Гомельчанин исследовал историю старинного дебаркадера
Гомельчанин подполковник милиции Григорий Шагин провёл собственное исследование и буквально раскопал историю старинного дебаркадера, долгое время стоявшего в акватории Гомеля и несколько лет назад поставленного на берег.
Григорий Андреевич (на снимке), делясь раздобытыми им сведениями, тихонько напевает строки из известной песни о том, что судьбы кораблей часто похожи на судьбы людей. И с этим сложно не согласиться. Дебаркадер, стоящий на территории речной базы «Бухта капитанов» ОАО «Комплекс-Партнёр» в Якубовке, впечатляет своей историей. Ровесник крейсеров «Аврора» и «Варяг», гораздо старше печально знаменитого «Титаника», сегодня «Орша» смотрит в речную даль, стоя на суше.
Приплыл из 90-х
Старое, побитое временем судно было передано предприятию в детско-юношеский клуб «Пламя» в начале 90-х. На протяжении 20 лет дебаркадер исправно служил причалом для теплохода. Во время очередной обязательной проверки на способность находиться на воде специалисты вынесли вердикт: «причал» нужно либо капитально ремонтировать, либо поднимать на берег. Так дебаркадер оказался на суше. И вдаль над рекой сегодня он смотрит, стоя уже на твёрдой почве.
– На протяжении долгих лет эксплуатации его много раз переделывали, переоборудовали, – рассказывает, как заинтересовался этим делом, Григорий Андреевич. – Но всё равно было заметно, что дебаркадер очень старый и было интересно узнать его историю.
Отправной точкой стал паспорт несамоходного судна «ДМ-03» 1959 года. Согласно документу, дебаркадер металлический-03 был переоборудован из парохода «Марат» на Речицком судостроительном заводе. Больше никаких исторических сведений не было. Но первоначальное название – это было уже кое-что.
Следующим шагом стало обращение в Гомельский областной архив, сотрудники которого приложили огромные усилия, чтобы найти все документы, где бы даже вскользь упоминался пароход «Марат». Кроме этого, Григорий Андреевич направил десятки запросов в различные ведомства и организации, к которым в то или иное время мог иметь отношение пароход. Национальный исторический архив Беларуси, архивы Киева, Санкт-Петербурга, Москвы, Министерство транспорта РФ, Российский государственный архив военно-морского флота и другие.
– Одни предоставляли ценные сведения, вторые рекомендовали обратиться в другое место, третьи сожалели, что ничем не могут помочь. Какие-то ответы ждём до сих пор, – говорит Григорий Андреевич. – Связывались с частными краеведами. В поисках мне постоянно помогал работник нашего предприятия Андрей Бобков. Очень помог информацией любитель истории из Калинковичей Сергей Астапович. Удивительно, что ни одного факта не удалось раздобыть в городе и на заводе в Пинске, где был построен пароход.
Но что-то всё-таки удалось «накопать». Несколько полученных документов свидетельствовали о том, что название «Марат» для парохода было далеко не первым. Данные о других названиях дали новые возможности для исследования. Постепенно, деталь за деталью, мозаика складывалась в картинку, на которой «Марат», он же «Берестя», он же «Орша», плывёт через несколько эпох, ведомый своими капитанами, то погибая, то возрождаясь вновь.
Красавец «Орша»
В 1902 году Пинский «Судостроительный и механический завод О`Бриен де-Ласси» по заказу Министерства путей сообщения Российской Империи построил речной служебный колёсный пароход под названием «Орша». Его договорная стоимость составляла 42 727 рублей. Стальной клёпаный корпус поперечной системы с 4-мя переборками и деревянной палубой. Наибольшие наружные размеры судна: длина – 36,5 метра, ширина с колёсными кожухами – 9,3 метра. Мощность паровой машины – 150 л. с. Максимальная грузоподъёмность судна – 73 710 килограммов. Число служащих – 12–17 человек. Максимальная скорость – 16 км/ч.
Пароход предназначался для Киевского округа путей сообщения, где числился до начала Гражданской войны. К Киеву он был приписан свои первые 17 лет. Действовал в бассейне Днепра выше порогов.
– Изначально «Орша» был служебно-разъездным пароходом, – поясняет Григорий Андреевич. – Если можно так сказать, возил «высокое» начальство. На фотоснимке видно, что была даже радиотелеграфная связь. А это для того времени нечастое явление. Да и внешне пароход был красавцем: низ – чёрный, надстройки – белые.
