Вспоминаем историю и авторов прекрасных скульптур Гомеля | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Гомельские ведомости Гомельские ведомости Автор текста
Марина  Васильева Марина Васильева Автор фото
11:24 14 Сентября 2023 День города 5233

Вспоминаем историю и авторов прекрасных скульптур Гомеля

Вы можете представить наш город без запечатлённых на фото скульптур? Без мечтательного пассажира на чемодане на Привокзальной площади, без рассеянного молодого человека, опаздывающего на автобус, без фигурок «Водопроводчик», «Дворник», «Студентка», «Ирина Паскевич»? А дворцово-парковый ансамбль без «Лодочника» и «Прогулки с борзыми»? Эти и другие композиции не просто украшают Гомель, но и делают его более дружелюбным для жителей и гостей, становятся местом притяжения. Глядя на душевные инсталляции, мы и сами становимся душевнее. Спасибо тем, кто их создал и плавно вписал в городское пространство! Вспомним в канун Дня города историю и авторов этих прекрасных творений.




Памятнику княгине Ирине Паскевич в этом году День города исполняется 20 лет. В сквере возле здания ЗАГСа Центрального района Гомеля на улице Ирининской (бывшей Первомайской)уже два десятилетия возвышается фигура женщины лет 35, стоящей на ступеньках. Бронзовый памятник имеет высоту в два метра (хотя говорят, что на самом деле Ирина Ивановна была небольшого роста). Эскиз и литье выполнил известный скульптор Дмитрий Попов, «оправу» памятнику создавали специалисты предприятия «Гомельреставрация». 

Марина Бурмич:


- Архитектура нашего города - это уникальное историческое наследие, которое мы должны передать своим потомкам. Оно символизирует самобытность нашей нации и вызывает чувство гордости за свой город. Гуляя по уютным улицам и площадям Гомеля, ты как будто погружаешься в удивительный водоворот событий. Скульптуры добавляют жизни городу, показывают его особенности и раскрывают душу. Особого внимания заслуживает памятник Ирине Паскевич – удивительной женщине, образ которой по достоинству увековечен для будущих поколений. Искусство творить добро – значит, делать мир лучше. И мы будем стараться всегда следовать этому принципу.


О знаковой для Гомеля композиции «Лодочник» скульптор Вячеслав Долгов говорил, что она символизирует не только первого гомельчанина, но и древнегреческого бога времени Хроноса, который движет столетия. Вращает он и столетия города над Сожем, который разменял свой 881-й год.

– При создании фигуры я использовал принцип динамики в статике, – пояснял Вячеслав Карпович. – Должно было создаваться впечатление, что человек неподвижно стоит и одновременно толкает лодку, то есть движет время. Вынашивал идею, делал эскизы и наброски пять лет. Изначально планировал лепить его вместе с другом из Питера, поэтом и скульптором Володей Обуховым. Во внутреннем дворе 54-й школы даже был сооружён поворотный круг для будущей фигуры. Но обстоятельства изменились. Увеличение скульптуры пришлось делать на литейном заводе.




«Водопроводчик», 2008 год. Дмитрий Попов.

Александр Ковалёв:

– Шикарная скульптура! Я проживаю напротив КПУП «Гомель­водоканал» и каждый день вижу её. Скульптору удалось отразить нелёгкий труд водопроводчика и передать уважение к незаменимым людям, владеющим древнейшей профес­сией, востребованной и в компьютерный век. Такие душевные инсталляции украшают наш город.



Автор скульптуры «Прогулка с борзыми» Вячеслав Долгов  прогуливались по улице Советской, когда ему в голову пришла мысль, которую он озвучил своей жене Людмиле: «А хорошо бы, чтобы в городе появилась динамичная скульптура. Может, собаки? Да! У нас же есть свои Лорд и Марко, принадлежавшие князю Паскевичу». Скульптор создавал трёхфигурную композицию с князем Фёдором Паскевичем в итальянском стиле, не имея на неё заказа, в небольшой мастерской на свой страх и риск только лишь по велению сердца. Вячеслав Долгов не мог далеко отойти от скульптур, чтобы понять, как они будут выглядеть на расстоянии. И тогда ему на помощь приходило врождённое ощущение пространства. В итоге всё получилось. Одним словом – мастер!




«Балерина», 2018 год. Владимир Андриянов.

Одна из таких девочек, для которой танец стал любимым занятием, посещает школу уже пять лет. Пока Ксения на занятиях, папа Юрий и младший братик Андрей дожидаются её у входа. Историю создания скульптурной композиции Юрий не знает, но говорит, что займётся поиском информации об этом. Он считает, что «Маленькая балерина» – изящное творение, а фраза на стенах гармонично дополняет смысловую задумку.



