80 лет назад в деревне Ола фашисты уничтожили в 12 раз больше людей, чем в Хатыни | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
09:00 14 Января 2024 Беларусь помнит 6113

80 лет назад в деревне Ола фашисты уничтожили в 12 раз больше людей, чем в Хатыни

Об этом населённом пункте не писали в учебниках по истории, не снимали о его трагической судьбе фильмов, очевидцев того ужаса уже нет в живых. Между тем 80 лет назад в небольшой деревушке Паричского района (ныне Светлогорского) фашисты уничтожили в 12 раз больше людей, чем во всем известной Хатыни. На рассвете 14 января 1944 года в Оле были убиты 1758 человек, из них 950 детей.


Пришли на рассвете

 – Эсэсовцы пришли на рассвете, стреляли по окнам автоматными очередями. Людей, которые выбегали из домов, расстреливали в упор. Всё население было согнано в большой колхозный сарай. Мужчин расстреливали группами по шесть–семь человек. Женщин сожгли живыми. Многих детей позагрызали собаки. В доме одного из жителей фашисты застрелили роженицу, а младенца убили ударом об стену, – записывала воспоминания свидетелей, которые чудом остались живы в том аду, краевед Мария Зыкун.

– Некоторые даже не успели одеться, были босиком (а мороз в тот день был сильный). Тогда все кричали: «Русь – банда!», загнали в сараи. Больных и немощных расстреливали на месте или травили собаками. Больного тифом 17-летнего парня, который не мог ходить, собаки растерзали посреди улицы, – свидетельствовал выживший житель деревни Науменко. 

– От группы отлучилась женщина в телогрейке и большом клетчатом платке. Автоматчик шёл за ней, – рассказывал сельчанин Тарас Колеснев. – Я услышал просьбу разрешить сгореть в своём доме. Это была Аксинья Тимофеевна Курлович, жена бухгалтера колхоза. Под дружный хохот фашистов женщина повернулась и твёрдым шагом пошла к своей горящей избе. Единственное, крикнула соседке Александре Семёновне Дикун беречь дочек, наивно думая, что фашисты не тронут 110‑летнюю старуху и маленьких детей. Следом за Аксиньей бежал фашист с большим баллоном за спиной и опрыскивал её бензином. Женщина не обращала на него внимания. Офицер достал пистолет. Но на пороге дома женщина вспыхнула факелом и спряталась за дверью...

Чудовищная тактика уже была отработана на множестве белорусских деревень. Под дулами автоматов и лай овчарок пленников конвоировали в дома и хозпостройки. Запирали внутри и поджигали...

– В начале 1944 года мы прокладывали дорогу-гать в полосе наступления, – вспоминал красноармеец Сергей Голицын. – Ко мне прибежали солдаты: «Скорее, скорее!» Я был потрясён: груда сожжённых людей. Бросились в глаза лапти да онучи на чудом уцелевших ножках обгорелого мальчика лет шести.

Больше всего в сохранившихся свидетельствах поражает одна деталь. По рассказам очевидцев, каратели делали своё дело с энтузиазмом. Оживлённые разговоры сопровождались хохотом. Невозможно понять, что творилось в душе того, кто, смеясь, сжигал заживо детей, женщин и стариков. 


Сначала был крест.

В 2013 году на окраине бывшей деревни установили памятный знак и крест. До войны здесь жил Алексей Зыкун. Он ушёл на фронт, а дома остались жена и восемь детей. Во дворе дома была землянка, куда во время облавы 14 января 1944 года спряталась вся его большая семья. Когда немцы их обнаружили, то бросили внутрь гранату. Вернувшись с фронта, Алексей Зыкун в память о родных установил крест.

12 января 2024 года по инициативе Гомельского облисполкома, педагогической общественности во всех учреждениях образования прошёл республиканский единый урок памяти «Ола – сестра Хатыни», посвящённый 80-летию трагедии в деревне Ола Светлогорского района Гомельской области.

Долгое время большой крест в деревне Ола стоял и на братской могиле погибших советских воинов. А в 2017 году почётный гражданин Светлогорска Изяслав Котляров предложил возвести мемориальный комплекс.

В декабре 2019 года во время встречи Главы государства со студентами и преподавателями медицинских вузов одна из участниц диалога рассказала Александру Лукашенко о трагедии Олы и о проекте. Пообещав содействие, ­Президент сдержал слово.

