Город глазами водителя: как зарождалось автобусное движение в Гомеле | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Татьяна Сычкова Татьяна Сычкова Автор текста
11:30 15 Сентября 2017 Информация от партнеров

Город глазами водителя: как зарождалось автобусное движение в Гомеле

Никто не видит наш город таким, каким видят его водители общественного транспорта. Ранним утром они встречают рассветы, вечером становятся свидетелями того, как Гомель укутывается в сумерки, ну, а ночью мчатся по бесконечным «взлётным полосам», которые рисуют фонари. Шумный и безмолвный, белоснежный и пестрящий красками, дождливый и солнечный, старый и молодой – город предстаёт перед ними во всех своих ипостасях. История нашего областного центра буквально пишется у них на глазах: возводятся новые здания, прокладываются дороги, разрастаются микрорайоны. И так год за годом, день за днём. В числе таких свидетелей и Николай Анисимов, проработавший водителем автобуса практически всю свою жизнь. И кстати в его трудовой только одна запись: автобусный парк № 1. Единственное и любимое место работы – таким могут похвастаться немногие. 

Как же зарождался городской транспорт в Гомеле? По одной из версий, его прародительницей стала конка, появившаяся ещё в дореволюционное время. Она представляла собой специальный вагон, движущийся по рельсам, который тянули лошади. Маршрут начинался от пожарной каланчи на Базарной площади (современная площадь Ленина) и шёл в Новобелицу. Когда же появилось само автобусное движение, сказать довольно сложно. По одним источникам первые автобусы вышли на городские маршруты 7 ноя-бря 1924 года. По другим – в 1947-м. Второй вариант упоминается и в энциклопедическом справочнике «Гомель» (1991 г., издательство «Белорусская Советская Энциклопедия имени Петруся Бровки»). Причём отмечается, что первоначально работало только 10 машин. Что ж, мы возьмём за основу именно вторую дату, а это значит, что в 2017-м исполняется ровно 70 лет с момента, как в Гомеле было открыто автобусное сообщение. 

За два года до этого знаменательного события в небольшой деревне Телеши Гомельского района родился Николай Анисимов. Уже в подростковом возрасте мальчик твёрдо решил – стану водителем. 

- В то время в колхозе было только две машины. Сами понимаете, редкость, диковинка, - рассказывает Николай Евстратович. – К тому же на грузовых ездил мой старший брат  Пётр. За руль я впервые сел, наверное, в 8-м классе, а брат всё показывал и рассказывал, учил меня. 

После окончания школы молодой человек приехал в Гомель. Здесь он прошёл обучение в автошколе ДОСААФ, расположенной по улице Гагарина, а после юношу забрали в армию. Причём забросило Николая Анисимова очень далеко: службу он проходил в Германии. Там же получил и квалификацию «Водитель второго класса».

Тем временем в Гомеле было создано автобусное предприятие № 1. В 1960-м автотранспортную колонну № 1 разделили на таксомоторный парк, грузовое предприятие и автобусный парк. Сперва он выполнял все виды автобусных перевозок: городские, пригородные и междугородные. В парке насчитывалось 179 автобусов. В основном были представлены марки ЗИС-155, ЗИЛ-158, ЛАЗ-695Б, ПАЗ-651 и ПАЗ-652. Такую информацию даёт неофициальный сайт «Транспорт в Гомеле». 

Все перевозки выполнялись двумя колоннами: первая колонна осуществляла  междугородные и пригородные, а вторая – городские. На предприятии трудилось более 900 человек: водители, кондукторы, ремонтные и вспомогательные бригады рабочих.  В 1967 году на первое и, как потом окажется, единственное место работы пришёл и Николай Анисимов.

- Помню ли я свой первый рейс? Если честно, за столько лет трудно припомнить, - смеётся водитель. – Наверное, колотился несколько дней, пока стажировался. А потом втянулся, привык. 

