Об экономической преступности в Гомеле
5 августа структура, логично объединившая в себе контрольную службу, финансовую разведку с правоохранительной и оперативно-розыскной деятельностью, – управление Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь по Гомельской области отметит своё 23-летие. В преддверии профессионального праздника – наш разговор с начальником управления ДФР КГК по Гомельской области, полковником финансовой милиции Вадимом ГЕРМАНЧУКОМ.
– Вадим Владимирович, расскажите, откуда берёт отсчёт история появления управления Департамента финансовых расследований?
– Наша служба была создана для того, чтобы поддержать экономику молодой республики. Ведь всегда находятся граждане, которые, используя своё служебное положение, не прочь обогатиться за счёт государства. Сначала в 1992 году было образовано управление налоговых расследований Главной государственной налоговой инспекции Министерства финансов. Уже тогда оно комплектовалось прикомандированными офицерами МВД и КГБ. Спустя шесть лет был создан Государственный комитет финансовых расследований. Он получил все основные права самостоятельного правоохранительного органа. В 2001-м на его основе создано управление Департамента финансовых расследований Комитета государственного контроля. Такой шаг оправдал себя: сосредоточение наших усилий на выявлении преступлений, вызывающих резонанс в обществе, погасило дублирование в работе налоговых, контролирующих и правоохранительных органов. Вместе с тем повысило качество оперативно-служебной работы финансовой милиции.
– Профессиональный праздник – время подводить итоги. Каковы результаты работы в обеспечении экономической безопасности в городе и области?
– Ежегодно мы выявляем сотни преступлений экономического характера. Работаем по оперативно-розыскному плану, отрабатываем заявления граждан. Под пристальным вниманием такие отрасли, как промышленность, сельское хозяйство, строительство, банковская сфера. Назову несколько цифр. По итогам нашей деятельности в I полугодии 2015 года бюджет пополнен более чем на 64 миллиарда рублей. К административной ответственности привлечено 82 человека. Виновные понесли штрафы на общую сумму более 97 миллионов рублей. Точечный метод проведения проверок приносит результат. За 6 месяцев текущего года выявлено 102 преступления. Среди них 30 – это выманивание кредитов, 24 – уклонение от уплаты налогов, 15 – коррупция, 12 – уклонение от погашения кредиторской задолженности, 9 – незаконная предпринимательская деятельность, 6 – лжепредпринимательство и другие.
– Какие из направлений в деятельности финансовой милиции наиболее актуальны?
– Теневая экономика, существующая во всем мире, пытается пробить себе дорогу и у нас. Поэтому сложно сказать, что будет актуально, например, завтра. Но есть направления, которые остаются неизменными. Это борьба с незаконным бизнесом, выманиванием кредитов. Много усилий сконцентрировано на выявлении и пресечении преступных групп, цель которых – незаконные финансовые операции. В связи с расширением нашей компетенции в 2015 году работа направлена и на раскрытие коррупционных преступлений в сфере экономики. Но мы не занимаемся взяточниками. Нас интересуют лица, которые присваивают имущество, например путём превышения служебных полномочий. Это может быть перевод денег предприятия на личный счёт злоумышленника. Ещё с 2011-го стала актуальна тема кредиторской задолженности. Только в этом году умышленный состав вины доказан в 12 случаях. Это свидетельствует о том, что не всегда на счетах юрлиц отсутствуют средства.
– Возвратимся к событиям конца прошлого года, когда вырос курс доллара. В этот период вы усилили работу по пресечению нелегальной продажи валюты?
– В то время мы мониторили положение дел в банковском секторе. Смотрели, везде ли в обменниках есть валюта, по какой цене она продаётся. Эти меры приняты во избежание спекуляции. А учитывая, что был введён 30-процентный сбор на покупку долларов США, то, конечно, физлица массово не занимались перепродажей. Отмечу, что в 2014 году не было такого покупательского ажиотажа, как в 2011-м.
– Как складываются отношения сотрудников финансовой милиции с коллегами из налоговых служб и других органов?
– Финансовая милиция – структурное подразделение Комитета государственного контроля. Его сотрудники наделены самыми, пожалуй, широкими полномочиями, потому что контролируют процессы в сферах экономики и финансов. Но именно совместная работа даёт положительный результат. Мы тесно сотрудничаем с УКГБ по Гомельской области, службами БЭП УВД Гомельского облисполкома, управлением ГУБОП МВД Республики Беларусь по Гомельской области, подразделениями Следственного комитета, Гомельским погранотрядом, областной налоговой, таможней. Зачастую полученная информация относится сугубо к их компетенции, поэтому собранные материалы мы просто передаем им. Например, если в результате проверки налоговиков сумма сокрытия доходов превышает 1000 базовых величин, то инспекции направляют документы нам для дачи правовой оценки.
– Слышала, что рассматривается законопроект о введении уголовной ответственности за утрату бухгалтерских документов. С чем это связано?
– Утрата бухгалтерских документов – это весьма серьёзная проблема. Многие из субъектов хозяйствования таким образом скрывают факты криминального разорения. А без документов определить признаки умышленного банкротства практически невозможно.
