Кто и зачем угоняет танки и взламывает пароли? | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дарья Моложавская Дарья Моложавская Автор текста
17:10 26 Февраля 2014 Общество 3884

Кто и зачем угоняет танки и взламывает пароли?

Одни играют, другие зарабатывают, третьи незаконно наживаются, а четвёртые теряют здравый ум и связь с реальностью – всё это участники одного процесса – компьютерной игры. Ещё недавно о чрезмерно увлечённых игроках беспокоились лишь психологи, предостерегая от компьютерной зависимости. Сегодня игровая сфера всё чаще попадает в компетенцию правоохранительных структур.

 

Угнать танк? Запросто!

 


Несколько дней назад средства массовой информации активно делились новостью о том, что брестская милиция возбудила уголовное дело по факту угона виртуального танка. Нет, прецеденты на эту тему были и раньше, но чтоб вот так, уголовное дело, это на Брестчине произошло впервые. Однако если для соседней области практика возбуждения уголовных дел за несанкционированный доступ к компьютерной информации (в игре) – первый опыт, то в Гомельской таких дел уже три, ещё одно находится на проверке.

 


Те, для кого «танчики» и прочие компьютерные игрушки не более чем детская забава, посчитают такую ситуацию, скорее, комичной и подумают, что у сотрудников органов внутренних дел других забот, видимо, нет. Точно так же, в своё время вызвала улыбки прошлогодняя новость о том, что к гомельским милиционерам обратился владелец виртуального танка по факту угона военного транспортного средства, а точнее – взлома аккаунта в игре. Правда, сам факт возможности взлома игровых страниц, страниц в соцсетях и на других ресурсах улыбки не вызывает.

 

Кому забава, кому заработок

 


«Подумаешь, в игру без спроса вошли, на страницу залезли!» – возмутится неискушённый читатель, живущий реальными событиями, решающий задачи и стратегии в собственной жизни, а не в виртуальной. Всё становится куда понятнее, когда пострадавшие от «угонов» рассказывают, сколько в игровые танки они вложили реальных денег.

 


Вряд ли сегодня ещё кто-то думает, что онлайн-игры – от самых простых в соцсетях, где нужно угадать слово, до серьёзных массовых баталий, где события максимально приближены к реальности, – существуют только для нашего развлечения. Известно, что главная цель их создателей – зарабатывание денег. Принцип прост и почти везде одинаков: хочешь пройти уровень быстрее – заплати, нужно прокачать персонажа – заплати, купить дополнительные возможности – заплати. И так до бесконечности. Для оплаты в играх, как правило, нужна игровая валюта – монеты, гроши, золото, мани и тому подобное. А все вымышленные деньги приобретаются за настоящие.

 


По словам опытных «танкистов», продавать-покупать готовые, прокачанные аккаунты правилами игры запрещено. И всё же рынок такой есть. Найти его не составляет никакого труда. Любой поисковик предложит несколько торговых площадок, где можно купить себе армию высокого игрового уровня. Особо не напрягаясь, можно найти варианты от 30 до полторы тысячи долларов.

 


А там, где замешаны деньги, всегда будут желающие их заполучить и не всегда законным путём. То есть, в игру свои реальные деньги игроки вкладывают по собственному желанию, поэтому, хоть со стороны это и кажется полной глупостью, криминала здесь нет. Появляется он тогда, когда насыщенные деньгами аккаунты присваивают себе отнюдь не их владельцы.

 

Танк купил. Закрыть забыл

 


Именно такая ситуация произошла в Брестской области в Пружанах. Чтобы взломать страницу в игре, злоумышленники просто подобрали к ней пароль. На первый взгляд, кажется невероятным сам факт того, что кто-то без владельца смог найти комбинацию цифр и букв, чтобы угадать логин и пароль, которые требуются для регистрации в играх, соцсетях, на различных сайтах. Но это только на первый взгляд. Оказывается, во многих случаях для подбора не требуются ни высокие технологии, ни даже какие-то особые усилия.

 


– Как правило, игровые аккаунты «привязывают» к почтовому ящику, адрес которого становится логином страницы, – прокомментировал случай, произошедший в Брестской области, начальник отдела по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий УВД Гомельского облисполкома Андрей Серафимович. – Естественно, это удобно. Во-первых, легче запомнить комбинацию. А во-вторых, на электронный ящик будут приходить обновления, сведения, новости из игры. Найти адрес электронной почты интернет-пользователя несложно. Очень часто его размещают на страницах социальных сетей, на других ресурсах. Да и подобрать пароль во многих случаях тоже не является чем-то фантастическим. Судите сами, один из пострадавших свой аккаунт, куда он вложил немало настоящих денег, обезопасил паролем 123. То есть человек переводил на страницу деньги и даже не задумывался об их безопасности.