В 1918 приказом начальника Киевского округа Водных Путей подведомственные суда переименовывались и «Орша» получил новое украинизированное название – «Берестя».
Навигацию 1919 года пароход встретил под новым именем «Марат» на реке Сож в Гомеле, где 28 сентября был мобилизован и включён в состав Днепровской военной флотилии в качестве штабного корабля 1-го дивизиона. В связи с событиями тех лет, «Марат» был оборудован двумя пулемётами. По свидетельствам из различных источников, в 1920 году в результате аварии пароход затонул в районе шоссейного моста в Гомеле.
Однако на этом история не заканчивается. В 1921–1922 годах «Марат» был поднят и восстановлен на Гомельской судоверфи. Он снова вступил в строй как гражданское судно – буксирный пароход. Вплоть до 1941 года «Марат» был приписан к гомельскому порту, плавал до Киева, до Смоленска, до Пропойска (нынешний Славгород), до Бобруйска, Пинска. Возил грузы и пассажирские баржи.
Модель парохода "Орша", сделанная Григорием Шагиным.
Файруза и её «Марат»
– Обратившись к интернету, мы нашли четыре разных плавательных судна с названием «Марат», которые действовали в годы войны, – листая папки с накопленными сведениями, продолжает Григорий Шагин. – Во время поиска нашли интересную ссылку на газету Республики Татарстан. Привлекло внимание интервью ветерана речного флота, второго помощника капитана буксира «Марат» Файрузы Галиевой.
«В апреле 1941 года после окончания Казанского речного техникума штурман Галиева вместе с другими пятью девчатами и 13-ю парнями получила распределение в Днепро-Двинское речное пароходство. Файруза попала вторым помощником капитана на буксир «Марат». Вечером 21 июня буксир причалил в порту Пинск, что на Припяти. На следующее утро, в 4 часа, – оглушительный гром бомбёжки прервал мирный сон команды. Вспоминает Файруза Фаткулловна:
– Творилось что-то невообразимое. Всё смешалось: земля с водой, вода с воздухом, небо скрылось в дыму. Капитан Епифан Гладков получил команду срочно везти народ в Киев. Подальше от этого ада. Погрузка людей, живых и раненых, шла под непрерывным огнём фашистов. Набили битком шесть барж и – ходу от причала! В пути сообразили замаскировать весь караван под плавучий зелёный остров ветками. Это сбило с толку врага. 26 июня транспорт добрался до Киева.
Затем последовал новый приказ – идти с продовольствием и боеприпасами в Гомель и забрать оттуда раненых. Там уже была передовая фронта. Река Сож узкая, красивая. И на такую беззащитность – шквал огня. Помню, с 13 на 14 августа враг обрушил на Гомель мощный артудар. Наш «Марат» едва успевал перевозить раненых и войска, оступавшие под натиском врага. И так целую неделю. В конце концов разрушенный, безжизненный город был сдан врагу (19.08.1941 года).
Речникам была дана команда сойти на берег, а суда затопить. Наше пароходство эвакуировалось в Сталинград. И мы передвигались в сторону Чернигова…
– Только представьте, Файруза, если она вдруг ещё жива, даже не знает, что её «Марат» после затопления был поднят! Не знает и то, что экипаж парохода был отмечен как особо отличившийся в работе в военных условиях.
Затонул и возродился
Трудно было найти, где и когда во время войны затопили «Марата». Ориентировались на направление в сторону Чернигова, куда с командой от фашистов уходила Файруза Галиева:
– Гомель был занят 19 августа, Речица – 23-го, Лоев – 26-го, Комарин – 28-го. Где-то в этих местах в эти дни должен был быть затоплен пароход. Сначала удалось установить место. В одной из переписок к нам попал документ, в котором сказано, что 9 мая 1945 года в украинском населённом пункте Неданчичи (рядом с Комариным) был поднят и восстановлен пароход «Марат». Установить дату затопления получилось после того, как из Москвы нам прислали биографию капитана Епифана Гладкова. С его слов следовало, что команда отошла от Гомеля на 100 километров и затопила пароход. Было это 25 августа 1941 года.
