Копилка идей для Гомеля от студентов и молодых специалистов
Где ещё находить новые пути решения старых проблем, черпать свежие идеи, как не в молодёжной среде? Гомельский горисполком в очередной раз открыл свои двери для тех, кто полон энергии и полезных для города планов. На конкурс «Власть – дело молодых» было подано множество заявок. Проекты, разработанные студентами и молодыми специалистами Гомеля, затрагивают различные сферы: финансы, транспорт, туризм, экология, образование, здравоохранение. Объединяет их одно: они все направлены на то, чтобы сделать нашу жизнь лучше, удобнее и интереснее.
Два этапа конкурса уже позади. По результатам заочного тура были отобраны 42 проекта наиболее интересных предложений и бизнес-идей. Их авторы выступили перед жюри с презентациями в горисполкоме. Пока молодые люди ожидают подведения окончательных итогов и объявления победителей, корреспонденты «Гомельских ведомостей» решили рассказать на страницах газеты о некоторых представленных проектах.
ГОРОД ДОЛЖЕН БЫТЬ СТИЛЬНЫМ
Проект, разработаный студентами БелГУТа Алексеем Сивцовым, Алиной Смоленчук и Ксенией Цыдзик, предлагает повысить имидж города при помощи инновационных и креативных подходов в озеленении и благоустройстве улиц, скверов, парков. Трудно не согласиться с тем, что в последнее время Гомель хорошеет на глазах: одновременно с появлением новых кафе, скверов воплощаются и оригинальные проекты благоустройства, город становится краше и уютнее. Каждый год проводятся конкурсы на лучшие идеи по благоустройству. «Вы наверняка заметили, что все реализованные проекты – будь то малые архитектурные формы или скамейки, в целом, не имеют общей концепции. Наш город наполнен разрозненными элементами – фонарями, указателями, урнами, которые, в принципе, выполняют свою основную функцию, но, к сожалению, не образуют единой эстетической среды», – рассказывает один из авторов проекта Ксения. Студенты считают, что каждому из районов Гомеля стоит придумать свой стиль, имидж, который будет отличаться от других, станет узнаваемым. Разработать элементы, которые подчеркнут индивидуальный облик каждого из районов, молодые люди берутся сами, ведь они будущие специалисты по промышленному и гражданскому строительству. Интерьерный подход в благоустройстве города – это, конечно, создание единого и целостного образа из многообразия форм и деталей. Но, как справедливо замечают авторы проекта: «Единое не значит одинаковое, а напротив – большое разнообразие, которое объединяется стилистикой и вариантностью». Отделять районы друг от друга или делать их разрозненными студенты не предлагают, наоборот, говорят о том, что весь город должен быть объединён каким-то элементом. И таким элементом, на их взгляд, может стать герб Гомеля, который можно было бы использовать в оформлении объектов городского интерьера.
«Если бы ещё и конкурсы по благоустройству проводились в рамках заданной тематики каждого района, тогда выделенные администрацией деньги шли бы не только на облагораживание города, но и на формирование его оригинального имиджа», – замечает Ксения.
Как только данная идея будет реализована, уверены авторы проекта, уровень комфортности и эстетики всего Гомеля повысится в разы, таким образом, возрастёт и привлекательность города для туристов.
АВТОБУС СОЦИАЛЬНОГО МАРШРУТА
Марина Максименко, студентка БТЭУ ПК, – автор проекта «Социальные автобусы», которым хочет привлечь внимание к проблемам людей с ограниченными возможностями. Физически ослабленные лица зачастую не могут вести полноценный образ жизни из-за различного рода барьеров. Сталкиваясь с препятствиями, они замыкаются в себе, становятся пассивными, теряют веру в возможность достижения личного и профессионального благополучия. Создание для таких людей доступной среды жизнедеятельности, позволяющей реализовывать социальные и другие потребности – беспрепятственно передвигаться, пользоваться услугами и получать информацию, – является важным фактором, повышающим их дееспособность, способствующим интеграции в общество. «Такая среда, – говорит девушка, – включает в себя объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры. Они должны быть обустроены в соответствии с требованиями, установленными строительными нормами и правилами, с учётом потребностей физически ослабленных лиц». Актуальной проблемой можно назвать и производственный травматизм. В Беларуси ежегодно при несчастных случаях на производстве получают травмы различных видов сложности, в том числе и инвалидность, около трёх тысяч человек, более двухсот погибают.
