Что такое детская гиперактивность?
«В каждом маленьком ребёнке есть по двести грамм взрывчатки или даже полкило»? Про такого ребёнка часто говорят, что у него где-то встроен маленький моторчик, называют шустриком и непоседой. Такому ребёнку трудно усидеть на месте, ему хочется бегать, хватать, прыгать, стучать, колотить. И мама такого малыша после целого дня пустой беготни и попыток успокоить не в меру подвижное чадо чувствует себя, как героиня мультика про маленьких обезьянок. И вот кто-то из знакомых или педагогов в детском саду рассказывает родителям, что эта активность совсем не является нормой для маленького человека, что есть медицинский термин «гиперактивность» и что детки с повышенным возбуждением называются гиперактивными.
Разобраться, какого ребёнка стоит записывать в гиперактивные, а какого просто называть подвижным и любознательным, как сделать атмосферу в доме для малыша комфортной, уютной и, главное, как наладить общение с маленьким, но уже самостоятельным человеком, «Гомельские ведомости» пригласили практикующего детского психолога Татьяну МОРОЗОВУ.
– Татьяна, сначала хотелось бы понять, кто такой гиперактивный ребёнок и стоит ли родителям бояться этого диагноза, что он за собой несёт?
– Вопросы, связанные с гиперактивностью, на самом деле достаточно актуальны. Часто звонят родители и спрашивают: «У меня гиперактивный ребёнок, что мне делать?» Я сразу задаю вопрос: «Как вы это поняли?» Они говорят, что ребёнку трудно усидеть на месте, ему проще бежать, нежели идти спокойным шагом, он невнимателен, отвлекается, может не реагировать на вопросы, когда к нему обращаются. Но гиперактивность – это медицинский термин, занесённый в МКБ-10 (международная классификация болезней), так называют минимальную мозговую дисфункцию, этот диагноз ставит невролог в поликлинике. На обывательском уровне «на глаз» определить гиперактивность нельзя. Можно, конечно, попросить психолога в детском саду провести тест, но полагаться на опросники несерьёзно. Этот диагноз можно ставить только с 4-летнего возраста, когда из списка симптомов гиперактивности (а их 9) на протяжении полугода у ребёнка проявляются 6 и более. И даже в этой ситуации пугаться и думать, что ваш ребёнок чем-то болен, не стоит.
Гиперактивность – это, если уж совсем просто, особенности развития мозга, минимальное отклонение от нормы. Потому что у определённых участков мозга есть свои функции и развиваются они по-разному. Какие-то – слишком быстро, какие-то – нормально, а какие-то запаздывают. В определённый момент мозг не справляется, но если вовремя обратить на это внимание, проводить коррекцию, учитывать это в воспитательном и учебном процессе, то всё выравнивается. В подростковый возраст ребёнок может вступить уже и без гиперактивности. Но тут важным моментом является стимуляция извне. Потому что если с ребёнком не работать, то результатов не будет. У половины детей к подростковому возрасту сглаживаются симптомы гиперактивности, идёт компенсация за счёт волевых качеств, начинают работать защитные механизмы и так далее. А часть детей так и остаются взрослеть с набором качеств повышенной активности и возбудимости, из гиперактивных детей вырастают гиперактивные взрослые.
– Какие условия нужно создать ребёнку, чтобы у него не развилась гиперактивность? Влияет ли на её возникновение атмосфера в доме, в школе, характер общения с активным малышом?
– Причин возникновения гиперактивности огромное количество, начиная от пренатального периода (беременности мамы) – стрессы, болезни, гормональные изменения, натального – родовая травма, голодание, заканчивая первыми годами жизни ребёнка. Чтобы гиперактивности не возникало, стоит внимательней и серьёзней относиться как к беременности, так и к материнству. Но от всего не застрахуешься, поэтому нужно выстраивать правильное поведение с ребёнком. Дома должна царить атмосфера доброжелательности, любви и тепла.
Про гиперактивных детей часто говорят, что с ними невозможно общаться: они постоянно куда-то лезут, что-то ломают, шумят. На таких малышей жалуются и спрашивают у психологов, как с ним бороться? Так вот, бороться с ними не нужно и требовать от них невозможного тоже не стоит. То, что у ребёнка гиперактивность, не его вина, а его проблема. Когда родители приходят на консультацию к психологу по поводу гиперактивности, то, в первую очередь, нужно провести информационную работу: объяснить взрослым, что такое минимальная мозговая дисфункция. Как только родитель разбирается в этом вопросе, он сразу же начинает по-другому относиться и к активности, и к повышенному возбуждению, ему проще принять своего малыша и взаимодействовать с ним.
Желательно включить в рацион питания гиперактивного ребёнка витамины группы В, продукты, стимулирующие мозговую деятельность, – орехи, мёд. Ограничить его пребывание за компьютером, просмотр телевизора. Обязательно расписание и график. Вообще, для воспитания любого малыша хорошо, когда в доме есть правила, по которым живёт каждый член семьи. Желательно, чтобы эти правила были как-то графически представлены, визуально. Старайтесь меньше ругать своего ребёнка, больше хвалите его. Гиперактивным детям и так достаётся от окружающих, поэтому поддержка им не помешает.
Такому малышу может быть трудно сконцентрироваться или всё время быть внимательным. Вместо того чтобы повторять ему по сто раз, как попугай, какие-то указания, повторите два-три раза, а на четвёртый просто скажите: «Ты же сам знаешь, как правильно, вот и выполни». Это не только придаст такой необходимой самостоятельности вашему малышу, но и будет его развивать, позволит вам контролировать ситуацию и не злиться лишний раз. Родителю не надо стараться брать на себя роль контролёра, это тяжело. Ваша задача, в идеале, создать такую ситуацию, чтобы ребёнок не нуждался в вашей помощи.
НЕ гиперактивный ребёнок:
- Ребёнок полон энергии, которая порой бьёт через край.
- Если мама заболталась с подругой, а малыш начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.
- У всякого ребёнка случаются минуты гневливости.
- Практически все дети начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или шалят в магазине. То, что ребёнок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности.
- Шумный ребёнок – баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства.
Гиперактивный ребёнок:
- Не способен надолго сосредоточиться на предмете, деталях предмета, делает небрежные ошибки.
- Не выполняет прямые инструкции или не может их закончить.
- Имеет трудности с организацией своей деятельности, часто переключается с одного занятия на другое.
- Избегает или не любит задачи, которые требуют длительного умственного напряжения.
- Часто теряет вещи, в которых нуждается.
- Легко отвлекается посторонним шумом.
- При волнении делает интенсивные движения руками или ногами.
- Склонен к резким подъёмам с места и чрезмерному бегу.
- Имеет трудности с участием в тихих действиях досуга.
- Действует, как будто «заведённый» и так далее.
- Если вы наблюдаете за своим ребёнком излишнюю активность и возбудимость, то за консультацией лучше обращаться к специалистам: психологу или неврологу.
Автор фото: Анна Пащенко
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter