Под водой – всё равно что в открытом космосе: о буднях гомельского водолаза-спасателя Игоря Василевича | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
Анна Пащенко Анна Пащенко Автор фото
15:03 10 Сентября 2022 Галактика "Гомель" 2787

Под водой – всё равно что в открытом космосе: о буднях гомельского водолаза-спасателя Игоря Василевича

Проект "В" "ГАЛАКТИКА ГОМЕЛЬ", посвящённый Дню нашего родного города, познакомит читателей с гомельчанами и их ремеслом. 

Восьмая и последняя по удалённости от Солнца планета – это Нептун, названная в честь римского бога морей. С морем Гомелю не повезло, а вот с реками и озёрами – более чем. Но, несмотря на всю красоту, вода таит немало опасностей, и значит, кто-то обязательно должен быть на страже. 

– В жизни не думал, что стану водолазом. Я об этой профессии не знал абсолютно ничего. Ни в детстве, ни в подростковом возрасте даже помыслить не мог, что буду нырять на такие глубины… – улыбается водолаз-спасатель Западной спасательной станции ОСВОД Игорь Василевич. Но, видимо, там, наверху, на каждого из нас свои планы, и рано или поздно судьба всё же стучится в дверь, чтобы развернуть жизнь человека на все 180 градусов. Так, по воле случая молодой человек сменил форму сотрудника ОВД на неопреновый гидрокостюм и вот уже семь лет огненный Овен покоряет водную стихию.



Не страшно, а страшно интересно. Прежде чем оказаться на своём месте, Игорю пришлось проделать довольно большой путь. Отучившись в Грабовской средней школе (Гомельский район), парень подал документы на геологический факультет ГГУ имени Ф. Скорины. И не прошёл: не хватило сотых балла.

– Мне тогда сказали подождать, потому что часто люди отсеиваются, но ждать я не стал. Поступил в училище № 179 и уже через десять месяцев получил специальность «Электромонтёр», – вспоминает собеседник. – По профилю даже успел поработать на птицефабрике «Рассвет», потом призвали в армию.

За полтора года службы юноша крепко сдружился с другими ребятами, и когда один из них решил поступать в Могилёвский институт МВД Республики Беларусь, Игорь пошёл за компанию. Так в его копилку добавилась вторая специальность – оперуполномоченный (уголовный розыск). 

– По распределению направили в Гомельский РОВД. Но спустя три года понял, что душа к этому не лежит, не моё, – признаётся Игорь Василевич. – Решил полностью сменить направление. Причём всё произошло спонтанно. Знакомая подсказала, что на Западной спасательной станции есть вакансия. И в мае 2015-го я пришёл сюда учеником водолаза. 

Началось всё, разумеется, с теории. Новичку объясняли азы подводного дела, рассказывали о том, как влияет перепад давления, как нужно продуваться, когда закладывает уши, что делать, если появилась боль в гайморовых пазухах, а также как действовать в аварийных ситуациях. Нюансов, конечно же, не перечесть, но специалист обязан их знать. Следующий этап – практика. И здесь, как говорится, сразу становится ясно, кто чего стоит. 

– Воды я не боялся. Плавать научился самостоятельно в детстве, когда с ребятами ходили на речку. По физподготовке тоже вопросов не возникало: армия и занятия в институте дали результат. Единственный момент – как я поведу себя, работая под водой, – поясняет сотрудник ОСВОД. – Считается, что это замкнутое пространство.
 Причём это не море, условия совсем другие. Зачастую видимость на нуле. Поэтому многие начинают теряться и бояться. Находиться под водой – всё равно что выйти в открытый космос. 



Но когда Игорь впервые в полном снаряжении опустился на глубину, страха не было. Было страшно интересно. 



– До этого я нырял на задержке дыхания, с трубкой, но это не то, а вот с баллоном – совсем другое дело. Когда много воздуха, уже можно что-то рассмотреть, если видимость позволяет, какие-то камушки, рыбок, – смеётся водолаз. – В общем, мне было очень интересно. 

Через три месяца новобранец держал экзамен перед столичной комиссией. К слову, всё сдал на отлично. И с сентября 2015-го Игорь Василевич с головой окунулся в работу – пополнил ряды профессиональных водолазов-спасателей. 

По 12 часов под палящим солнцем. Бывает ли на дежурствах скучно? О нет, скучать не приходится. Правда, в разные поры года и нагрузка разная. Самым спокойным периодом считается межсезонье: поздняя осень – начало зимы, пока лёд на реке не встанет, и первые весенние месяцы, когда Сож уже сбросил ледяные оковы, но вода для купания ещё слишком холодная. А вот летом в прямом смысле слова начинается жара. 

– Работаем два через два по 12 часов. И практически всё это время мы находимся в акватории, – обращает внимание специалист. – При довольно экстремальных температурах в 33–35 градусов, как это было нынешним летом, физически очень сложно. Естественно, мы окунаемся, ходим в душ, пьём воду, но, поверьте, это действительно большая нагрузка. 

На смене, как правило, работают три водолаза. Первая и главная задача – не допустить трагедии на воде. Поэтому организовано постоянное дежурство на пляже, патрулирование побережья, рейдовые мероприятия. Вместе с тем никто не отменял отработку практических навыков. Для этих целей специалисты производят тренировочные спуски, моделируют различные ситуации, проводят учебные занятия по спасательному многоборью. 


