Имя ему — ГЕРОЙ. Михаил Кучинский: «Перед боем у нас забирали лётные книжки»
Михаил Кучинский родился в 1911 году в селе Присна Ветковского района в крестьянской семье. Окончив семилетку, работал на шелкопрядной фабрике «Могволокно», учился в Могилёвском химико-технологическом институте. А в 1932 году Михаил был призван в Красную армию, и жизнь его коренным образом изменилась: он поступает и успешно заканчивает Тамбовское военное авиационное училище лётчиков.
На фронтах Великой Отечественной войны лётчик-штурмовик Михаил Кучинский воевал с января 1943 года.
– Бывали очень напряжённые полёты, – вспоминал пилот. – Перед ними у нас всё забирали, даже лётные книжки. Как-то летел, а сзади меня немец, пристраивается и целится уже. И чуть не попал, но я тут сразу же сумел справиться: ногой нажал на педаль, и очередь врага прошла мимо. Это хорошо, что я был внимателен. Лётчику надо было всё время крутить головой.
О боевых подвигах смелого пилота свидетельствовали и строки из наградного листа: «В ноябре–декабре 1943 года активно участвует в борьбе за освобождение Советской Белоруссии и города Гомель. В боях за Гомель произвёл 12 успешных боевых вылетов, уничтожил 5 автомашин, 2 повозки, 7 зенитных точек, до 70 солдат. Враг сильно прикрывал подступы к Гомелю зенитным огнём и истребителями, но товарищ Кучинский водит группы и атакует цели семью заходами, держа противника под огнём до 30 минут.
Так, 19 ноября 1943 года дважды летал на штурмовку артиллерийских позиций в район Лопатино-Костюковка (8 км. севернее Гомеля). Цель прикрывалась сильным огнём зенитной артиллерии. Несмотря на это, подавляя зенитный огонь, производит на цель 8 заходов. В течение 25 минут артиллерия противника молчала.
Товарищ Кучинский активно участвовал в боях за Жлобин, Бобруйск, Осиповичи, Слуцк и западнее города Ковель. За короткий промежуток времени этих боёв с 26 июня по 22 июля 1944 года произвёл 35 успешных боевых вылетов, лично уничтожил 14 автомашин, 19 повозок, 2 орудия, до 73 солдат и офицеров.
В этих вылетах он летал ведущим, смелыми и инициативными действиями на поле боя производит по 5–6 заходов на цель, подавляя огневые средства противника, тем самым способствуя прорыву его обороны».
Кучинский был известен также как умелый истребитель немецких танков. По его словам, у противотанковых бомб (ПТАБов) эффективность была очень хорошая. Только нельзя было сбрасывать, находясь очень близко к земле. Высота должна была быть не меньше 80–100 метров. А обычные бомбы для поражения танков оказывались практически непригодны.
Из всех лётных профессий в боевой авиации самой опасной считалась профессия лётчика-штурмовика. Свою боевую работу экипажи осуществляли на крайне низких высотах, что увеличивало риск быть сбитыми зенитной артиллерией врага.
За образцовое выполнение боевых заданий командования и произведённые 93 успешных боевых вылета, проявленные отвагу и мужество Михаил Кучинский был удостоен звания Героя Советского Союза.
В 1947 году Кучинский окончил Высшие офицерские лётно-тактические курсы, а в 1959 года в звании подполковника ушёл в отставку. Жил в Ростове-на-Дону. До 1978 года работал начальником штемпельно-граверного цеха на фабрике. Ушёл из жизни героический лётчик в 1995 году.