В Гомеле подвели итоги акции по финансовой дисциплине
В октябре–ноябре 2014 года в городе прошла акция по соблюдению финансовой дисциплины и защите прав потребителей, инициированная Гомельским городским исполнительным комитетом совместно с инспекцией Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Гомельской области. Об итогах мероприятия «ГВ» рассказал заместитель председателя горисполкома Сергей Андреев.
– Сергей Евгеньевич, скажите, каковы итоги акции? На ваш взгляд, достигнута ли главная цель контрольных и профилактических мероприятий – повышение ответственности сторон на потребительском рынке?
– Совместно с налоговыми службами был проведён целый ряд контрольных и профилактических мероприятий в организациях розничной торговли Гомеля. Напомню, что задача акции была не наказать, а разъяснить основы налоговой грамоты не только коммерсантам, но и потребителям. Мы призывали бизнесменов работать честно, а покупателей – быть сознательными и требовать чек. Конечно же, за пару месяцев в полной мере искоренить теневой оборот денежных средств нереально. Но эффективный результат, конечно же, есть. Так, на 28 ноября было проверено 257 объектов (торговые центры, рынки, магазины), 550 субъектов торговли. Было составлено 94 протокола об административных правонарушениях. Контрольные мероприятия позволили увеличить среднедневную выручку в объектах торговли на 4,9–37 процентов.
– Одни специалисты говорят, что необходимо призывать бизнесменов работать честно, другие утверждают, что пора взывать к сознательности граждан. По вашему мнению, каковы пути решения «теневого» оборота денежных средств в городе?
– Я считаю, что правы и те, и другие. Согласен также с мнением о том, что горожанам пора менять своё лояльное отношение к нарушению их собственных прав. Но пока белорусам, в отличие от европейцев, менталитет не позволяет смело заявлять о своих правах. Как выясняется на практике, человеку лучше чувствовать себя обманутым, чем без стеснения потребовать у торговца чек или квитанцию. Горожане должны понимать: терпимости не может быть по отношению к тем, кто обогащается за счёт добропорядочных граждан. У проблемы есть и другая сторона. Обращаясь к услугам нелегальных ИП, сами покупатели товаров провоцируют теневую деятельность. Людей привлекает низкая стоимость товара, с продаж которого налоги не уплачиваются. Потребитель на этот факт закрывает глаза. Поэтому, по моему мнению, финансовую дисциплину должны соблюдать обе стороны рыночных отношений.
– Какая категория продавцов грешит сокрытием выручки?
– Есть бизнесмены, которые дорожат своей репутацией. На свой страх и риск не выдать покупателю чек – дело для них неприемлемое. А вот сэкономить на налогах пытаются многие незаконопослушные коммерсанты, торгующие, в основном, на городских рынках. Сокрытию выручки подвержены, как правило, индивидуальные предприниматели, торгующие одеждой, обувью, бытовой техникой, автозапчастями, мобильными телефонами и аксессуарами к ним.
Субъектам хозяйствования необходимо выучить основы финансовой дисциплины. Однако практика показывает обратное. Большинство из нарушителей оказались юридически не подкованы, совершали ошибки при оформлении документов.
При контрольных мероприятиях налоговые органы обращали внимание и на наличие у субъектов хозяйствования товаров без документов, подтверждающих легальность их приобретения; без нанесённых контрольных знаков. Выявляли незаконную предпринимательскую деятельность.
Для сокрытия выручки используют также «серые» схемы ввоза и продажи товара. При этом нечистые на руку бизнесмены пользуются социальными благами наравне с законопослушными гражданами. Но больше всего впечатляет, что экономят на собственных социальных гарантиях сами потребители. Ведь уплаченные ими налоги отправляются на развитие медицины, образования, которыми пользуются и недобросовестные налогоплательщики. Кроме того, цепочка законодательных нарушений со стороны индивидуальных предпринимателей ведёт к краху бизнеса. А развитие и доходность сферы услуг и торговли – залог социальных гарантий.
– Сергей Евгеньевич, скажите, после завершения акции по финансовой дисциплине и защите прав потребителей будут ли продолжены контрольные и профилактические мероприятия?
– Показатели в снижении–повышении выручки зависят и от объективных причин, которые влияют на реализацию товара. Продажи зависят и от сезонности потребительского спроса. Поэтому нельзя однозначно утверждать, что на положительной динамике цифровых показателей по выручке у всех индивидуальных предпринимателей сказались сугубо контрольные мероприятия. Отмечу, что решение данной проблемы неодномоментный процесс. Профилактика нарушений, разъяснение законодательства будут продолжены. Например, с 1 декабря в ТЦ «Секрет» стартовала рекламная игра, направленная на развитие у покупателей привычки брать чек. Я уверен, что только совместными усилиями заинтересованных служб мы сможем уменьшить теневой оборот денежных средств в сфере розничной торговли.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter