Имена возвращаются | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Сергей Вершинин Сергей Вершинин Автор текста
08:30 07 Июля 2014 Общество 3941

Имена возвращаются

«Война заканчивается лишь тогда, когда похоронен её последний солдат». Эта фраза великого русского полководца Александра Суворова, сказанная им в XVIII веке, полностью актуальна и для Великой Отечественной войны, которую вёл наш народ против немецко-фашистских захватчиков уже в XX веке. Сейчас ещё живы участники тех событий, многие помнят сороковые годы прошлого века, и любые новые факты о судьбах людей, погибших в Великой Отечественной войне, очень важны как для истории, так и для отдельно взятых семей.  
 
 
«Уманский котёл»
 
 
Как известно, по разным причинам Красная Армия была не в полной мере готова в первые дни войны к вторжению на территорию СССР немецко-фашистских захватчиков. Отсюда и огромные потери, которые она понесла в первый год войны.
 
 
Сраженье под украинской Уманью (ныне – Черкасская область) произошло в конце июля–начале августа 1941 года в ходе наступления группы армий «Юг» вермахта. И привело к окружению (так называемый «Уманский котёл») и последующей гибели войск 6-й и 12-й армий Юго-Западного фронта и отдельных частей Южного фронта Красной Армии.
 
 
Под командованием маршала Будённого находились войска общей численностью около полутора миллиона человек, сосредоточенные в районах Умани и Киева. Однако он едва успел принять командование, как между этими группировками вклинилась 1-я танковая группа под командованием генерала фон Клейста и заняла Бердичев (15 июля) и Казатин (16 июля). Таким образом, части фон Клейста оказались к северу от Умани. В то же время с юга Умань обошла 17-я армия вермахта (командующий – генерал Штюльпнагель). Кроме того, с юга, от границы с Румынией, на Умань наступала 11-я армия под командованием генерала фон Шоберта.
 
 
Ставка и командование Южным фронтом ошибочно предположили, что немцы намереваются выйти к Днепру между Киевом и Черкассами с целью дальнейшего наступления на Донбасс, и недооценили опасность окружения. 28 июля войска Юго-Западного и Южного фронтов получили приказ отойти на восток с целью отсечь немцам выход к Днепру. В результате была потеряна возможность избежать окружения путём отхода на юго-восток.
 
 
2 августа танковая группа Клейста соединились с 17-й армией, замкнув окружение. На следующий день окружение было усилено вторым кольцом, образованным 16-й танковой дивизией и Венгерским корпусом. К 8 августа сопротивление окружённых частей Красной Армии, в целом, прекратилось. Были окружены двадцать дивизий 6-й и 12-й армий Южного фронта. В «уманский котёл» попали около 65 тысяч человек, 242 танка. С 1 по 8 августа из окружения вышло около 11 тысяч человек и свыше тысячи автомашин с боевым имуществом.
 
 
 
Тайны «уманской ямы» приоткрыты
 
 
Захваченных советских военнопленных немцы поместили в созданный на территории карьера возле Умани пересылочный концлагерь «Stalag-349» (существовал с августа 1941 года по октябрь 1943 года), неофициально прозванный «Уманской ямой». Он представлял собой глиняный карьер шириной около 300 метров и длиной около километра, с отвесными стенами высотой до 15 метров. В нём в нечеловеческих условиях содержалось более 70 тысяч военнопленных, большинство из них ночевало под открытым небом. Ежедневно в лагере умирало 60–70 человек. Тяжёлых больных собирали в бывшее общежитие кирпичного завода (лазарет, госпиталь), но никакого лечения (а точнее, лекарств) не было. Единственное, что разрешали бывшему врачу 2-го стрелкового полка 44-й стрелковой дивизии Григорию Угловому, ежедневно после смерти своих пациентов вкладывать в бутылки скрученные бумажные листки – стандартные бланки с именами и фамилиями, датами и местами рождения, лагерными номерами, цветом волос, национальностью, воинскими званиями. Благодаря этому, а также послевоенным поискам, которые не прекращаются и сейчас, удалось вернуть из небытия более трёх тысяч солдатских судеб. 
 
 
Не так давно в Украине была опубликована книга «Уманская яма», в которой содержится список 3300 советских солдат и офицеров, погибших в годы Великой Отечественной войны в лазарете немецкого концлагеря «Stalag-349». Благодаря российскому журналисту Александру Илисавскому, досконально проработавшему эту книгу, в редакцию нашей газеты попал список из десяти фамилий уроженцев Гомельской области, погибших в этом концлагере. При этом, следует сказать, что этот список лишь тех, которые умерли в лазарете. Перечислим всех поимённо:
 
 
ДЯТЛОВ Фёдор Матвеевич, 1914 года рождения. Гомельская область, Рогачёвский район, с. Малы Стрелки. Рядовой. Умер 11.11.1942 года. (№  2155).
 
 
ЖОЛУДЕВ Владимир Устинович, 1919 года рождения. Гомельская область, Журавичевский район, с. Журавичи. Призван Журавичевским РВК. Рядовой. Умер 07.10.1942 года. (№  1856). 
 
 
КАЛАШНИКОВ Степан Тимофеевич, г. Гомель, ул. Андреевская (ныне Украинская), 6. Рядовой. Умер 31.10.1942 года. (№  2068).
 
 
КОМАРОВ Тимофей Иванович, 1923 года рождения. Гомельская область, с. Большая. Рядовой. Умер 17.03.1943 года. (№ 2884) – братская могила № 62.
 
 
ЛОБОВ Пётр Ильич, Гомельская область, с. Виношевка. Рядовой. Умер 05.04.1943 года. (№ 3004) – братская могила № 64.
 
 
ПАРОШИН И. С., Гомельская область, Ветковский район. Рядовой. Умер 04.03.1942 года. (№ 1058).
 
 
САМОСТРОЕНКО Михаил Васильевич, Гомельская область, с. Старо-Зеленково. Рядовой. Умер 31.07.1942 года.  (№ 1539) – братская могила № 41.
 
 
СЕМЕНЦОВ Микола Григорович, 1908 года рождения. Гомельская область, Ветковский район, с. Дубова Балка. Рядовой. Умер 02.11.1942 года (№ 2080) – братская могила №  53.
 
 
СИДОРОВ Владимир Иванович, 1923 года рождения. Гомельская область, с. Доровичи. Рядовой. Умер 16.12.1942 года. (№ 2489) – братская могила № 56.
 
 
ШИТИКОВ Иван Петрович, 1919 года рождения, Гомельская область, с. Беляевка. Рядовой. Умер 29.03.1943 года. (№ 2928) – братская могила № 64.
 
 
 
Сверяя страницы
 
 
Книга «Памяць» (Гомель, книга 2-я), выпущенная в 1999 году, за прошедшие 15 лет, конечно, могла быть дополненной (возможно, в будущем будет её переиздание). Так как военные следопыты и поисковики работают постоянно, и всё больше и больше появляется новых сведений о погибших в Великой Отечественной войне. 
 
 
Так, в одной из самых больших рубрик данной книги – «Воiны-землякi, якiя загiнулi цi прапалi без вестак на франтах Вялiкай Айчыннай вайны ў 1941–1945 гг.» – про уроженца Гомеля Калашникова Степана Тимофеевича сказано, что он родился в 1908 году, был рядовым и пропал без вести в 1943 году. Вполне вероятно, что гомельчанин Калашников из «уманского списка» и Калашников из книги «Памяць» – одно и то же лицо. А установить точное место гибели хотя бы одного нашего земляка – это тоже большое дело. 
 
 
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N