Прямая линия с психологом: как адаптировать малыша к учебному процессу?
Как адаптировать малыша к учебному процессу? Влияет ли темперамент на организованность ребёнка? К чему может привести дидаскалейнофобия – боязнь школы? На эти и другие вопросы в ходе прямой линии в редакции газеты «Гомельские ведомости» ответила практикующий психолог, ассистент кафедры социальной и педагогической психологии факультета психологии и педагогики ГГУ имени Ф. Скорины Елена ОДИНОЧКИНА.
– Добрый день, Елена Викторовна. Вас беспокоит Нина Романькова. В этом году мой внук идёт в первый класс, поэтому меня интересует следующий вопрос: как пробудить у малыша интерес к учёбе?
– Хочу отметить, что большинство первоклассников, как правило, ждут 1 сентября с особым трепетом. Главное, не отбить этот интерес воспоминаниями родителей о своих нелёгких отношениях со сверстниками и учителями. Нужно рассказывать о школе с радостью, чаще говорить о том, чему любимое чадо сможет научиться. Ребёнок проявляет интерес к животным? Купите малышу тематическую энциклопедию, попутно отметив, что в учебном заведении он будет изучать такой увлекательный предмет, как биологию. Дошколёнок грезит звёздным небом? Скажите, что в старших классах у него будет специальная дисциплина – астрономия. Используя эти маленькие хитрости, вы сформируете у ребёнка доброжелательный взгляд на учебный процесс, в свою очередь, малыш с удовольствием приступит к занятиям. Если у чада всё-таки нет желания идти в школу – соседский мальчик сказал, что там делать нечего, или старшая сестра расписала строгость преподавателей в ярких красках – следует объяснить малышу, что школа – это своеобразная маленькая планета, где есть свои правила, которые необходимо соблюдать. Родителям не стоит преподносить учёбу как некий сложный механизм – занятия для ребёнка должны стать новым этапом, а не испыта-нием.
– Здравствуйте. Вам звонит Евгений Макарчук. Жена настаивает, чтобы наш пятилетний сын 1 сентября отправился в школу. Может, продлить малышу детство? По мне, и в семь лет не поздно идти за знаниями. Беспокоюсь, а вдруг ребёнок не потянет учебную программу?
– Надо отметить, что в настоящее время детей берут в школу только по достижении ими 6-летнего возраста. В вашей ситуации я бы посоветовала остановиться на домашнем обучении – 5-летний ребёнок, как правило, не готов усвоить школьную программу в полной мере и нуждается в дополнительной подготовке. К тому же, малыши, в особенности мальчики, в этом возрасте не могут организовать себя, своё личное пространство, настроиться на рабочий лад, поэтому их поведение нуждается в родительской доработке и корректировке. Если же ребёнок абсолютно развит, его эмоциональное состояние не вызывает опасений, а в домашнем «зазеркалье» ему становится тесно, оставлять малыша в четырёх стенах нежелательно.
– Как понять, достаточно ли развит ребёнок?
– Обратитесь к психологу, он проведёт специальную диагностику, которая установит уровень мышления, памяти, внимания малыша, а также подскажет родителю, над чем необходимо работать с ребёнком в дальнейшем.
– У аппарата – Евгения Николаевна. Моя дочь переходит в седьмой класс. Последний год закончила довольно слабо, хотя не раз участвовала в школьных и городских олимпиадах. Как повысить успеваемость подростка?
– В подобной ситуации в первую очередь необходимо установить причины того, почему ребёнок стал хуже учиться. Если подросток способен выполнять поставленные задачи «на отлично», однако его успеваемость хромает, возможно, дело кроется в отношениях со сверстниками или преподавателями. Попытайтесь установить с дочерью доверительный контакт, станьте ей лучшим другом – и о самых важных событиях из школьной жизни подростка вы будете узнавать первой.
– Доброго дня, Елена Викторовна. Скажите, влияет ли темперамент ребёнка на его организованность? Дмитрий Стецко.
– Прямой связи между темпераментом человека и его организованностью нет. Например, есть холерики, которые не терпят беспорядка как на рабочем столе, так и в личной жизни, хотя многие считают их абсолютно неорганизованными людьми. Кстати, родителям может показаться, что с детьми-холериками гораздо сложнее ужиться: ребёнок требует повышенного внимания, не может усидеть на месте ни минуты. Однако с таким малышом, напротив, справиться намного легче: его эмоции не требуют интерпретации, они всегда выражены очень чётко и ярко, в отличие от детей, которые обладают флегматичным или меланхоличным темпераментом. Воспитывая экспрессивного ребёнка, домочадцы часто теряют терпение, прибегая ко всевозможным методам давления: физическому наказанию, лишению свободного времени, принуждению. Должна сказать, данный путь рано или поздно приведёт к потере уважения и доверия со стороны любимого чада. Родителям важно помнить: темперамент – это врождённая особенность нервной системы, поэтому поменять его никак не удастся. Не стоит подавлять энергию ребёнка – её необходимо организовывать, причём главным помощником в этом деле станет распорядок дня.