Все – жаворонки. Или несчастные совы

Изначально Николай Евстратович трудился на городских маршрутах и перевозил пассажиров на пухленьких и таких красивых ЗИСах-155. Да-да, с большими круглыми фарами, не зря ведь говорят, что у старых автобусов глаза добрые. Затем на смену ЗИСам пришли старенькие ЛАЗы, на которых водитель намотал ещё не одну тысячу километров. 

Ездил Николай Анисимов на самых разных маршрутах, но чаще всего на десятом: «Больница – Вокзал». Тогда ещё не было Сельмашевского путепровода и дорога пролегала мимо Никольской церкви, а дальше по переезду через железнодорожные пути.  - Когда я начинал, было не так много светофоров, узкие улицы. Конечно, приходилось трудно. Взять, например, улицу Кирова. Едешь, а навстречу мчатся грузовые машины в направлении Украины, повороты очень крутые и автобус еле вписывается, - вспоминает Николай Анисимов. – Но зато люди на пешеходных переходах вели себя дисциплинированно, а сейчас буквально бегут под колёса. Да и машин в городе стало намного больше. Выскакивают одна за другой, и автобусу приходится ждать, пока пропустят. 

Ещё одной не самой приятной особенностью профессии можно смело считать раннее начало рабочего дня.  Так что все водители – жаворонки, ну или просто несчастные совы, ведь подниматься приходится ни свет ни заря.  - Четыре утра, - улыбается Николай Евстратович. – Конечно, бывают разные графики, но я часто вставал именно в это время. К тому же раньше было не так, как сейчас: завёл автобус и поехал. Вернее, не так просто. То тормоза замёрзнут, то воду нужно залить, то на мойку заехать – тысячи проблем. А машина должна быть технически исправной. 

Настоящий капитан

Уже к 1986 году территории автобусного парка стало не хватать для размещения имеющегося транспорта. Производственные мощности перестали удовлетворять потребности в ремонте. По этим причинам началось строительство филиала автоколонны 2443. В 1988 году на 25 маршрутах общей протяжённостью 220,2 км ежедневно курсировало 134 автобуса, выполнявших 3526 рейсов, перевезено около 84126,5 тысячи пассажиров. В 1988-м введена в действие автоматизированная система управления автобусными перевозками.

Спустя три года АП-1 разделили на два предприятия. На базе филиала создали автобусный парк № 6, которому передали городские маршруты и автобусы. На момент разделения на предприятии насчитывалось 406 автобусов, численность работающих составляла 1223 человека. После изменений в ведомстве АП-1 осталось 214 автобусов и 878 сотрудников.

Проработав больше 10 лет на городских маршрутах, Николай Анисимов решил перейти на пригородные и заказные. Здесь было легче, чем в городе, но не менее интересно. В копилку трудового стажа добавилась ещё десяточка. Но, как говорится, аппетит приходит во время еды, а значит, следующей ступенькой стали международные рейсы. 

  В конце 90-х гомельчане могли увидеть на улицах города и двухэтажные автобусы MAN SD200 WaggonUnion, однако  ездили они не слишком долго. 

- В дальние поездки отправлялся в основном на красном, мягком «Икарусе-250» с номером 7140, - сходу называет водитель. - Москва, Чернигов, Киев, Минск, Суворов (Тульская область), Крымский полуостров (возили детей в санатории) – ох, много городов объездил. А сколько разных историй было – один только Бог знает! Вот заглох в дороге, что делать? Открываешь двери и просишь, чтобы пассажиры толкнули автобус.  А однажды, помню, сильно забуксовали, так пришлось тряпки под колёса подкладывать, чтобы выехать. И что самое главное, люди откликались. Всё тогда было проще.  

Выходя в рейс, водителю приходится выполнять не только свои прямые обязанности, но и примерять роль организатора, а порой и настоящего психолога. 