После того как в 2020 году объявили сбор средств, будущий мемориал стал по-настоящему народным проектом. Финансовую помощь оказывали предприятия, общественные организации, простые граждане. 

В целях возведения комплекса 22 февраля 2020 года в Гомельской области прошёл областной субботник, в котором приняло участие более 250 тысяч человек. А 25 апреля состоялся республиканский субботник. Его активными участниками стали около двух миллионов трёхсот тысяч белорусов, было собрано порядка 8,7 миллиона рублей. 50 процентов от этой суммы пошло на строительные работы в Национальном художественном музее и реконструкцию комплекса на месте сожжённой деревни Ола. 

Активная фаза возведения мемориала началась в марте 2020 года. Работники строительного управления № 243 Гомельского домостроительного комбината разгружали прибывающие элементы конструкций из железобетона, устанавливали под них  фундаменты, монтировали опалубку под заливку бетоном. Ежедневно на объект с Гомельского ДСК привозили 40–50 тонн железобетонных изделий. Эскиз комплекса разработал творческий коллектив ОАО «Институт Гомельгражданпроект».

Высота самого высокого обелиска, которые предполагалось установить, составляла более 11 метров. Вес некоторых изделий превышал 10 тонн. Здесь же разместился и металлический поклонный крест высотой более 10 метров. Всё это требовало особых подходов при монтаже, привлечения дополнительной техники, в частности, 40-тонного крана.



Эхо скорби и горечи. 

«Мы живём, пока помним. Мы живы, пока нас помнят» – такими словами встретил 21 июня 2020 года первых посетителей мемориальный комплекс, который стал результатом труда множества людей.  А в мае 2021 года при комплексе был открыт музейный павильон. Его экспозицию составили фотографии, документы, воспоминания свидетелей трагедии, а также предметы быта сельчан, остатки повреждённой детской обуви, найденные во время строительства объекта.

Оказавшись в Оле, понимаешь, что создателям удалось главное. Прошедший через талантливые руки камень будто оживает и кричит. Эхо скорби и горечи можно услышать внутри себя, созерцая композицию целиком и по отдельным элементам. Вот основания пепелища, выполненные из бетона, которому придана фактура сгоревшего дерева. Стилизованные изломанные калитки, порталы с указанием числа жертв: 200 стариков, 100 мужчин, 508 женщин и 950 детей – примерно столько сегодня учится в одной школе большого города. Звонница с колоколами и названиями 12 деревень, жители которых пришли в Олу, надеясь найти здесь спасение. 

Теперь к этому месту ведёт извилистая дорога из красного булыжника, напоминающего раскалённые угли, по которым 80 лет назад ушли в мир иной жители деревни Ола. Ушли, но не бесследно…




Руководитель волонтёрского отряда «Седьмое небо» ОАО «ГЗЛиН» Иван ДУСЕНОК:

 – Я участвовал в субботниках по сбору средств на строительство мемориала и теперь ежегодно посещаю всей семьёй с детьми это трагическое место. Рассказываю историю о том, как произошло чудовищное преступление против белорусского народа. На всех патриотических мероприятиях говорил и буду говорить, что мы будем делать всё, чтобы и дальше создавать масштабные мемориальные комплексы. Это важно для нашей страны, тем более в нынешнее непростое время. Чтобы подрастающая молодёжь знала, видела и ощущала атмосферу, которой буквально пропитан воздух Олы. И не допустила повторения той трагедии.



Заместитель директора по воспитательной работе педколледжа имени Л. С. Выготского Виктор ФИЛИПЕНКО:

 – Для нас, как для будущих педагогов, важен проект «Маршруты памяти», который вот уже три года реализуется в колледже. Его суть в том, что творческие коллективы нашего учреждения создают реконструкции в ретростиле. Они помогают молодёжи проникнуться трагическими событиями на тех местах, где фашистские захватчики чинили свои зверства. 16 ноября 2023 года на базе мемориального комплекса «Ола» с участием нашего театрального коллектива «Летуценнікі» была организована реконструкция для детей-сирот из Гомеля и Светлогорска. Поверьте, был сильный эмоциональный отклик, и это дорогого стоит.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N