– Удивлён, что таких произведений в Гомеле уже 15, – говорит он. – Но, безусловно, рад, что традиция воплощения образов в бронзе становится визитной карточкой города. Пусть и дальше новые скульптуры появляются и украшают Гомель.
К слову, десятилетняя Ксения в День города вместе со своей группой будет сопровождать танцевальными номерами концерт народного артиста Беларуси Анатолия Ярмоленко. Сейчас она активно готовится к этому в хореографическом классе.



– Идея создать «Рассеянного пассажира» появилась у меня в 2011 году, – рассказывал Вячеслав Долгов. – А когда узнал, что проходит конкурс на установку скульптуры рядом с Гомельским автовокзалом, решил подать уже готовый макет композиции. Я бы его назвал первым парнем на деревне, который опаздывает и бежит за своим автобусом, – пояснял задумку автор. – Рука у юноши почти разжата, и из неё выскальзывает чемодан, на котором красуется ироничная надпись на латинском языке. Смысл её в том, что фортуну руками не удержишь. Особенность скульптуры в том, что она крепится на одной ноге, что придаёт динамику всей композиции.

Геннадий Федосович:



– Я жи­ву в Гомеле более 70 лет и наблюдал, как в городе появлялись интересные малые архитектурные формы. Образ бегущего за автобусом гражданина очень актуален. Ведь я и сам, отправляясь по работе в командировки, торопился, чтобы не опоздать на рейс. Скульптура пассажира напоминает о том, что нужно быть всегда пунктуальными.

А если опаздываешь, то портишь настроение себе и окружающим, которые вынуждены тебя ждать. А как известно, время не ждёт!



Скульптурная композиция «Гномы» появилась в Железнодорожном районе Гомеля осенью 2011 года. Архитектурную форму установили на улице Красноармейской возле здания «Приорбанка». Автором композиции стал гомельский скульптор Владимир Андрианов.

Гномы – сказочные существа, владеющие, по легенде, несметными богатствами. Гомельские герои мифов чахнут над златом или хотят раздать его нуждающимся? Таким вопросом задавался, наверное, каждый проходящий мимо горожанин. Что ж, пусть каждый и ответит на него сам, опираясь на свой опыт и свою жизненную позицию.


Вадим Сафонов:



– У меня есть карточка «Приорбанка», так что периодически бываю возле здания на Красноармейской и вижу эту скульптуру. Мне кажется, таких сказочных персонажей в Гомеле могло бы быть больше, потому что они добавляют городу шарма и становятся достопримечательностями, у которых с удовольствием фотографируются туристы. Да и фото с гномами наверняка есть у многих гомельчан и гостей города. И кто знает, возможно, когда-нибудь появится городская легенда о выкопанном в ходе строительных работ сундуке с золотом, за счёт которого в Гомеле построили что-нибудь интересное.



В марте 2008 года на проспекте Ленина возле дома №31 установлена скульптурно-жанровая композиция «Дворник». Автор скульптуры – Владимир Андриянов.

Необычная скульптура в центре Гомеля привлекает внимание горожан и вызывает улыбку. Интересно, что идея увековечить в металле труд работников этой профессии принадлежит мэру города  в те годы Петру Алексеевичу Кириченко.

Оригинальная композиция представляет собой женщину средних лет, которая словно на минуту отвлеклась от работы, отложив в сторону метлу. В левой руке её маленькое зеркальце, в которое она смотрит, словно любуясь собой, как любая женщина, даже в труде оставаясь прекрасной.

Главная идея, которую скульптор Владимир Андриянов воплотил в памятнике, в том, что все профессии важны, в том числе и труд работников коммунального хозяйства. Это словно посыл горожанам – заметить, увидеть и обратить внимание на этих людей, которые ежедневно делают наш город над Сожем чистым, уютным и красивым. 


Оксана Логинова:



– Считаю, что эта скульптура украшает наш город и напоминает о том, что нужно оставаться женщиной всегда, следить за собой. Особенно в наше время, век изобилия услуг и возможностей современной косметологии. А ещё вот что подумала. Идёт какая-то девушка по улице в плохом настроении и вдруг видит перед собой эту скульптуру. Сразу может улыбнуться и подумать о том, что жизнь на самом деле прекрасна и все проблемы можно решить. Так что тут польза не только эстетическая, но и в каком-то смысле психологическая. 



Наверное, нет такого человека в Гомеле, который бы не сделал хотя бы раз фото у бронзовой фигуры путешественника, который встречает горожан и гостей города на Привокзальной площади. На голове у него шляпа, на лице – улыбка, а чемодан, на котором сидит герой, украшен названиями столиц разных стран. Автор композиции, с которой быстро родилась традиция фотографироваться, сидя рядышком на чемодане - «на дорожку», - стал скульптор Вячеслав Долгов. Он поделился, что считает, будто за спиной каждого путешественника живёт ангел, который его оберегает. Если прикоснуться к его крыльям – удача в пути будет обеспечена.

