В боях за Гомель. Наступление в направлении главного удара было начато 10 ноября | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
15:00 24 Октября 2023 Беларусь помнит

В боях за Гомель. Наступление в направлении главного удара было начато 10 ноября

20 дней шла Гомельско-Речицкая операция, в ходе которой был освобождён наш областной центр. Она состояла из множества героических эпизодов, сумма которых привела к решению поставленной задачи – 26 ноября 1943 года над нашим городом заалело красное знамя. О том, как это было, мы расскажем в серии публикаций.



Наступление в направлении главного удара было начато 10 ноября вблизи Лоева, 11 ноября для усиления удара к наступлению были подключены танковый и кавалерийский корпуса. 

Несмотря на усилия бойцов частей Красной армии, боевая задача у Ветки была выполнена частично, плацдарм был захвачен, но небольшой. Расширить его не удавалось почти месяц, а стоило это огромных потерь.  «Никакие мосты навести было невозможно, – вспоминал заместитель командира 837-го артиллерийского полка по политической части майор Михаил Дегтярёв, – приходилось всё обеспечение переправившихся на ту сторону наших войск осуществлять ночью, и то под постоянным обстрелом. Достаточно указать, что питание за один раз переправить было нельзя». 

О том, что здесь происходили тяжелейшие бои, свидетельствовали и жители Ветки, по словам которых, Сож в октябре был буквально красным от крови наших солдат, возникали запруды из тел погибших воинов. О том, как проходило форсирование Сожа, красноречиво свидетельствуют воспоминания одного из бойцов: «Форсирование реки явилось суровым испытанием, серьёзной проверкой наших морально-боевых качеств. Было холодно. Температура воздуха опустилась до отметки 4–5 градусов ниже нуля. Вода в мелких лужицах замёрзла, у кромки берега реки образовался тоненький покров льда, по реке шла ледяная шуга. Над рекой висел плотный туман – он скрывал противоположный берег, и это не позволяло противнику своевременно обнаружить нас. Бойцы нашего отделения молча подошли к реке, опустили плот на воду, попробовали взобраться на него и… разочаровались: плот выдерживал только одного человека. Тогда было решено расположить на плоту пулемётчика, а всем остальным рассредоточиться: три человека встали по левую сторону плота, три – по правую. Одной рукой вцепились в брёвна, а другой, как веслом, стали грести воду перед собой. Плот медленно стал отчаливать от левого берега. Вода была холодной, потом «колючей»: сводило судорогами ноги, нарушалось дыхание, страшно стучали зубы, от переохлаждения болела голова. Вдруг немцы с противоположного берега открыли стрельбу, но она не принесла нам никакого урона, поскольку была не прицельной, а так… в туман. Вскоре она прекратилась, и мы благополучно, без потерь добрались до правого берега».

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N