 


Кверти – пароль для любого случая

 


Говоря о ситуации с угонами танков, Андрей Серафимович называет несколько проблем. Первая – это сам по себе взлом страницы, то есть возможность злоумышленников подбирать логины и пароли. Ведь если кто-то может открыть без вас ваш аккаунт в игре, почему он не сможет получить доступ к другим страницам, где есть уже куда более серьёзная информация, например, с данными банковских карточек?

 


– При сохранении пароля нередко мы стараемся придумать комбинацию простую для запоминания, связанную с каким-то ранее известным нам набором чисел и букв, – поясняет Андрей Серафимович. – Это логично, но не практично. Вам кажется, что только вы придумали в качестве кода использовать свой номер телефона или дату рождения?

 


В разных странах проводятся исследования и составляются рейтинги популярных паролей. Так вот, самыми частыми комбинациями (то есть таким принципом пользуются тысячи людей) являются даты рождения, номера телефонов, цифры 123, 123456. Известна во всём мире комбинация из первых шести букв на клавиатуре qwerty (кверти). Часто в качестве пароля используется сам логин, его зеркальное написание или логин, написанный латиницей. Паролем может быть и само слово «пароль».

 


По словам Андрея Серафимовича, для определения владельца страницы и его данных у преступников существует целая система идентификации. Сначала устанавливаются имя и фамилия, потом находятся страницы «ВКонтакте» и в «Одноклассниках», а дальше – проще простого.

 


– В соцсетях пользователи бездумно выкладывают о себе массу информации: дату рождения, номера телефонов, адрес электронной почты, игровой ник. При этом они же всю уже ставшую общедоступной информацию используют в качестве паролей.

 


Ещё «лучше», когда для всех почтовых ящиков, страниц соцсетей, доступов к электронным деньгам используются одинаковые логин и пароль. Запомнить, конечно, проще, но вот об элементарной безопасности в таком случае говорить совсем неуместно: взломав что-то одно, преступник ищет, куда ещё подходит «удачная» комбинация.

 


Конечно, есть и более сложные, квалифицированные методы завладения чужими паролями с помощью вредоносного программного обеспечения, но это уже другая история, к которой мы обязательно вернёмся.

 


Вся жизнь – игра?

 


Что касается других проблем, связанных с названными в начале фактами угонов танков, Андрей Серафимович говорит об устрашающих масштабах игровой зависимости. Само то, что даже взрослые люди и тем более подростки готовы вкладывать всё своё время и деньги в несуществующий мир, в игру, давно вызывает опасения самых разных специалистов. Темы о том, что ребёнок не отрывается от компьютера, а муж, увлёкшись игрой, забыл, как выглядят собственные жена и дети, и главное оправдание «Я же не пью и не гуляю!» не исчезают из многочисленных форумов. Их обсуждают и обсуждают.

 


– Время нахождения подростка возле компьютера должно быть подконтрольным, – делится мнением специалист. – Оно понятно, что ребёнок, занятый компьютерной игрой, в каком-то смысле удобный вариант: он не бегает по опасной улице, а спокойно сидит в своей комнате, где за ним легко наблюдать. Он занят каким-то делом и не требует внимания, а таким образом даёт возможность заниматься своими делами родителям.

 


То, что такой ребёнок на самом деле не развивается, не учится живому общению – это только одна сторона вопроса. Родители должны понимать, что многие игры, в том числе знаменитые танки, максимально приближены к реальности. И в них игрок спокойно может – и перед ним стоит такая задача – убивать себе подобных, не важно, передвигаются они в игре сами или ездят на танках. Когда подросток с неокрепшей психикой всю ночь стрелял, по сути, по таким же людям, как сам, то где гарантия, что, проснувшись утром, он сориентируется, что сейчас он находится в реальности, в которой этого делать нельзя, в которой игроки не возрождаются, а дополнительные жизни не покупаются?

 


В прошлом году в области был случай, который закончился трагедией. Отстрелявший всю ночь парень утром не смог совместить реальность с бушевавшими на виртуальных полях сражениями и совершил убийство близкого человека. Свои действия подросток объяснил тем, что он не понял, что уже не в игре.

 


Википедия объясняет слово «игра» как вид осмысленной непродуктивной деятельности. С непродуктивностью всё понятно. Но можно ли назвать осмысленными действия игроков в вышеперечисленных случаях?

 


Конечно, в самой по себе игре ничего плохого нет. Главное – чтобы она оставалась игрой, которая не превращается в жизнь.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N