Данил Ковалёв, студент ГГУ имени Ф. Скорины:

Мне всегда хотелось заглянуть внутрь вечно закрытого чемодана, чтобы тщательно изучить его кладь, которую бережливый хозяин надежно спрятал за прочные, непроницаемые стены. Как настоящего путешественника мной движет исключительно любопытство. Никакого посягательства на чужую собственность! Если без шуток, то эта скульптура часто поднимает мне настроение своими нарочито карикатурными пропорциями. Он как бы намекает, что вопреки нашим убеждениям, мыне всегда берём с собой только самое необходимое. Очень душевная и жизненная миниатюра.




«Кроты», 2005 год. Тамара Дмитриева.

Елена Владимировна работает неподалёку от скульптурной группы:

— Когда эти кроты появились, все о них говорили, останавливались, рассматривали. Я слышала только восторженные отзывы. Фигурки необычные, милые, привлекают внимание. Сами мы тоже, конечно, фотографировались на их фоне. Дети очень любят здесь гулять. Родители довольны. Считаю, что кроты украшают город. Чем больше таких оригинальных скульптур на тему природы, тем лучше — улицы и скверы интереснее, привлекательнее.



В 2011 году в Гомеле вход главного корпуса Гомельского государственного университета имени Франциска Скорины украсила бронзовая скульптура студентки.

Тогда мэрия объявила конкурс на лучшую скульптурную композицию, посвящённую студенческой жизни. В конкурсную комиссию поступили около 20 проектов. Работа молодого гомельского скульптора Яны Коноваловой была признана лучшей, и воплощена в бронзу предприятием ООО «Литейный двор». Композиция, установленная у вуза, представляет собой девушку-студентку в минуты отдыха между занятиями.

- Переехала в Гомель из Мозыря 10 лет назад. Живу в Железнодорожном районе, по дороге домой и на работу всегда встречаю на крыльце вуза девушку в руках с яблоком.  Думаю, что автор скульптуры хотела воссоздать студентку, которая сдала экзамены и ждёт,  когда ей сообщат, поступила она или нет, - поделилась жительница Гомеля Клавдия Михайловна.

На самом деле девушка грызет яблоко - плод познания - и читает книгу - вечный символ для учащейся молодёжи всех поколений. Волосы студентки собраны в хвостики и, по задумке автора, композиция не только служит украшением, но и талисманом. Дотронувшийся до хвостиков студентки, имеет все шансы сдать сессию без «хвостов».


«100 год міліцыі Беларусі », 2017 год. Валерий Кондратенко.

Борис Толкачёв:


 – Создание и установка памятных знаков и других малых архитектурных композиций способствует благо­устройству города. Моё отношение к ним только положительное. Это касается и знака «100 год міліцыі Беларусі». Таким образом горожане отдали дань уважения всем милиционерам не только Гомеля, но и страны. Проезжая или проходя мимо бронзового стража порядка, невольно возвращаешься в прошлое и говоришь спасибо нашим защитникам. Они победили в Великой Отечественной войне, вернули мир на нашу землю и встали на его охрану, поступив на службу в органы внутренних дел. Такое нельзя забыть, а историю не переписать.





Скульптурная композиция, включающая в себя сказочных героев А. Н. Толстого Буратино, Мальвину, Артемона и Карабаса-Барабаса, появилась перед входом в Гомельский театр кукол в 2007 году и с тех пор вне зависимости от сезона привлекает внимание гомельчан и гостей города. Скульптором композиции выступил известный в Гомеле и за его пределами мастер Валерий Кондратенко, авторству которого принадлежат и другие памятные образы, воплощённые на улицах города. Сказочные персонажи сделаны из металла и круглый год появляются на многочисленных фотографиях, которыми посетители театра и просто прохожие делятся в соцсетях.

Екатерина Кондюхова:



– Говорят, что Гомельский кукольный театр начинается с «Золотого ключика», а для многих детей с него начинается замечательное время, когда по-настоящему пробуешь полюбить литературу. Скульптурная композиция получилась динамичной, детализированной и дарит воспоминания о чудесных временах, когда казалось, что сказка рядом. Люблю, гуляя, обращать внимание, как рядом с героями фотографируются и дети, и взрослые.


В июне 2006 года был открыт памятник легендарному клоуну Карандашу, который украшает собой площадку перед Гомельским государственным цирком. Автор — гомельский скульптор Вячеслав Долгов.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N