Новые правила деятельности на рынке розничной торговли | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Байдан Елена Байдан Автор текста
12:00 19 Июня 2014 Экономика 10616

Новые правила деятельности на рынке розничной торговли

С 1 июля нынешнего года вступают в силу новые правила деятельности на рынке розничной торговли. С этого момента индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога кроме сертификатов соответствия на реализуемую ими продукцию обязаны иметь ещё и пакет документов, подтверждающих приобретение товара. А физические лица уже не смогут торговать продукцией, которая не была в их употреблении или которую они не произвели сами.   Это предполагает, что первые будут заниматься коммерцией на равных условиях с остальными субъектами хозяйствования, а последние не должны становиться основной причиной стихийных продаж на улицах города. Заместитель начальника инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гомельской области Дмитрий ДАЙНЕКО в интервью «ГВ» разъяснил тонкости  законодательных требований Указа № 222 «О регулировании предпринимательской деятельности и реализации товаров индивидуальными предпринимателями и физическими лицами».

 

– Дмитрий Николаевич, скажите, какие нормы Указа уже вступили в силу?

 

– С 21 мая 2014, согласно Указу №222,  всем индивидуальным предпринимателям предоставлено право привлекать к коммерческой деятельности не более трёх наёмных работников независимо от родственных связей. Также сняты ограничения по количеству торговых объектов, используемых индивидуальными предпринимателями в своей деятельности. Норма же Указа,  предусматривающая обязательное наличие документов, подтверждающих приобретение  (поступление) реализуемых товаров, вступает в силу с 1 июля 2014 года.  Начиная с этой даты, индивидуальные предприниматели – плательщики единого налога будут осуществлять ввоз, транспортировку по территории Республики Беларусь, хранение и реализацию любых товаров только на основании сопутствующих документов.

 

– Какой пакет документов необходим индивидуальному предпринимателю – плательщику единого налога на ввозимый с 1 июля нынешнего года товар, чтобы его деятельность считалась законной?

 

– Это первичные учётные документы, предусмотренные законодательством той страны, в которой ИП приобретает товар: накладные, кассовые (товарные) чеки, квитанции или другие документы, подтверждающие оплату товаров. В данных документах должны быть заполнены все необходимые реквизиты. Подробная информация о правильном оформлении документов размещена на сайте www.nalog.gov.by. 

 

– Что делать бизнесменам с остатками товаров, которые были приобретены ими до 1 июля 2014 года без сопроводительных документов?

 

– Индивидуальным предпринимателям разрешено реализовать такие товары до 1 марта 2015 года. Но чтобы использовать эту возможность, им необходимо до 1 июля нынешнего года провести инвентаризацию остатков. После этого до 30 июля этого года предоставить в налоговый орган по месту постановки на учёт опись остатков товаров в 2-х экземплярах для их регистрации.  В дальнейшем зарегистрированные описи хранятся на торговых объектах до полной реализации остатков товара.

 

– Если у индивидуального предпринимателя будет на руках опись остатков товаров, то документы, подтверждающие их приобретение, с 1 июля ему уже не понадобятся?

 

– При реализации только остатков товаров, по которым проведена инвентаризация, документы, подтверждающие приобретение (поступление) товара, не нужны. Но в то же время на торговом объекте, торговом месте, месте хранения остатков должна находиться опись товаров с отметкой налогового органа до окончания реализации данной продукции. Если же ИП вместе с остатками товаров, указанными в описи, будут реализовывать продукцию, ввезённую с 1 июля 2014 года, то на вновь поступивший товар понадобятся документы, подтверждающие их приобретение (поступление).

 

– Какие товары в опись остатков не включаются?

 

– Во-первых, это товары, которые приобретены на территории Республики Беларусь и на которые оформлены первичные учётные документы, подтверждающие их поступление. Во-вторых, продукция, которая приобретена на территории государств – членов Таможенного союза и  которая на основании договоров ввозится с территории государств – членов Таможенного союза на территорию Республики Беларусь  при наличии транспортных  документов, подтверждающих перемещение товаров с территории государств – членов Таможенного союза на территорию Республики Беларусь, счетов-фактур налогоплательщиков государств – членов Таможенного союза. В-третьих, иные товары, на которые имеются таможенные декларации или товаросопроводительные документы. В-четвёртых, товары, приобретённые с 1 июля 2014 года.

 

– Опись товаров происходит по месту нахождения остатков продукции или же их реализации?

 

– Опись остатков товаров составляется по каждому торговому и складскому объекту, где они имеются: торговому объекту, торговому объекту общественного питания, торговому месту на рынке, месту хранения остатков продукции. Плательщики единого налога, осуществляющие розничную торговлю на оборудованных торговых местах на рынках, на которых продукция хранится до их полной реализации, опись остатков составляют по таким торговым точкам на рынке. В случае если продукция ежедневно перемещается с торгового места на рынке в помещения, расположенные на его территории, жилые помещения или иные места, то опись остатков составляется по месту их хранения.

 

Реализация остатков продукции на торговых местах на рынках, где они не хранятся, производится на основании товарно-транспортной (форма ТТН-1) или товарной накладной (форма ТТН-2). Точнее, если товар хранится на складе, при отпуске его на торговую точку необходимо оформлять накладную.

 

– Предусмотрена ли административная ответственность для предпринимателей, которые грешат реализацией товаров, в том числе и на рынках, без документации, подтверждающей приобретение товаров и их соответствие требованиям технических нормативных правовых технических регламентов?

 

– Ответственность за продажу товаров, в том числе и на рынках, без документации, подтверждающей приобретение (поступление) товаров и их соответствие требованиям технических нормативных правовых актов (техническим регламентам), предусмотрена в Кодексе об административных правонарушениях. В частности, приобретение, хранение, транспортировка, продажа товаров без наличия требуемых в предусмотренных законодательством случаях сопроводительных документов, подтверждающих приобретение либо отпуск продукции для реализации, или при наличии не соответствующих действительности документов влекут наложение штрафа на индивидуального предпринимателя в размере до 50 базовых величин с конфискацией товаров, выручки, полученной от торговли продукцией, выполнения работ, оказания услуг, или без конфискации (ч. 4 ст. 12.17 КоАП).

 

За реализацию продукции, в том числе импортируемой, подлежащей обязательному подтверждению соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации, без наличия сертификата соответствия или декларации о соответствии, – до 200 процентов стоимости реализованной продукции, а при невозможности её установления – до 500 базовых величин (ст. 23.11 КоАП).

 

– Дмитрий Николаевич, какие изменения в законодательстве предполагает вступление в силу Указа №  222 в отношении физических лиц, осуществляющих торговлю?

 

– С 1 июля 2014 года физические лица вправе реализовывать на торговых местах на рынках и  в иных установленных местными исполнительными и распорядительными органами местах следующие товары: произведения живописи, графики, скульптуры, предметы народных промыслов, продукцию ремесленной деятельности; продукцию цветоводства, декоративные растения, их семена и рассаду, животных; непродовольственные товары, бывшие в употреблении у этих физических лиц и членов их семьи; лекарственные растения, ягоды, грибы, орехи и другую дикорастущую продукцию.

 

Реализация иных товаров физическими лицами с 1 июля 2014 года запрещается и влечёт наложение штрафа в размере от 5 до 50 базовых величин.

 

Причём при торговле произведениями живописи, графики, скульптуры, предметами народных промыслов, созданными этими физическими лицами; продукцией цветоводства, декоративными растениями, их семенами и рассадой, животными физические лица должны уплатить единый налог.

Автор фото: Анна Пащенко

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N