Жил на Полесье художник Николай Дуброва | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Леся Милейшо Леся Милейшо Автор текста
15:30 13 Декабря 2018 Культура 14693

Жил на Полесье художник Николай Дуброва

Минул год с того декабрьского дня, когда на земле на одного доброго человека стало меньше. Всегда улыбающийся, подтянутый, в бодром настроении художник Николай Дуброва внезапно покинул этот мир прямо на встрече выпускников в селе Каменка в момент преподнесения школе своей картины. Сердце…



Живописал родную землю

О внешности живописцев  обычно не распространяются, делая акцент на их творчестве. Но как вычеркнуть из памяти округлое лицо с добрыми ярко-голубыми глазами? Добродушное выражение чертам художника придавала и обязательная бородка, подчёркивающая гармоничный образ полешука.

Немного погодя искусствоведы разложат творчество Дубровы по полочкам, опишут манеру, стиль, вклад в белорусское искусство, которое понесло тяжёлую утрату, и об этом надо говорить уже сейчас.
– Я рад за своего друга, который с любовью изображал уголки родной земли,  – делился на открытии выставки «Земля полесская» в Национальном художественном музее в 2016 году председатель Союза художников Беларуси Григорий  Ситница. Честно говоря, картины Дубровы не всегда напоминали песню или музыку, с которой так часто любят сравнивать живопись. Мелодичностью отличаются произведения, более приближенные к абстрактному искусству. Николай же создал своеобразную летопись края, или – как обозначил в своём некрологе архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан: «Картины Николая Кузьмича – это как экскурсия по Полесью, воспевающая красоту родной земли и простого человека». От себя добавлю – в духе добротного реализма белорусской школы.



От пейзажа к портрету

Николай Дуброва родился 15 января 1952 года в деревне Берёзовка Мозырского района. Вместе с братом Виктором после окончания Пензенского художественного училища имени К. А. Савицкого поступил в БГТХИ (Белорусский государственный театрально-художественный институт, ныне – академия искусств) в 1982 году. На вторую половину XX века пришёлся расцвет белорусской графики. Данное отделение БГТХИ славилось на весь Советский Союз, и поступить туда казалось нереальным. К слову, Виктор Дуброва, чей след жизни и творчества теряется в Мозыре, ушёл из жизни в 1994 году. Знавшие белорусского графика говорили, что он был одним из любимых учеников народного художника СССР Михаила Савицкого и обладал ярким талантом. 

А вот Николай Дуброва стал известен как живописец, который воспевал свою малую родину. Постепенно в его картинах на смену драматично выстроенным пейзажам приходила глубокая тяга к изображению современника. Особенно впечатляет цикл портретов пожилых женщин, созданный Дубровой в последние годы. Старушка, изображённая на картине «Антоновна»  рядом со своим домом, навсегда останется в памяти такой, как её запечатлел художник. Атмосфера провинции – не только географического понятия, но также духовного и социального мироустройства – передана очень правдиво и на высоком профессиональном уровне. Таковы и другие портреты из этой серии. Старые люди как будто безмолвно возникают перед сколь-зящим мимо них XXI веком то со скомканным у слезящихся глаз платочком, то тяжело опираясь на кряжистую палку… Они выплывают из глубины художественного полотна, прожитых лет, с задворков существования с выражением спокойствия на лице, которое не покидает чувство собственного  достоинства. 



Цифры на сердце

Роман с одним из красивейших белорусских городов Мозырем начался у Николая сразу по окончании театрально-художественного института. Здесь жил и работал в то время знаменитый на всю Беларусь художник-керамист Николай Пушкарь. Его-то и запечатлел Дуброва на одном из своих полотен. С портрета кисти мастера на зрителя без лишней сентиментальности исподлобья взирает широкий в плечах человек в тюремном ватнике. Сквозь лагерные «цифры на сердце» проступили и стекают по телогрейке капли горячей крови, а в руке главного героя крепко зажат красный партийный билет… Здесь не рука, а мощный кулак, который неспроста появился на переднем плане картины. Пушкарь способен постоять за себя, за страну, за свои убеждения! Зритель благодаря этой картине может не только увидеть, но и «прочитать» перипетии судьбы большого мастера и человека. К слову, произведения бывшего беспризорника и заключённого Николая Пушкаря, несмотря ни на что, были всегда полны доброго юмора и жизненного оптимизма. 



Плэнеры мастера

Дуброва преподавал в пединституте, руководил народной студией изобразительного искусства «Фарбы» Мозырского центра творчества детей и молодёжи, с большим удовольствием работал в своей мастерской. Был награждён орденом Белорусской Православной Церкви святителя Кирилла Туровского І степени, отмечен медалью «100 лет Славянскому движению на Беларуси» и медалью Франциска Скорины. А вот выставками избалован не был.


Модным явлением в конце XX–начале XXI  века стали специально организованные краткосрочные сборы художников для работы на природе и обмена профессиональным опытом – пленэры. Очень любил писать с натуры в этой доброжелательной творческой обстановке Николай Кузьмич. Он был, как говорится, свой среди своих, раскованный и общительный, быстро и умело создавал в масле большое количество этюдов. Как признанный художник выезжал на пленэры в другие страны, особенно благоволил к Голландии, но и региональным небольшим пленэрам не отказывал. К слову, Рогачёвщина с памятными местами известного писателя Владимира Короткевича стала любимым местом для многих начинающих и маститых художников. Побывал на «Рогачёвских плёсах» и Дуброва. Никогда Николай Кузьмич не жаловался на жизнь, недопонимание, не демонстрировал свои семейные проблемы. Все знали только, что он один растит дочь от второго брака, и живут они душа в душу… 


«Уж сколько их упало в эту бездну,/ Разверзтую вдали!/ Настанет день, когда и я исчезну/ С поверхности земли» – невероятно проникновенные строки великой Марины Цветаевой теперь можно отнести и к белорусскому живописцу, покинувшему этот мир. Время неумолимо, и надо сегодня воздать должное труду Николая Дубровы, почтить его память добрым словом, правильно распорядиться творческим наследием, которое ещё не оценено в полной мере, но обязательно послужит во славу нашего края.  



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N