– Хотел бы обсудить с вами ещё один момент. Нередко родители мотивируют подростка рублём: за семёрку – 5 тысяч, а за десятку в дневнике – все 10. Можно ли назвать подобный метод эффективным? И к чему приводит своеобразная коммерциализация отношений между ребёнком и родителями?
– Мнения по этому поводу разнятся, в том числе и среди психологов. Я же склоняюсь к тому, что не стоит придавать отношениям денежный характер. На мой взгляд, такая «экономика» лишь увеличивает дистанцию между подростком и другими членами семьи. Важно развивать у ребёнка интерес к знаниям, чтобы он учился для собственного удовольствия, а не ради денег, которые, к слову, можно заменить другими вариантами поощрения: походом в цирк или кафе-мороженое, поездкой в гости или на природу.
– Здравствуйте. Что делать, если у школьника развивается зависимость от компьютерных игр и социальных сетей? Наталья Тылецевич.
– Во-первых, необходимо установить, почему подросток чувствует себя комфортно именно в виртуальном, а не реальном пространстве. Среди основных причин отнюдь не последнее место занимают недопонимание, отсутствие уважения, конфликты и ссоры в семье, в свою очередь, интернет-площадка становится своеобразным «убежищем» для подростка, где он может казаться самостоятельным и заявить о себе как о личности. После выяснения причины необходимо узнать о потребностях ребёнка. Малыш обделён родительским вниманием? Возьмите отпуск, и у вас появится достаточно времени для совместных игр, бесед и прогулок. Поверьте, выяснить причину не так трудно, главное – установить с подростком доверительный контакт.
– По каким признакам можно понять, что у ребёнка есть боязнь школы? Михаил Лешук.
– Так называемая дидаскалейнофобия – боязнь школы – в первую очередь проявляется в нежелании малыша посещать учебное заведение. Чтобы не идти на занятия, ребёнок находит тысячу отговорок: капризничает, ссылается на плохое самочувствие, хотя уже субботним утром с удовольствием играет на детской площадке. В этом случае родителям опять же необходимо прояснить ситуацию и выяснить причину такого поведения.
– Елена Викторовна, наверняка существуют определённые методики и приёмы запоминания информации, развития воображения, внимания у малыша. Расскажите о них подробнее. Татьяна Зарецкая.
– Я бы посоветовала как можно чаще заниматься с ребёнком лепкой, конструированием, складыванием мозаики – эти, казалось бы, нехитрые занятия приносят свои существенные плоды. Также полезны старые добрые раскраски, прописи, работая над которыми малыш должен проявить усидчивость и аккуратность, чтобы не выступить за границы рисунка.
– А если подросток систематически прогуливает занятия, однако свою вину не признаёт и ставит родителям ультиматум: «либо вы оставляете меня в покое, либо я ухожу из дома»? Как направить ребёнка в нужное русло и какие методы необходимо взять на во-оружение?
– Действительно, подросткам присуще демонстративное поведение или поведение напоказ. Если чадо ставит ультиматумы в надежде достигнуть конкретной цели любым способом, значит, во взаимоотношениях между членами семьи отсутствуют чёткие границы. Ребёнок, чувствуя вседозволенность, не может определить, что такое «хорошо» и что такое «плохо», поэтому начинает навязывать домочадцам свои правила «игры». Советую достаточно строго побеседовать с ребёнком, узнать мотивы, которыми он руководствуется, и цели, которые преследует таким поведением. Главное, не проявлять агрессию по отношению к подростку, в противном случае он уйдёт в себя на весьма продолжительный период.
– После того как племянница не смогла занять призовое место в школьной олимпиаде, она стала избегать любых конкурсов, спортивных состязаний. Каким образом можно повысить у девочки самооценку, чтобы вера в себя и свои силы как можно быстрее вернулась к ней? Виктория Синцова.
– Такое поведение наглядно доказывает: ребёнок не умеет проигрывать. Для того чтобы научить малыша адекватно реагировать на поражение, советую чаще играть с ним в настольные игры – такие забавы развивают внимание и мышление, заставляют радоваться победе и двигаться вперёд, невзирая на проигрыш, а также организовывают школьника, ведь на протяжении всей игры ребёнку необходимо придерживаться определённых правил.
Автор фото: Анна Пащенко