- Когда работал на московском направлении, возил строителей, которые в салоне частенько затевали драки, - признаётся Николай Анисимов. - Кто-то немного выпил, вспыхнула ссора, а там уже и кулаки в ход пошли. Приходилось на месте решать конфликты. Не могу же я ночью человека высадить посреди дороги, дома его ждёт жена. 

Самого Николая Евстратовича в Гомеле тоже всегда ждала жена – Люся Станиславовна. 

С ней они прожили уже больше 30 лет. Причём женщина всегда с пониманием относилась к таким дальним поездкам и неудобному графику. 

В рейсы на Москву автобусы ходили в основном по ночам. И хотя в дорогу отправлялись два водителя, чтобы менять друг друга через какое-то время, всё-таки ехать было трудно. Ночь есть ночь: летящие по встречной машины, ослепляющий свет фар, не такая высокая концентрация внимания. 

- И всё же, несмотря на сложности, на такую большую ответственность, работать было очень интересно, - улыбается Николай Анисимов. – Чувствовал себя настоящим капитаном корабля.  

На линии – контроль!

Вы когда-нибудь замечали, как водители между собой здороваются, сидя в кабинах? Так вот, это не просто приветствие, оказывается, это настоящий условный сигнал. 

- Так мы показываем друг другу, есть ли контрольная служба по ходу маршрута, ведь я и водитель, и кондуктор, который обилечивает пассажиров. Пару раз штрафовали, было дело, - смеётся Николай Евстратович. – Кстати, на московском направлении. 

В 2005-м водитель вышел на пенсию. Но так и не смог расстаться с родным автобусным парком. Николая Анисимова избрали председателем ветеранской организации предприятия и предложили поработать вахтёром на проходной. Вплоть до 2013-го он добросовестно выполнял свои обязанности, но потом всё же ушёл на заслуженный отдых. Хотя председателем является и по сей день. 

За многие годы всё очень сильно изменилось. Появились новые автобусы, новые маршруты, дороги и мосты, но неизменными остались качества, которыми должен обладать настоящий водитель. 

- Бдительность и дисциплинированность, без них ничего не выйдет, - уверен Николай Евстратович. – Резкие движения, транспорт вокруг, вечно спешащие пешеходы – водитель должен быть всегда начеку и помнить, что он перевозит самый ценный груз – людей. 

Знаете ли вы?  

Как рассказали в ОАО «Гомельоблавтотранс», сегодня в Гомеле 78 городских маршрутов, обслуживаемых АП-1 и АП-6. За месяц совершается в среднем 87 тысяч рейсов, перевозится около 8,7 миллиона пассажиров. В числе самых востребованных и окупаемых маршруты №№ 1, 12, 16, 17, 18, 20, 34. Например, на 12-м в месяц перевозится более 500 000 пассажиров. Только представьте, это всё равно что весь Гомель перевезти. Однако из года в год  пассажиропоток постепенно снижается. Это связано и с увеличением личных авто и с тем фактором, что маршруты стараются создавать беспересадочные. 

По будням на линию выходит больше 210 автобусов, по выходным дням – около 120. В основном это автобусы марки МАЗ-105, 107, 215, 103, 203. Там, где пассажиров не слишком много, справляются МАЗы-206 и «Радимичи». 

Эпоха знаменитых жёлтых гармошек – «Икарусов-280» ушла безвозвратно, сейчас в автобусных парках Гомеля не осталось ни одного экземпляра, все списаны. Зато всё ещё в строю красные двухдверные «Икарусы-250». В нашем городе есть три такие машины. Иногда их задействуют на  междугородных и заказных маршрутах. 

Налажено и международное сообщение. Автобусы АП-1 выезжают в города Украины  (Чернигов, Киев, летом – в Одессу, Железный Порт), России (Брянск, Новозыбков, Орёл, Москву, Санкт-Петербург), а также в Ригу и Вильнюс. 


Автор фото: Анна Пащенко и из архива Александра Веснина

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N