Девять столетий истории Гомеля: XIII - XIV века
В середине XIII века полнокровная жизнь Гомия – богатого средневекового города – резко оборвалась. Пристальное исследование археологических находок, следов сильного пожара в крепости-детинце и окольном граде, брошенных в домах и мастерских ценных предметов (за которыми так и не смогли вернуться их владельцы) свидетельствует, что в истории Гомия произошли трагические события. Материалы раскопок не оставляют сомнений, что город подвергся нападению монголо-татарских завоевателей. Гомияне защищались, однако крепость была взята штурмом, город разграблен, а большая часть его жителей перебита или уведена в плен.
Позабытый летописями
Монголо-татарские походы нанесли страшный урон восточнославянским княжествам, свели на нет созидательные труды многих поколений русичей, оставив лишь руины и тысячи безымянных могил. Гомий познал всю горечь и бедствия тяжкого иноземного ига. Приблизительно сто лет он вообще не имел крепостных сооружений и был полностью беззащитен перед ордынскими сборщиками дани. Население города и округи резко сократилось: люди искали укрытия в отдалённых землях, куда не могли добраться отряды хищных баскаков и их помощников.
Летописцы забыли о Гомии на многие десятилетия. Археологические раскопки свидетельствуют о том, что к началу XIV столетия территория города уменьшилась в несколько раз по сравнению с её площадью в XII веке. Участки окольного града и посадов превратились в пустыри, которые использовались теперь лишь под выгоны для поредевшего городского стада и разбивки огородов. Запустели и многие сельские поселения в округе. Большинство гомийских сёл, основанных ещё в X–XI столетиях, так и не возродилось после событий XIII века.
Однако даже в самые трудные, горькие времена город не умирал. И пусть медленно, но отстраивались его кварталы, работали гончарные, кузнечные и литейные мастерские, постепенно восстанавливался ритм городской торговой площади, оживала речная пристань. Ядром города оставались площадка сожжённой монголами крепости и ближайший к ней участок окольного града. Во второй половине XIII–первой половине XIV столетий бывший детинец (резиденция князя) не использовался в качестве крепости, склоны некогда могучих земляных укреплений размывались дождями и талыми водами, покрывались слоем бытового мусора. Татарское присутствие сказалось на образе жизни гомиян. Археологические материалы показывают возросшее употребление горожанами в пищу конского мяса. В то же время население города продолжало заниматься традиционными для нашей местности ремёслами, которые мало изменились по сравнению с предшествующим столетием.
Свободу принёс Ольгерд
Постепенно в Золотой Орде обострялась борьба соперничающих за верховную власть ханских группировок, один за другим совершались кровавые перевороты. Ослабление татарского государства давало подчинённому восточнославянскому населению надежды на скорое освобождение. Свободу принёс литовско-белорусский князь Ольгерд (правил совместно с Кейстутом в 1345–1377 годах). Гомий предположительно вошёл в состав Великого княжества Литовского (ВКЛ) в конце 1350-х–начале 1360-х годов. Прямое указание на это событие в исторических документах отсутствует, однако его дату позволяет уточнить анализ карты территориальных приобретений литовской династии в середине XIV столетия.
К сожалению, известия о Гомии второй половины XIV столетия в письменных документах отсутствуют. Исключение – упоминание города в летописном «Списке русских городов дальних и ближних» конца века, где он перечисляется среди «русских киевских» городов Поднепровья вместе с Брянском, Новгород-Северским, Могилёвом, Туровом, Речицей, Чечерском, Рогачёвом и другими.
Археологические материалы показывают, что вхождение Гомия в состав Великого княжества Литовского быстро и благотворно отразилось на его развитии. В это время развивается достаточно большое количество ремесленных специальностей, связанных с обработкой кожи, дерева, металлов и глины. Сведения раскопок говорят, что в XIV веке на территории города продолжали работать кузнецы, гончары, резчики по дереву, ювелиры, сапожники и бондари. Примерно в середине XIV столетия восстанавливаются оборонительные валы и рвы замка, деревянные крепостные стены. Город вновь смог противостоять любому завоевателю. Не исключено, что тогда же восстанавливается разрушенная монголами Николаевская церковь. На этот раз, правда, её возвели не в камне, что было очень затратным и, видимо, не по карману городской казне, а в дереве.
Ратные подвиги Гомиян
После присоединения Гомия к Великому княжеству Литовскому и Русскому город оказался в составе владений племянника Ольгерда князя Фёдора Кориатовича. «Летописец Великого княжества Литовского и Жемойтского» (так называемая «Летопись Рачинского») сообщает, что Фёдору принадлежал в Литве Новгородок (который он, вероятно, получил в наследство от отца, князя Кориата) «и к тому ещё держал Гомий». Личность князя Фёдора мало исследована историками. Между тем он не однажды оказывался в эпицентре важнейших для исторических судеб Великого княжества Литовского событий. Так, совместно со своими братьями Юрием, Александром и Константином он отличился при освобождении от татар славянских земель Подолии (Южного Побужья), содействовал их присоединению к Литве. Кориатовичи не только успешно «боронили» Подолию от ордынцев, но и основали здесь ряд городов, построили мощные каменные замки.
Определённое отношение к важнейшим историческим событиям начала второй половины XIV века имели и гомияне. Есть основания предполагать, что и наши предки принимали участие в знаменитом сражении на реке Синие Воды, которое наряду с Куликовской битвой 1380 года предопределило крушение золотоордынского господства на большей части Восточной Европы. Предположение об участии наших предков в сражении строится на том, что, как известно, основу феодальных войск XIV столетия составляли профессиональные воины тех городов и земель, которыми владели князья, возглавлявшие свои армии. Ольгерд привёл на Синюю Воду отборных литовских воинов, закалённых в схватках с крестоносцами. Кориатовичи возглавили «руссаков», среди которых особым мужеством отличился отряд из Новгородка. Как мы знаем, накануне сражения Гомий уже вошёл в состав ВКЛ. Независимо от того, перешёл ли он к тому времени под управление Фёдора Кориатовича или подчинялся наместникам Ольгерда, ратники-гомияне должны были оказаться в рядах литовско-русинской армии.
Таким образом, потомки жителей города, погибших в 1239 году на сожских кручах от монголо-татарских сабель и стрел, выступили в 1362 году против обидчиков своих предков под боевыми знамёнами Ольгерда. Вот что об этом пишет хроника историка Матея Стрыйковского: «Татары с неистовым рвением начали бой, засыпав литву густым железным градом из луков, случились несколько стычек, но нанесли мало потерь из-за правильного её построения и быстрого маневрирования. А литва с русинами вдруг с саблями и копьями нагрянули на них и в рукопашном бою прорвали лобные части и смешали им танцы полукругом, а другие, особенно новогрудцы с Кориатовичами, с самострелов (арбалетов) со стрелами нагрянули по бокам и длинными копьями сбрасывали их с сёдел, словно ветер снопы в бурю. Не сумев дольше выдержать лобового натиска литвы, татары начали мешаться и испуганные бежать в обширные поля».
О ратных подвигах наших предков и истории Гомеля последующих столетий читайте в ближайших номерах.
Автор фото: из интернета