"Окатили с головы до ног!" : как провожают спасателей на заслуженный отдых
На рассвете пожарные машины выстраиваются в ряд. Вместе с личным составом ПАСЧ № 10 города Гомеля они будто отдают честь старшему инструктору-спасателю Сергею Ковалю, которого в первый декабрьский день провожают на заслуженный отдых. Этот день важный и волнительный, радостный и печальный одновременно. Спасению других Сергей Евгеньевич посвятил больше 26 лет своей жизни. Пришёл на службу в 22, совсем «зелёный», а сейчас каждый, кто к нему обращается, с уважением называет по отчеству…
«Я прошёл медкомиссию, а друг нет». Мы выбираем профессию или всё же профессия выбирает нас? Почему-то со временем всё больше склоняешься ко второму варианту. Вот и Сергей Евгеньевич – живое тому подтверждение: о пожарном деле никогда и мыслей не было.
– Родился я на Украине. Черниговская область, Городнянский район. Там окончил три класса, а потом вместе с родителями переехали в Гомель, – вспоминает спасатель. – Мама работала в охране на заводе «Гомсельмаш», папа трудился трактористом. Я в детстве очень любил технику, возился с машинами, но как-то не задумывался, кем стану, когда вырасту. Тем более не думал о пожарной службе. Всё получилось по воле случая. Потом даже шутка ходила: зашёл воды попить и остался.
После школы молодой человек окончил политехнический техникум, отслужил в армии, в погранвойсках, и вернулся на «гражданку». Правда, тогда, в 90-е, работы особо не было. Друг, с которым вместе учились и служили, предложил пойти в милицию.
– Ну а дальше как в фильмах: я прошёл медкомиссию, а он нет, – смеётся Сергей Евгеньевич. – Так что один отдал документы и стал ждать, когда появятся свободные места и меня пригласят. А в это время как раз организовывали областной специализированный аварийно-спасательный отряд. Начальник сказал, если есть желание, пойдём к нам. Вот так 12 августа 1996 года меня приняли в службу химической и радиационной разведки химиком-дозиметристом.
Страх – нормальное чувство. За 26 лет Сергей Коваль успел поработать во многих местах и в разных должностях. До 2008-го трудился в ПАСО Гомельского областного управления МЧС, затем перешёл старшим мастером связи в центр оперативного управления, в ноябре 2016-го вновь вернулся в пожарный аварийно-спасательный отряд, а в феврале этого года перевёлся командиром отделения в новую ПАСЧ № 10. Буквально месяц назад произошла реорганизация, и должность Сергея Евгеньевича стала звучать так: старший инструктор-спасатель.
– Помню ли я свой первый боевой выезд? Не помню, – честно признаётся мужчина. – А вот первый погибший остался в памяти навсегда, будто это вчера случилось. В Сельмашевском микрорайоне горел гаражный кооператив. Сразу три–четыре гаража полыхало. Мы тушили, проливали, и когда занялись разборкой, обнаружили труп. Я сначала даже не понял, что это человек. Более опытные ребята подсказали. Чувства, конечно, были странные... Со временем я научился воспринимать такие ситуации по-другому, более спокойно и взвешенно. Но привыкнуть к такому невозможно. Никогда.
Работа спасателей сложная, опасная, зачастую связанная с риском. А поскольку специальность – химик-дозиметрист, Сергей Евгеньевич выезжал не только на пожары, но и на всевозможные происшествия: химические аварии, утечки радиации и многое другое.
– Внутреннее волнение есть всегда, какая-то настороженность. Знаете, как говорят, не боится только дурак, – делится мнением спасатель. – Если брать огонь, то он непредсказуем. Может повести себя неожиданно, всякое может произойти. Поэтому страх – абсолютно нормальное чувство. Главное, чтобы не было паники.
«Больше на сутки я тебя не отпущу». Каждый вызов не похож на предыдущий, так что за годы службы Сергей Коваль чего только не повидал. Но одним из самых запоминающихся случаев стал пожар на лесопилке.
– Это было лет пять–шесть назад. В один месяц чуть ли не каждое моё дежурство горела лесопилка. Сначала в деревне Уза Гомельского района, потом на улице Войсковой и последняя – где-то рядом с ТЭЦ. А лесопилка, чтобы вы понимали, – это надолго, – с грустной улыбкой признаётся спасатель. – Когда случился первый пожар, я вообще был выходной, завтра на сутки. Но если происходит что-то чрезвычайное, объявляют общий сбор и привлекают даже тех, кто в резерве. В два часа нас собрали, и только утром следующего дня я вернулся. Вернее, заехал домой, переоделся и опять на работу. Только заступил на сутки, а у нас опять пожар.
Довольно часто Сергею Евгеньевичу выпадало дежурство и в новогоднюю ночь. Практически 12 лет он был во второй смене. Смене самой «везучей», потому что именно она попадает на 31 декабря каждый високосный год.
