Гомельский иллюзионист заставит исчезнуть даже...
Когда я созванивался с членом Российской ассоциации иллюзионистов Артёмом Дорофеевым, то попросил его перед интервью показать фокусы журналистам «ГВ». Эффект превзошёл наши ожидания. Неподдельный восторг, удивление, ощущение магии происходящего – вот те эмоции, которые вызвало у нас карточное искусство Артёма, левитация сигареты и исчезновение предметов. На какие ещё чудеса способен артист, как в Гомеле становятся волшебниками и что за этим стоит? Об этом иллюзионист рассказал после представления.
Хобби грузчика
– Артём, чем вы занимались до того, как стать фокусником?
– После службы в ВДВ устроился на Гомельский ликёро-водочный завод грузчиком. Случайно увидел в Интернете карточный фокус, который показывал иллюзионист Дэвид Блэйн. Разгадал, попробовал сам – и получилось. Потом разгадал секреты остальных. Я ведь с детства любил наблюдать за напёрсточниками на вокзале и угадывал, куда они прячут шарик. Все пять лет, пока трудился на ликёро-водочном, эти фокусы были моим хобби. В итоге освоил все трюки американского иллюзиониста. Сейчас без перерыва могу показывать фокусы в течение двух часов.
– Для того чтобы разгадывать секреты, нужны математические способности или хорошее зрение?
– В карточных фокусах есть определённое количество манипуляций, и если знать хотя бы несколько из них, большинство фокусов становится понятными.
– А есть ли какая-то специальная гимнастика для тренировки пластичности пальцев?
– Можно заниматься их растяжкой. Этого требуют некоторые манипуляции с картами. Чтобы натренировать кисти, я начинал с простого жонглирования картами в ладони. Для того чтобы довести до автоматизма сложное карточное движение, нужно не менее двух недель напряжённых тренировок. Даже с «деревянными» пальцами можно показывать фокусы, было бы желание и целеустремлённость. В принципе, заниматься иллюзией может каждый.
Фокусы в смирительной рубашке
– Сколько времени вы профессионально творите чудеса?
– Полтора года. Я уволился с завода только два года назад. А так, когда на работе появлялось свободное время, упражнялся с картами. Мне это нравилось. Тогда вообще не думал, что буду где-то выступать. Ведь я даже на школьных утренниках не выходил на сцену. Но в итоге пришёл момент, когда я решил уволиться с завода и опробовать для начала простую программу на новогодних корпоративах.
– Получается зарабатывать только благодаря выступлениям?
– В Гомеле фокусников немного. А в возрасте до 30 лет в подобном жанре вообще нет. Даже в Минске едва ли наберётся десяток достойных фокусников. Остальные – начинающие. К тому же, Гомель так расположен, что можно выступать в России и в Украине. Сейчас работаю в основном в Беларуси. В Россию на данный момент смысла ехать нет. За ту же сумму в Гомеле можно отработать два мероприятия. Заказов хватает. Свадьбы у нас круглый год, корпоративов очень много, а артистов оригинального жанра мало.
– Не задумывались о том, чтобы выступать с шоу-программой на телевидении?
– Думал, но это накладно. Много этим не заработаешь. Скорее всего, самому придётся снимать передачу. Но пока планы на две телепередачи в духе уличного мага Дэвида Блейна у меня есть. Правда, что-то более существенное, чем фокусы с картами и монетами, вряд ли удастся сделать на публике. Мой друг, фокусник из Минска, хотел получить разрешение на трюк, в ходе которого его, вниз головой, в смирительной рубашке, должны были привязать к подъёмному крану… Ему этого совершить не дали.
Мастерская мага
– Есть ли в вашем арсенале авторские фокусы?
– Есть вариации фокусов. Ведь все манипуляции давным-давно придуманы. Иллюзия может выглядеть по-иному, изменится её подача, но приёмы исполнения будут прежние. Сейчас появление новых фокусов может быть связано только с технологиями.
– А какой-то технический приём использовался, когда на сегодняшнем представлении вы били по мобильным телефонам, запечатанным в конвертах, в поисках моего?
– Нет, это просто удача. Повезло…
– Сколько стоит реквизит для ваших чудес, например, куб для головы, в который вы втыкаете ножи?
– Куб – относительно недорогой. Есть специализированные магазины в России, Китае, США. Но там всё недёшево. Поэтому большинство устройств делаю своими руками. У меня дома небольшая мастерская. Но есть такие приспособления, которые сложно создать самому, потому что в Беларуси нет нужных материалов.
– Вы конструируете реквизит по каким-то чертежам из «книг по волшебству»?
