«Это была машина смерти…»: в галерее Г. Х. Ващенко открылась выставка «Озаричи. Чёрные зори»
Трагедия геноцида навсегда останется одной из самых мрачных станиц белорусской истории. 80 лет назад был ликвидирован концентрационный лагерь на территории Калинковичского района, являющийся олицетворением скорби, страданий и слёз. В память о жертвах геноцида в картинной галерее Г. Х. Ващенко открылась выставка «Озаричи. Чёрные зори».
Концлагерь «Озаричи» просуществовал десять дней. За это время на его территории погибло более 17 тысяч человек, а длина жизни заключённого в среднем составляла три дня. Из более чем 33 тысяч освобождённых 16 тысяч человек были детьми до 13 лет, более 500 из которых – сиротами. Беспрецедентным зверством фашистских оккупантов стало использование местечка Озаричи как живого заслона для защиты военных объектов фашисткой Германии от нападения войск Красной армии.
– Данный концлагерь называли «Машиной смерти», так как в нём заключённых намерено заражали тифом. С этой целью из Германии на территорию лагеря был отправлен профессор Блюменталь. Озаричи – единственный концлагерь, где использовали бактериологическое оружие, а зараженные люди служили щитом для фашистских захватчиков. Любое движение заключённого могло стать поводом для расстрела, а сам лагерь находился под личным контролем Гитлера, – рассказывает старший хранитель фонда картинной галереи Г. Х. Ващенко Татьяна Борисова. – Думаю, что такие выставки нужно организовывать чаще, так как подрастающему поколению не хватает знаний о трагических событиях Великой Отечественной войны.
Магистрант БелГУТа Иван Шевчук отметил, что молодёжь признаёт значимость сохранения память вопиющих преступлениях в концлагере Озаричи: – На уроках истории нам много рассказывали об этих событиях, однако посмотрев на экспозицию становится действительно страшно. И начинаешь больше задумываться о том, что пережили наши деды и прадеды, – добавил он.
Одним из первых посетителей выставки стал представитель старшего поколения – член совета Белорусского союза художников Николай Шкляров. Одна из работ выставки «Окно. Стирание жизни» написана его женой – Светланой Ноздрин-Плотницкой.
– Мой отец был в оккупации. А своего деда я никогда в жизни не видел, только на фотографиях. Война затрагивает всех без исключений, поэтому в наших интересах сохранять память о ней, чтобы не повторить ошибок прошлого, ведь всё в наших руках, – отметил Николай Шкляров.
Художник высоко оценил уровень мастерства своих коллег: символизм, способность по-разному донести до зрителя ужас, через который прошли люди в концентрационном лагере «Озаричи».
17 произведений 12-ти художников, звуковое сопровождение и зажжённая в память о погибших свеча навсегда останутся в памяти всех посетителей выставки, которая продлится до 28 апреля.
Автор фото: Никита Черноусов