Почему драмтеатр Гомеля является курортным: об этом рассказал художник по свету из Питера Максим Ахрамеев | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Владимир Клетке Владимир Клетке Автор текста
13:20 11 Июня 2024 Культура 9000

Почему драмтеатр Гомеля является курортным: об этом рассказал художник по свету из Питера Максим Ахрамеев

В начале июня на базе Гомельского областного драматического театра состоялись мастер-классы санкт-петербургского художника по театральному свету Максима Ахрамеева. Это мероприятие прошло в рамках проекта «Петербургские театральные мастерские» под патронажем Правительства Санкт-Петербурга, Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга, театра-фестиваля «Балтийский дом» и Ассоциации русских театров за рубежом.




В мастер-классах приняли участие работники драматического, молодёжного и кукольного театров, а также ребята из детской школы искусств № 5. Гость познакомил участников курсов с программным обеспечением, которое позволяет разработать световую партитуру спектакля ещё на подготовительном этапе его создания, а также перенести задуманное в реальные сценические условия. Максим Ахрамеев также ознакомился с техническим оснащением гомельских театров, дал рекомендации по его использованию, провёл теоретические и практические занятия. Все участники курса «Сценический свет» получили именные сертификаты.

Это не первый визит Максима Ахрамеева в наш город. Он уже выступал художником по свету в спектаклях «Маленькие трагедии. Пушкин» и «Нос майора Ковалёва». Впереди, совсем скоро – ещё одна серьёзная работа на гомельской сцене.

– Вы приехали с большим опытом – постановка десятков спектаклей в Санкт-Петербурге и многих других городах. Понятно, что здесь сталкиваетесь с какой-то непривычной ситуацией в плане технической оснащённости, подготовленности людей. Каков общий знаменатель в работе художника по свету на различных театральных площадках?

– Именно поэтому первое, чем я стараюсь заняться по приезду в новый город, на новую площадку – познакомиться с непосредственными участниками мастер-классов, с их театрами, узнать и проблемы, если они есть, узнать, что необходимо, увидеть какую-то разницу между разными театрами. Это превращается в обмен опытом. Мне самому интересны решения, которые на местах применяют осветители и художники по свету. Я с большим интересом забираю к себе в копилку различные интересные моменты, делюсь своими. Общий знаменатель – это обмен опытом и обмен контактами, чтобы участники наших встреч в будущем могли делиться между собой каким-то опытом. Всё сводится к обмену опытом.



– Ну вот, вы уже третий день в Гомеле...

– На самом деле я уже третий год в Гомеле!

– Во время проведения мастер-классов вы уже для себя нашли какие-то вещи, которые можешь положить в свою копилку?

– Так сразу тяжело сказать. В любом случае, опыт общения, знакомства с театрами всплывает рано или поздно, и я могу его использовать, даже инстинктивно. Например, в Гомеле я впервые в своей практике использовал в своих спектаклях опускающийся софит, как в «Пушкине», так и в «Носе». И это уже становится моим приёмом. Особо это может пригодиться в спектаклях с минимумом декораций, где софиты начинают исполнять уже и эту роль. Если я где-то ещё буду использовать эту вещь, я назову этот приём «гомельским», то есть мы опустим софит «по-гомельски». Ну это в моём случае. Уверен, что у других художников по свету подобный приём уже есть в запасе, но для меня лично это будет иметь непосредственное отношение к Гомельскому облдрамтеатру.


– Вы много ставите за пределами Санкт-Петербурга. Где было комфортно работать – и по оборудованию, и по взаимоотношениям с людьми?

