Особенности адаптации детей, которые пришли в школу из детского сада | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Елена Самойлова Елена Самойлова Автор текста
11:30 17 Октября 2023 Образование

Особенности адаптации детей, которые пришли в школу из детского сада

И педагоги, и родители первоклассника прекрасно понимают, что, когда 6–7-летний ребёнок приходит в школу из детского сада, у него начинается период адаптации. Он попадает в абсолютно иные условия существования и новый круг общения. Что делают учителя и психологи, чтобы период привыкания для самых маленьких учащихся прошёл незаметно и комфортно, журналист «В» узнала в гимназии № 36 имени Ивана Мележа.


Мультики вместо или вместе с уроками.

Период адаптации длится в 1-м классе в среднем 20 учебных дней. Каждый ребёнок переносит его по-своему. Весь сентябрь у детей проходит введение в школьную жизнь – так и предмет называется, который они изучают, и все мероприятия направлены на то, чтобы к школе привыкнуть было легче.

– В гимназии учли сложный период и создали самые оптимальные условия для первоклассников, – рассказывает учитель с многолетним стажем Татьяна Магонова. – Весь второй этаж начального блока занимают только первые классы: здесь и учебные аудитории, и спальни группы продлённого дня. Поэтому конфликтов с другими учениками не бывает. Да и воспитательная работа в нашем учреждении построена так, что старшие дети, наоборот, всегда готовы помочь младшим.

Обучение в школе отличается от детского сада более чётким расписанием, распорядком дня, большим количеством учебных занятий. Но и методы работы, которые используют учителя, сейчас более современные: презентации, компьютерные программы, видеоматериалы, включение персонажей мультфильмов в процесс обучения.

– Только так, чередуя разные формы работы, можно удержать внимание ученика, – говорит педагог. – Кроме классических занятий, есть ещё различные развивающие уроки, спортивный час, игры на свежем воздухе и любимая детьми физкультминутка. 


Ребёнок сам должен захотеть пойти в школу

– Адаптация детей каждый год имеет свои особенности, в чём-то есть и схожие моменты, но в последнее время детей «высокоадаптированных» встречается всё меньше, – рассказывает психолог гимназии Татьяна Дасько. – Потому что идёт очень большая информационная нагрузка. Сказывается и занятость родителей. На мой взгляд, ребёнок должен идти в школу как можно позже. Психофизиологическое созревание, эмоциональная и социальная готовность имеют большое значение. Дети, которым на момент поступления в 1-й класс около 7 лет, быстрее и успешнее адаптируются. Они могут слышать и слушать, умеют устанавливать контакты, понимают, кто такой взрослый. Им легче отсидеть 35 минут. То есть физиологические и психологические процессы сформированы лучше. Если родители сомневаются, отдавать ли ребёнка в 1-й класс, то лучше позже, чем раньше. 

По наблюдению психолога, сейчас всё чаще приходят дети с нарушением речи, другими задержками в развитии. К 6 годам некоторые ешё не готовы пойти в школу. И по­этому им оказывается трудно. Есть большая вероятность, что как начнётся для них учёба, так и будет проходить потом. Поэтому лучше пойти в 1-й класс тогда, когда школа начинает вызывать интерес, положительные эмоции, ребёнок сам говорит «я хочу» и ждёт начала занятий.


Без участия родителей обучения не получится.

Как рассказала заместитель директора по учебной работе (начальные классы) Елена Казаченко, в гимназии № 36 проходят консультации для родителей по субботам и в будние дни. Они могут сами прийти и поговорить на волнующие темы. А иногда приглашает администрация, педагог или психолог, если видит, особенно в первый месяц, что у ребёнка трудности в адаптации: он каждый день плачет, не хочет идти в школу, ждёт родителей, начиная с первого урока, не может ни с кем подружиться, отказывается кушать. Иногда проявляется агрессивное поведение, значит, ребёнок не чувствует себя в безопасности и ему некомфортно.

– Родителям очень важно оказывать эмоциональную поддержку своему чаду, необходимо постоянно убеждать ребёнка, что он справится, что он умница, что знания – это интересно, – советует педагог. – Немаловажно поддерживать положительный имидж преподавателя, потому что авторитет взрослого в этом возрасте – это главное, то, на что мы опираемся в работе. Авторитетный родитель делегирует свой авторитет в глазах ребёнка учителю, тогда у учителя есть намного больше возможностей и ресурсов воспитать и научить этого ребёнка.


Пусть дети сами дружат и не дружат.

В целях защиты своего ребёнка родители иногда вмешиваются в конфликты своих детей, что в свою очередь ведёт к недопониманию между взрослыми. Дети становятся при этом свидетелями и участниками этих конфликтов. Это транслируется в дальнейшем в их поведении, во взаимодействии в классе. Поэтому если есть возможность не вмешиваться в детские споры, лучше этого не делать, советует психолог. На положительную адаптацию очень влияют дружба и взаимодействие между ребятами. Если ребёнку есть к кому идти в школе, процесс обучения будет интереснее. 

– К сожалению, в моей практике встречаются и безучастные родители, которые могут не интересоваться делами ребёнка или полностью перекладывают ответственность на учителей, мол, это школа должна учить, – говорит Татьяна Дасько. – Таким детям также сложно пройти адаптацию.


«Ничего страшного» – фраза, которая должна стать основной в диалоге с детьми.

Первоклассника можно сравнить со взрослым, который поменял работу или переехал жить в другой город. Это смена всего образа жизни: расписания, требований, окружающих людей, отношений, увлечений. Это определённый период времени, который все переживают по-разному. Поэтому если есть поддержка со стороны родителей, поощрения, если с ребёнком разговаривают, играют, разрешают и учат делать ошибки, то это уже больше половины процентов успеха для быстрой адаптации.

– Важно каждый день не интересоваться, что было сегодня на уроках, а спрашивать, с кем подружился, что его впечатлило, понравилось, запомнилось, что было нового, спрашивать про эмоции, в том числе отрицательные, – советует психолог Татьяна Дасько.








Автор фото: Елена Самойлова

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N