– Помню, однажды, когда работал в ПАСО, без десяти двенадцать мы только возвращались с выезда. Забегали к коллегам уже под куранты, – смеётся спасатель. – Всё-таки праздник есть праздник. Поэтому по возможности всегда стараемся собраться вместе, на кухне, к примеру. Тортики покупаем, мандаринки. Моя семья привыкла, что в новогоднюю ночь я на дежурстве. Но сейчас жена сказала, даже если куда-то устроюсь на пенсии, на сутки она меня больше не отпустит.
Мне очень нравятся слова из фильма «Белые росы». Жить нужно так, чтобы не утомиться…В этом и есть смысл. Ставить перед собой задачи, выполнять их, ставить новые. И просто двигаться вперёд. А ещё я никогда ни о чём не жалею. Всё, что происходит, к лучшему.
Сергей Коваль
Десятитонная цистерна уходит за 15 минут. Чтобы справляться с такими большими нагрузками, сотрудники МЧС должны быть в хорошей физической форме. Сила и выносливость играют далеко не последнюю роль. Правда, как оказалось, физически ко всему привыкаешь, а вот выдерживать морально – гораздо труднее.
– Часто сталкиваешься с человеческим непониманием. Гражданским всегда кажется, что работаем медленно, действуем неправильно, и вообще, приехали на пожар без воды. А каждому ведь не объяснишь, что цистерна в десять тонн уходит чуть меньше чем за 15 минут, – поясняет Сергей Евгеньевич. – Ещё в последнее время очень не нравится то, что все очевидцы стали корреспондентами: бегут с телефонами в очаг, стараются всё заснять, сильно мешают нам работать. Плюс это крайне небезопасно, вдруг там баллон какой-то лежит? Неизвестно, чем всё может обернуться. Так что трудностей хватает.
Кроме того, за 26 лет, которые спасатель в деле, сильно изменилась и материально-техническая база, а значит, нужно постоянно учиться и повышать свой профессиональный уровень.
– Когда я начинал, использовались машины ЗИЛ, на которых были только рукава и стволы, – вспоминает Сергей Коваль. – Сейчас на МАЗах есть практически всё: бензоинструмент, генераторы, мотопомпы, гидравлический и электроинструмент. Раньше, по большому счёту, в ПАСО функционировал один-единственный отряд, который выезжал на все дорожно-транспортные происшествия, остальные занимались только тушением пожаров. Сейчас каждая часть может самостоятельно ехать на ДТП – оснащение позволяет. Вот поэтому спасатель должен знать и уметь многое. Это 90 процентов успеха. Без знаний и умений ты просто потенциальный пострадавший.
В новую жизнь! О службе и жизни мы беседовали с Сергеем Евгеньевичем в его последнее дежурство в части. А через день нам с фотографом разрешили воочию увидеть, как спасатели провожают своего боевого товарища на заслуженный отдых. И это очень трогательно. Без слёз наблюдать за происходящим невозможно, ведь понимаешь, какой огромный путь пройден, сколько человек пережил за это время, как много дал другим.
– Об этом сотруднике можно говорить бесконечно. Везде, где работал, он вкладывал не только свои силы, но и душу.
ПАСЧ № 10 – подразделение молодое, однако даже за это короткое время Сергей Евгеньевич оставил свой след, – признаёт заместитель начальника Гомельского городского отдела по чрезвычайным ситуациям Виктор Грудько. – С этого дня у тебя, Сергей Евгеньевич, начинается новая жизнь. С новыми красками, новыми увлечениями. Но никогда не забывай дорогу в часть. Мы всегда тебе будем рады!
Добрые слова и пожелания говорят и коллеги, причём не только ровесники, но и молодые ребята, которых спасатель многому научил, подготовив себе достойную смену.
А потом наступает тот самый момент: последний боевой выезд. Даётся команда, и в полной экипировке Сергей Коваль запрыгивает в машину с включёнными маяками. Это своего рода круг почёта.
По традиции на первом пожаре новичка с ног до головы обливают водой. Это боевое крещение. Таким же образом спасателей провожают на заслуженный отдых.
Дальше – водяной коридор, который выкладывают из перфорированных рукавов. Когда подают воду, образуется лёгкая завеса. Сквозь неё и проходит спасатель. Выглядит всё как в кино, честное слово.
На выходе главного героя встречают коллеги, мощными потоками окатывают его с головы до ног из пожарных стволов. Смывают всё тяжёлое, что довелось пережить за годы службы, и вот таким, обновлённым, отправляют в большой мир.
Сергей Коваль первым уходит на заслуженный отдых из новой ПАСЧ № 10.
Что ж, всё рано или поздно заканчивается. Наверное, в этом и есть прелесть нашей жизни. Её вкус и смысл в каждом моменте. Завершается один этап, начинается другой. Ну а мы… Мы становимся историей, достойной того, чтобы о ней узнали другие…