них и достопримечательности Гомельщины. Они должны быть отреставрированы до 2018 года. 
 
 
Кафе в музеях
 
 
– Какие проблемы существуют у молодых специалистов, желающих работать в музее?
 
 
Борис Светлов: 
 
 
– На сегодня существует 154 государственных музея. Большинство из них находятся в областных центрах. Но есть музеи в районах, и местным властям нужно решать вопрос с обеспечением жильём молодых специалистов. Моя же задача – найти возможность повысить заработную плату музейным работникам, которая в среднем составляет 3,5 миллиона рублей. 
 
 
– Не кажется ли вам, что в музейном деле сейчас превалируют товарно-денежные отношения, нежели занятия научной деятельностью?
 
 
Борис Светлов: 
 
 
– В новой программе по развитию культуры Беларуси, рассчитанной до 2020 года, учитываются новые реалии, в которых существует сегодняшняя культура. Это уход от постоянного бюджетного финансирования и необходимость работы музеев в рыночных условиях. 
 
 
Владимир Прокопцов: 
 
 
– Музеи должны быть платными. Бесплатных быть не может, потому что это расхолаживает музейщиков, порождает иждивенчество и снижает ответственность. Считаю, что все музеи должны зарабатывать. Бюджет страны не может выдержать все наши заявки по выставочной деятельности, поэтому, кроме всего прочего, музейщики должны искать спонсоров для развития музейного дела. 
 
 
– А не думаете ли вы, что в Беларуси недостаточно развита музейная инфраструктура? Например, в некоторых галереях Западной Европы можно даже ребёнка перепеленать, не отходя от картин…
 
 
Владимир Прокопцов: 
 
 
– Национальный художественный музей был построен в 1957 году. В тех реалиях не шла речь о создании музейной инфраструктуры. Не было предусмотрено помещения, где можно было бы, к примеру, запить таблетку или отдохнуть. Никто не думал про кофейни, киоски с сувенирами. А они в музеях мира приносят до 40–60 процентов прибыли. С этого года в нашем музейном комплексе установят лифт для людей с ограниченными возможностями. К 2018 году планируется завершить создание соответствующей инфраструктуры. Будет театр для юных посетителей, кафе, рестораны, детские игровые комнаты. Давайте немножко потерпим и подождём. 
 
 
Мобильник станет гидом
 
 
– На форуме представлены различные технические новинки. Будут ли они использоваться во дворце Румянцевых и Паскевичей?
 
 
Александр Гостев: 
 
 
– Мы присмотрелись к новым разновидностям аудиогидов. Также рассматриваем возможность использования мобильных телефонов, которые с помощью специальных программ смогут считывать информацию с исторических объектов. Для этого будет достаточно простого наведения мобильника на здание. Кроме этого, вскоре дворец презентует бумажную карту-путеводитель по дворцово-парковому ансамблю. Её посетитель получит бесплатно вместе с единым музейным билетом. Нанесена на карту и башня обозрения бывшего сахарного завода. Уже есть проект по её реставрации. Планируем ввести её в эксплуатацию уже в 2015 году.
 
 
– А есть ли какая-то статистика посещения дворца Румянцевых и Паскевичей жителями других стран?
 
 
– 50 процентов туристов приезжают к нам из ближнего зарубежья – России, Украины, Казахстана. Из дальнего – 10. Недавно пара из Испании заказала свадебное торжество на террасе дворца. Причём это не уроженцы Гомеля. Сейчас такой вариант рассматривают влюблённые из Турции. Они узнали о дворце из интернета. Работаем мы с потенциальными посетителями и размещаем рекламу в санаториях, которые пользуются спросом у россиян. 
 

Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N