Марина предлагает ввести в Гомеле специализированные маршруты – 12 С (социальный) и 17 С (социальный). Данные автобусы, по мнению студентки, должны отличаться своим внешним видом и оформлением внутри, что позволит гомельчанам и гостям города ознакомиться с проблемами инвалидов и их жизнью, а также с информацией по профилактике производственного травматизма и охраны труда на рабочих местах. «На этих маршрутах не будут действовать проездные билеты, и стоимость проезда будет установлена на 20 процентов выше, чем в обычных городских маршрутах, вырученные деньги автоматически переходят на поддержку людей с ограниченными возможностями», – поделилась идеей студентка.
Экономические и другие расчёты девушки показали, что объём перевезённых пассажиров двумя автобусами в день может составить более 3-х тысяч человек. А дополнительный доход за месяц от внедрения автобусов с повышенной ценой на билеты – более 40 миллионов белорусских рублей. Оформление автобуса, наружные наклейки, установление информационных стендов, распечатка листовок на первом этапе внедрения, по подсчётам автора проекта, составит около 3-х миллионов рублей. Источником финансирования таких затрат, по мнению Марины, может выступить спонсорская поддержка промышленных организаций Гомеля.
Дальнейшее развитие данного проекта может получить распространение в крупно населённых городах Гомельской области – Жлобин, Речица и Мозырь. Например, предлагает Марина, можно ввести один социальный автобус, который будет курсировать 2 рейса в день в виде акций в районных центрах.
С ТУРОМ ПО БЕЛАРУСИ
Студентка ГГТУ имени П. О. Сухого Анастасия Кольцова в рамках своего конкурсного проекта разработала экскурсионную программу тура «Гордость восточной Беларуси» по маршруту: Гомель – Могилёв – Витебск – Гомель. Программа включает в себя обзорную экскурсию по современному Могилёву – городу, имеющему многовековую, более чем 700-летнюю историю. Могилёв был построен в прекрасном месте, на возвышенности, там, где четыре небольшие реки впадали в могучий Днепр, который, в свою очередь, был важным торговым путём. Это способствовало бурному развитию города, как и то, что он расположился на перекрёстке интересов Запада и России. Поэтому на этой земле происходили события, которые влияли не только на судьбу самого Могилёва, но и на судьбы многих других городов, а также государств. Экскурсия позволит показать областной центр таким, каким он стал в новом тысячелетии. Также девушка предлагает посетить мемориальный комплекс «Буйничское поле», который можно назвать центром патриотического воспитания молодёжи. Здесь проводятся Вахты Памяти, уроки мужества, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, торжественные приёмы учащихся в ряды пионерской организации и Белорусского республиканского союза молодёжи, праздничные мероприятия, приуроченные ко Дню Победы и годовщинам освобождения Могилёва. В туре также присутствуют и историко-культурный комплекс «Корчма», Зоосад. В Витебске обязательными для посещения автор проекта указала памятники архитектуры второй половины XVIII века, художественный музей Марка Шагала, а также здания, представляющие интерес в историко-архитектурном и художественном отношении.
С учётом экскурсий общая протяжённость маршрута составит примерно 750 километров. Продолжительность путешествия – 2 дня с организацией ночлега в Витебске. В качестве пункта размещения туристов конкурсантка выбрала туристско-гостиничный комплекс «Витебск Отель». Анастасия провела расчёты, исходя из которых стоимость двухдневного тура «Гордость восточной Беларуси» по маршруту Гомель – Могилёв – Витебск – Гомель, включающая все расходы на обслуживание, составит 855 000 белорусских рублей на одного взрослого человека. Эта сумма кажется автору проекта приемлемой для иностранных туристов.