– Для нас с режиссёром Романом Габриа приезд в Гомель и постановка здесь спектакля уже стали хорошей и приятной традицией. Я отношусь к этому как к празднику, потому что люди, которые здесь живут, стали моими друзьями, и я приезжаю, как будто бы к себе домой. Да, возможно в плане технического оснащения здесь не последнее слово техники, но достаточно хорошие приборы. При этом сама атмосфера выпуска спектакля, это прекрасное лето, рядом река Сож, вкусная и здоровая пища, а, главное, команда единомышленников, – всё это вкупе создаёт идеальные условия для работы над спектаклем. Из таких же приятных примеров, мне очень понравилась работа над спектаклем в городе Цхинвал. Роман Габриа – заслуженный деятель искусств Южной Осетии, его там встречают как долгожданного, дорогого гостя, а я участник его команды, соответственно, тоже дорогой и долгожданный... В Цхинвале мы работаем в интересных условиях. Там в театре недавно была очень круто сделана реконструкция. Сочетание дружественной обстановки с оборудованием по последнему слову техники – это очень здорово. Так что, если говорить об удачном сочетании технических моментов и человеческих взаимоотношений, сегодня для меня в приоритете Гомель и Цхинвал. И Норильск...


В разных городах я нахожу разные причины получать удовольствие от работы и жизни. Тот же Норильск – удивительное место. Несмотря на то, что это крупное металлургическое производство, одна из крайних точек России, бывшая гулаговская территория – безумно романтично там побывать. Театр в Норильске спроектирован и построен заключёнными ГУЛАГа. Это очень профессионально сделанный театр. Для меня это вызов, возможность побывать в месте с экстремальными условиями, где температура –минус 40, 50 градусов – обычное явление. Я сейчас с большим теплом вспоминаю все эти трудности.

А если о Гомеле, мы с Романом Габриа называем в шутку ваш театр «театром курортного типа». Это в меру здоровье, в меру отдых и, конечно, работа над спектаклем. И получается классная постановка, за которую нам не стыдно и которую мы любим.


– Человеческий фактор очень важен?

– Люди – это половина успеха. Бывают места, где люди не идут навстречу. Тогда отчасти моей работой становится раскачать такое место, переубедить людей, привлечь их на свою сторону, расширить границы восприятия. Иногда бывают места, где тебя воспринимают как врага, конкурента, человека извне. «Приехал этот столичный», – отношение видно сразу. Тогда нужно найти общий язык, показать, что ты на самом деле приехал помочь, поделиться опытом опять же, узнать, как у них дела. Совсем необязательно поучать, показывать своё превосходство... В любом случае, для результативной работы необходимо сначала наладить общий язык.

– Возвращаясь к теме мастер-классов. Что предпринять, если хочется сделать хорошо и красиво, но технически невозможно?

– Я считаю, что в нашей профессии нет слова «невозможно». Если есть какие-то ограничения, то мы принимаем это за правило, за предлагаемые обстоятельства в театре и придумываем, как это обойти. Например, мы можем сделать спектакль, который будет оформлен лишь одной лампой, спускаемой на проводе. И я знаю примеры таких очень красивых постановок. В моём репертуаре есть такой пример, где основной свет – напольный строительный источник света... Мы не должны ограничивать себя техническими возможностями. Если нет возможности, будем играть с фонариками, нет фонариков – будем играть при свечах. И это будет круто, возможно это будет какое-то новое решение, возможно – давно забытое старое, о котором вспомнили. Рецепт – забыть об ограничениях и искать другие подходы.

– Максим, мы ждём вашего возвращения с Романом Габриа в июле со спектаклем «Иванов. Русский Гамлет» по Антону Чехову. Предварительные идеи уже появились?

– Конечно. Есть идея, хочется удивить зрителя. Мы ставим в Гомеле уже третий спектакль, и, я думаю, нам удастся впечатлить зрителей, да и команду театра. Надеюсь, это будет наш сюрприз.

                                                                ***

Премьера спектакля в постановке Романа Габриа «Иванов. Русский Гамлет», в котором Максим Ахрамеев выступит художником по свету, состоится на сцене Гомельского облдрамтеатра 30 и 31 июля. Этим спектаклем завершится 85-й театральный сезон.

Фото автора

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N