При температуре +2 водолаз может провести под водой около получаса. 

– И здесь не нужно показывать свою удаль. Нас этому с самого начала учат. Если чувствуешь, что замерзаешь – выходи. Терпеть нельзя, всё это чревато последствиями, – поясняет спасатель. 


«Висят на лодке вусмерть пьяные!» Семь лет службы – вроде бы немного, но и за это время накопился миллион историй. Чаще, к сожалению, печальных и поучительных. 

– Конечно, в память врезался мой первый выход на поиски. Второй год службы. Поздно ночью от очевидцев поступило сообщение, что в неустановленном месте парень пил пиво, заходил в воду, а после пропал. Поскольку в ночное время суток спуски мы не осуществляем, выехали на рассвете, – вспоминает Игорь Василевич. – Нас, водолазов, было двое. Коллега даже опытнее, но я вызвался первый. Тренироваться на манекене – это одно, столкнуться с утонувшим под водой – совсем другое. Решил себя проверить. И минут через десять на глубине четырёх метров я нашёл тело. Как потом стало известно, парень не из Гомеля, здесь только учился, и через два дня ему должно было исполниться 19 лет…



Хорошо запомнился и ещё один случай, произошедший в прошлом году. Помощь потребовалась нерадивым рыбакам в состоянии сильного алкогольного опьянения.

– На станцию передали, что посреди реки в районе Осовцов перевернулась лодка. Два человека вот-вот уйдут под воду. Мы помчались. А там… Рыбаки вусмерть пьяные. Спасли, конечно, – пожимает плечами водолаз. – Лодку отбуксировали к берегу, вызвали соответствующие службы. А рыбаки, как оказалось, не за себя беспокоились, не за лодку. Переживали, что весь свой улов потеряли. 

Не обходится и без забавных историй, о которых невозможно вспоминать без улыбки. Как-то раз на станцию пришли две женщины. Рассказали, что дедушка, отдыхавший у воды, куда-то пропал. Возраст преклонный, всё-таки 74 года, как бы чего не вышло. 

– Выехали на место – всё так: вещи лежат, мужчины нет. Искали его часа два. Сначала в пешем порядке, затем зашли в воду, ныряли. Все службы на уши подняли! Потом смотрим – кто-то к нам идёт. Оказалось, дедушка очень любит фотографировать природу. Искупался и прямо в плавках пошёл делать снимки, причём километра за три. Но, слава богу, что всё хорошо. Пусть лучше так. Когда звонили жене, она сказала, отругает его за такое, – смеётся спасатель.


Мы как раки – ходим по дну. Видимость бывает нулевая, даже наши специальные водолазные фонари не пробивают толщу воды. Так что порой действительно ищем на ощупь.     

Игорь Василевич


Главное оружие – профилактика. Ни для кого не секрет, что в абсолютном большинстве трагедий на воде так или иначе замешан алкоголь. Здесь бы впору хорошенько позлиться на тех, кто злоупотребляет, совершает глупые поступки, рискует своей жизнью и жизнями других. Но злости нет, уверяет сотрудник ОСВОД, есть только жалость. 
– Каждый раз ловлю себя на мысли, что это чей-то отец, брат, сын. И такие вещи творят, не думают ни о матерях своих, ни о детях, – с грустью говорит специалист. – Один выпьет 100 граммов и в воду даже не пойдёт, другой прикончит бутылку и начинает устраивать заплывы. Вот, к примеру, пару лет назад была ситуация. 2 августа компания отмечала День ВДВ. И вроде десантники должны быть крепкими ребятами, тем более в 32 года, что за возраст? Но, когда собрались уходить, один решил искупаться и больше из воды не вышел. Наши спасатели доехали очень быстро. За три минуты его уже достали, но откачать не смогли. Как потом оказалось, стало плохо с сердцем…
Можно ли не допустить историй с печальным исходом? Игорь уверен, что можно, и главное оружие в этой бесконечной битве – профилактика. Лучше предупредить, напомнить, научить, чем потом оказывать помощь терпящим бедствие. 

– Наверное, в районе ни одного учебного заведения не осталось, куда бы я не пришёл, – улыбается молодой человек. – Начиная от детских садов и заканчивая университетами. Мы проводим всевозможные акции, семинары, обучаем детей плаванию. 

И такая работа действительно даёт результаты. За сезон в зоне действия Западной спасательной станции утоплений не было. 

«Сейчас семья на первом месте»
– Горжусь ли я своей профессией? Конечно, горжусь! – не скрывает собеседник. – Я знаю, что помогаю людям, спасаю, приношу пользу обществу. А ещё рассказываю, обучаю. думаю, это тоже очень важно. Будьте уверены: в ОСВОДе работают достойные ребята,  всегда готовые прийти на помощь. 

Какой же Игорь Василевич в обычной жизни? Молодой и счастливый папа. Четыре месяца назад у него родился сын. 

– Сейчас семья на первом месте. Есть дом в деревне, грядки, огород, стройка – всё как у людей, – улыбается водолаз. 

– А если сын захочет пойти по вашим стопам? – интересуюсь напоследок. 

– Что ж, я буду не против. 


Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N