Один день из жизни ветеринарной станции Гомеля
Профессия ветеринарного врача появилась очень давно, как только человек приручил животное. Минули столетия, а она не утратила своей значимости, ведь и по сей день нас окружают крылатые и лохматые, четвероногие и хвостатые. Многие думают, что в лечении животного нет ничего сложного, но на практике оказывается – это целое искусство. Никто из таких пациентов рассказать о своих проблемах не может, и ветеринарам приходиться прилагать максимум усилий, чтобы им помочь. В преддверии международного профессионального праздника ветврачей корреспонденты «ГВ» побывали на Гомельской городской ветеринарной станции.
Приходи к нему лечиться и корова, и волчица…
В небольшом одноэтажном здании на кабинетах висят таблички с надписями «Терапия» и «Хирургия», а своей очереди пациенты дожидаются в общем коридоре. В специальных корзинках для перевозки или же просто на руках хозяев животные обычно сидят смирно, будто чувствуют, что впереди не самое приятное время. Вот и сейчас, практически через метр друг от друга, располагаются пёс и кот, но вместо привычной, «военной» обстановки царит полная тишина. Не слышно ни лая, ни возмущённого шипения, только понимающие взгляды собратьев, оказавшихся в одной лодке.
Лечебный процесс в учреждении осуществляют пять врачей, среди которых есть и молодые специалисты, и работники со стажем. Сегодня на дежурстве Максим Селецкий и Александр Тарасов. «Коты и собаки – завсегдатаи нашего учреждения, но обследовать приходится самых разных животных, – рассказывают ветеринары. – Часто хозяева приносят хомячков, попугаев и крыс. Доводилось осматривать и верблюда, которого привезли в Гомель на гастроли цирка. Был случай, когда за помощью обратились сотрудники МЧС, которые нашли раненого оленя». В число необычных пациентов попал лебедь из городского парка, а также сова.
В среднем за день в ветлечебницу приводят около 20 животных. Случается, и не своих. «Все мы знаем, что во дворах многоэтажек живут бездомные кошки. Иногда жители собирают деньги и приводят животное к нам для стерилизации, – отмечает Александр Тарасов. – В весенне-осенний период часто находят на дороге раненых птиц. Люди небезразличны».
Клещ – городской житель
Среди плановых процедур, проводимых в ветлечебнице, наиболее частые – прививки, прогон глистов, консультации по содержанию и подбору витаминного комплекса. Что касается обращений, требующих экстренной помощи, распространены травмы различного характера, инфекционные болезни, расстройство пищеварения, кожные заболевания. В весенний период часто встречаются заболевания, передаваемые клещом. Особенно – пироплазмоз у собак. «Пироплазмоз опасен тем, что при отсутствии своевременного лечения заканчивается летальным исходом, – говорит Александр Тарасов. – Инкубационный период составляет от 2–4 дней до 3 недель, но часто хозяева не замечают изменений в поведении питомца. Основными симптомами являются общая слабость, высокая температура (до 41 градуса) и тёмная моча». Многие владельцы думают, что если не выводить собак в лес, то их питомцы в безопасности. Однако это совсем не так. Клещ стал городским жителем, и подцепить его можно в парках, на улицах.
Можно ли защитить животное от укуса клеща? «Ни один препарат не даёт стопроцентной защиты, – подчёркивает специалист. – Если ваш питомец находится в условиях, когда встреча с клещами неизбежна, можно раз в месяц колоть ему профилактические препараты. Если в этот период животное укусит клещ, оно не заболеет».
По словам ветеринарного врача, в последние годы участились случаи выявления опухолевых образований, связывают такое положение с ухудшением экологической ситуации. «Часто встречаются опухоли молочных желёз, а также опухоли в ротовой полости. Обычно не злокачественное образование удаляется хирургическим путём, и, если со временем оно не даёт метастазы, животное проживает отмеренную ему жизнь. Но, бывает, оперируем, а через месяц снова появляются проблемы. Помочь здесь мы можем не всегда», – признаётся врач.
Ещё одной печальной тенденцией можно назвать сокращение продолжительности жизни братьев наших меньших. «Как показывает опыт, в среднем, коты и собаки живут по десять лет. Есть различия по породам, но, в основном, только одно десятилетие», – делится своими наблюдениями Александр Маркелович.
О животных нужно заботиться
Установить, что же беспокоит животное, довольно трудно. «Как правило, диагноз выставляется по клиническим признакам, – рассказывает Александр Тарасов. – Хорошо, если хозяин внимательно следит за своим питомцем и может подробно описать ситуацию. К примеру, со слов владельца мы узнаём, когда животное отказалось от еды, утратило былую активность и прочее. Однако нередки случаи, когда хозяева только усложняют нашу работу, запутывая своими объяснениями». Если при осмотре полученных сведений недостаточно, хвостатого пациента отправляют в областную ветлабораторию, где ему проводят дополнительные анализы.
Кроме осмотра и лечения, в городской станции выдают паспорта на животных, справки и другие документы. Довольно распространена и процедура чипирования кошек и собак. Путём укола под кожу животному вживляется чип, который несёт информацию – пятнадцатизначный номер. Этот номер вносится в базу данных и паспорт животного. При осмотре найденных животных, если обнаруживается чип, можно найти адрес владельца. В месяц в среднем чипируется 15–20 питомцев.
Какой бы благородной ни была профессия ветеринара, в ней, как и везде, есть нелёгкие моменты. Пожалуй, самым острым из них является процедура усыпления. В месяц приходится усыплять около 3–4 животных. «Живое существо жалко всем: и хозяевам, и врачам, но бывают такие ситуации, когда другого выхода просто не существует, – признаётся Александр Тарасов. – К примеру, животное уже неоперабельно либо получило серьёзную травму позвоночника. После таких повреждений большинство питомцев полностью не восстанавливаются. То есть они даже не могут самостоятельно себя обслуживать. Мучаются, а с возрастом проблемы усугубляются. Поэтому и встаёт вопрос: может быть, гуманнее его усыпить?»
Хотя, по словам специалиста, есть хозяева, которые готовы годами ухаживать за домашним любимцем, и таких людей немало. «Если человек заботится о животном, отдаёт частичку себя, то оно идёт на поправку гораздо быстрее. Но, повторю, всё индивидуально, каждый случай нужно рассматривать отдельно», – подчёркивает Александр Маркелович.
Чтобы лечить животных, нужно безмерно их любить. Иногда терпеть агрессивное поведение, ведь такие пациенты не понимают, что им спасают жизнь. «Помимо профессиональных навыков, врачи-ветеринары должны быть смелыми, – считает Александр Тарасов. – Быть готовыми к любой реакции животного».
Сам Александр Маркелович работает в этой сфере с 1994 года. Имеет породистого пса и ни капли не жалеет о том, что лечит животных, а не людей. И пусть его пациенты не могут сказать «спасибо», но, когда боль отступает, в их глазах всё же читается благодарность.
Автор фото: Анна Пащенко