– Ликвидировать лжепредпринимательство в стране как высокодоходный вид криминального бизнеса ПрезидентБеларуси Александр Лукашенко поручил финансовой милиции в 2013-м. И сотрудники подошли к поручению со всей ответственностью: изменили тактику борьбы с этим явлением, поражающим практически все отрасли экономики. В чём изменились механизмы работы?
– Например, по каждому материалу проверки с фигурантами проводятся профилактические беседы. Таковых с гражданами только в 2015 году проведено 855. Учредителям и должностным лицам, которые попали в поле нашего зрения, разъясняем меры ответственности за незаконные деяния. В итоге предотвращено нанесение материального ущерба бюджету в сумме более 5 миллиардов рублей.
– С какой целью создаются лжеструктуры?
– Собственно говоря, подобные структуры – изобретение не сегодняшнего дня. В Беларуси их золотой век пришёлся на 90-ые, когда фирмы-однодневки создавались для обналичивания денежных средств, легализации теневых доходов и прочих тёмных дел. Сегодня их меньше, но конспирируются они лучше. Однако по-прежнему преследуют одну цель – уклонение от уплаты налогов и незаконное обогащение. Как правило, сделки с лжеструктурами носят фиктивный характер. Например, нечистый на руку бизнесмен оформляет юрлицо на студента, пожилого человека, гражданина, злоупотребляющего алкогольными напитками. По документам предприниматель показывает, что якобы оплачивает этой организации выполненные для его предприятия работы и услуги. На самом деле деньгами пополняет собственный карман. Зачастую участниками сделок, в которых одной из сторон выступают лжеструктуры, становятся добросовестные плательщики. Для них сотрудничество такого рода влечёт повышенный риск и целый ряд негативных последствий.
– Есть способы, чтобы этого избежать?
– Да. В стране создан реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере. Информационный ресурс ведётся Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь и располагается на сайте nalog.gov.by. По сути, это своего рода «чёрный список», куда зачисляются субъекты, имеющие риск в совершении экономических правонарушений, в том числе – во лжепредпринимательстве. Чтобы сюда попасть, юрлицу или ИП достаточно соответствовать одному из 5 признаков. Например, неверно указать сведения в налоговой декларации или быть осуждённым за незаконную предпринимательскую деятельность. Реестр создан для того, чтобы оградить добросовестных плательщиков от сотрудничества с сомнительными фирмами. Заглянув туда, каждый сможет узнать, не попадал ли его потенциальный партнер в списки неблагонадёжных. Ведь бывают случаи, когда лжеструктура ликвидирована, но документы с реквизитами остались у кого-нибудь на руках. Человек может их использовать в своих целях.
– А если конкретизировать борьбу с лжепредпринимательством примерами?
– Мы выявили организованную преступную группу, которая создала на территории региона две лжеструктуры. Аферисты на протяжении 2014 года от имени белорусских фирм перечисляли денежные средства на счета иностранных предприятий. Под видом легальных сделок оформлялись договоры с субъектами хозяйствования России и Китая, а также подложные товаросопроводительные документы на поставку товароматериальных ценностей. Но по факту они не осуществлялись.
Вот ещё один яркий пример, вызвавший резонанс: с 2013 по 2014 годы жители Минска и Гомеля на территории Беларуси развернули незаконный бизнес без государственной регистрации. Сделано это было для того, чтобы получать систематический доход. Аферисты покупали товарно-материальные ценности на территории России и отгружали их ОАО «Гомсельмаш» от имени якобы частной организации, зарегистрированной на территории Гомельской области. Запасные части к сельскохозяйственной технике поставлялись акционерному обществу без проведения тендеров. Оплата за продукцию поступала на расчётные счета подконтрольных фирм, потом обналичивалась. В результате незаконной деятельности члены преступной группы получили доход в сумме 1,8 миллиарда рублей.
– Сотрудников финансовой милиции часто называют «бойцами интеллектуального фронта»…
– И неслучайно. Нам приходится бороться с преступлениями на интеллектуальном поприще – это непростая работа. Ведь если не раскрыть цепочку финансовых хитросплетений, виновный уйдёт от ответственности. Узнавать, расследовать, привлекать к ответственности – всё это входит в нашу компетенцию. Кроме аналитического ума, необходимо владеть информационными технологиями, результатами типологических исследований, мастерством ведения расследований.
– Каков портрет злостного нарушителя закона?
– Это высокоинтеллектуальные махинаторы. Ведь чтобы воплотить в жизнь финансовые серые схемы, необходим багаж знаний в сфере экономики и бухгалтерии. В основном в поле нашего зрения оказываются руководители либо учредители организаций и предприятий всех форм собственности в возрасте от 30 до 50 лет.
– Завтра – органы финансовых расследований отмечают свой профессиональный праздник. Вадим Владимирович, что вы пожелаете коллегам?
– От компетентности, верности служебному долгу и личной порядочности сотрудников финансовой милиции во многом зависит обеспечение экономической безопасности государства. Желаю всем крепкого здоровья и, главное, новых успехов в труде на благо страны.
Автор фото: Анна Пащенко