– Полностью описания чертежей реквизита нигде не найдёшь. Большинство создаётся методом «тыка». Потом в процессе что-то меняешь. В итоге получается эксклюзивная вещь.
«Контролёров не обманываю»
– В каком направлении вы работаете?
– Есть микромагия, салонная, сценическая и комедийная магия. Я занимаюсь салонной, рассчитанной на группы не более 60 человек. Но могу подготовить программу и на 600. Всё зависит от подачи и умения общаться с публикой. Предпочитаю вызывать людей на сцену. Это нравится зрителям.
– Вы обманывали людей в повседневной жизни, например, контролёров в троллейбусе?
– Нет, потому что фокусники, на самом деле, очень честные. Есть аферисты и обманщики, но это совсем другой сорт людей. Мне достаточно просто приносить публике радость и работать в своё удовольствие.
– Часто ли зрители просят объяснить фокусы?
– Постоянно. Но я ничего не рассказываю. Считаю, что человек должен удивляться фокусам, а не пытаться их разгадать. Если хочешь узнать, догадайся сам. Догони…
– Надо ли как-то психологически подстраиваться под коллектив, в котором выступаешь?
– Это нарабатывается с опытом. Изначально было тяжело. Я никогда нигде не выступал. Первый раз вышел на сцену в телевизионном Камеди Шоу «Бульвар BY». Меня даже трясло. Было очень страшно.
– Боитесь, что во время фокуса выпадет не та карта?
– Раньше боялся. Сейчас всё доведено до автоматизма. Это можно сравнить с вождением машины. Срабатывает мышечная память, и мозги отключаются полностью. Руки всё делают сами. У меня дома около 30 стандартных колод карт для покера, которые хорошо подходят для манипуляций. Такую карту я легко могу метнуть даже на 50 метров.
Сделаны они из бумаги с отличным покрытием. Заказываю колоды по Интернету из США. Так дешевле. Есть и дизайнерские, с красивыми рисунками.
– А в обычные карты играете?
– Иногда в «дурака» на пляже. Могу с помощью своих навыков обыграть любого. Но все знают, что я фокусник, поэтому со мной мало кто играет.
Волшебный «зачёт»
– Вы недавно женились. Когда делали предложение, применяли магию?
– Мы не один год вместе, поэтому было множество чудес. Уже и не знаю, что такого необычного могу показать жене. Она знает все мои фокусы. Репетирую я дома при ней. Невозможно что-то скрыть и уйти в другую комнату. Тем более делать это на протяжении длительного времени. Она единственная в городе, кто знает все секреты моих фокусов, но ничего никому не расскажет.
– Вы являетесь членом Российской ассоциации иллюзионистов. Что это даёт?
– По сути, ничего. Но это звучит.
– Как проходил «зачёт», чтобы вступить в ассоциацию?
– Я показывал фокус – перемещал на карте пальцем четыре крестика, нарисованные маркером случайным зрителем. Я сам разгадал этот трюк. В цирковых училищах такому не учат, а последняя официальная школа фокусников, которая находилась в Киеве, была закрыта в 1986 году. Показывал я номер на сцене, перед 300-ми фокусниками со всего мира от Италии до Азербайджана.
– Что, на ваш взгляд, важно для фокусника, чтобы его воспринимали как настоящего артиста?
– Почему многие люди начинают заниматься фокусами? В любой компании они автоматически становятся центром внимания. Мне нравится получать от людей позитив и отдавать его зрителям. Их восторг, удивление и радость – это для меня уже как наркотик.
– Дэвид Копперфильд когда-то совершал трюк с исчезновением Статуи Свободы. Вы можете сделать так, чтобы в воздухе растворилась, например, гомельская телебашня?
– Легко. Нужно два вертолёта с большими прожекторами, огромный занавес, ночное небо и много подставных людей (в это время Артём рисует чертёж этого трюка). Это вид сверху. Как только закрывается занавес, вертолёты перемещаются чуть ближе к публике, метров на десять. Визуально это почти не заметно. Опускается занавес, и свет на башне отключается. Затем огромное покрывало поднимают, и тут же вертолёты направляют прожекторы перед башней на людей. Получается эффект, как от ночных фар автомобиля, бьющих в глаза. В итоге, создаётся впечатление, что башня исчезла. Если взять видео исчезновения Статуи Свободы и поставить яркость на максимум, то видны её очертания. Так что здесь всё проще, чем в карточном фокусе, где требуется ловкость рук.
– Артём, зная всё это, верите в волшебство?
– Даже не знаю, есть ли оно это волшебство. Наверное, есть где-то в горах Тибета.
Автор фото: Ирина Чернявская, Анна Пащенко