В 1947 году в буксирное судно «Марат» снова вдохнули новую жизнь. Пароход был капитально отремонтирован на Речицкой судоверфи. Был восстановлен его паспорт со всеми важнейшими техническими характеристиками. И «Марат» стал ходить по привычным маршрутам, исполняя заложенные в него функции буксира до 1959 года. Пароход значительно износился и снова был направлен на Речицкий судоремонтный завод. С этого времени «Марат» перестал быть пароходом, да и «Маратом» перестал быть тоже. После реконструкции он получил казённое название ДМ-03 (дебаркадер металлический) и стал несамоходным судном.
Некоторое время дебаркадер оставался в Речице, выполняя роль причала на реке Днепр. А оттуда в лихие 90-е попал в детско-юношеский клуб «Пламя» в Гомель.
Капитаны и команда
К 1906 году обязанности командира служебного парохода исполнял Кирилл Романович Короленко. К 1912 «Оршей» командовал подпоручик по адмиралтейству в запасе Ражден Лукич Арошидзе. Во время войны, по словам Файрузы Галиевой, «Маратом» управлял капитан Епифан Логвинович Гладков. Подтвердили это и официальные источники из Москвы, которые поделились личным делом капитана.
На речном транспорте и в Днепро-Двинском пароходстве работает с 1920 года. Начав работу матросом, выдвинулся на работе и течение ряда лет плавал капитаном на ряде судов.
«Товарищ Гладков Е. Л. родился в 1902 году в деревне Ново-Ивановка Ветковского района Гомельской области. Из крестьян, белорус, беспартийный, образование – низшее. На речном транспорте и в Днепро-Двинском пароходстве работает с 1920 года. Начав работу матросом, выдвинулся на работе и течение ряда лет плавал капитаном на ряде судов.
Пользуется большим авторитетом среди плавающего состава. Образцовой постановкой дисциплины и авторитетом обеспечил безу-коризненную работу судна. Приказом наркомречфлота за отличные показатели в работе присвоено звание лучшего капитана Наркомречфлота…»
Григорий Шагин надеется, что, может быть, жив кто-либо из родственников Епифана Гладкова, которые могут дополнить историю… А он, в свою очередь, готов поделиться его автобиографией и другими интересными документами, рассказывающими о жизни капитана.
Удалось разыскать и имена членов команды, плававшей на судне в годы войны. В списке, утверждённом в 1941 году начальником Днепро-Двинского речного пароходства Герониным, представлены команды судов ДДРП, особо отличившиеся в работе в военных условиях. Есть там и экипаж парохода «Марат». Список ценен и тем, что в нём указаны последние известные адресные данные членов команды. К сожалению, не все буквы можно рассмотреть.
Под руководством капитана Гладкова плавали:
■ Мельник Иван Гаврилович, 1907 г. р., I помощник капитана, Черниговская обл., Любеческ. р-н, ул. Черн., 18.
■ Галиева Файруза Факкуилов-на, 1919 г. р., II помощник капитана, г. Казань.
■ Мельник Тимофей Иванович, 1911 г. р., рулевой Черниговская обл., Любеческ. р-н, д. Родкова.
■ Калиновский Василий Васильевич, 1926 г. р., п/рулевого, Пинская обл., Ивановский р-н, д. Кучеви.
■ Миешко Михаил Петрович, 1925 г. р., п/рулевого, Полтавская обл., Гельмязевский р-н.
■ Богданович Михаил Владимирович, 1924 г. р., матрос, Осиповичский р-н, д. Косье, БССР.
■ Козаченко Борис Семёнович, 1922 г. р., матрос, Гомельская обл., г. Речица, Ленина, 184.
■ Леля Фёдор Григорьевич, 1911 г. р., матрос, Гомельская обл., Лоевский р-н.
■ Погарелова Александра Васильевна, 1899 г. р., кок, Черниговская обл., Любеческ, р-н, д. Радуль.
■ Лапухин Пимен Карпович, 1900 г. р., механик, г. Бобруйск, ул. Набережн., 45, кв. 1.
■ Дайнюк Павел Харитонович, I пом. Механика, г. Бобруйск, пос. I мая, д. 52, кв. 52.
■ Мерещенко Василий Григорьевич, 1914 г. р., Могилевская обл., Быховский с/с.
■ Привалов Григорий Григорьевич, 1892 г. р., кочегар, г. Бобруйск, БССР, ул. О..цкая, 38.
■ Яспибей Иван Данилович, 1917 г. р., кочегар, Челябинская область, д. Сухобор.
■ Черняговский Евгений Авер., 1924 г. р., кочегар, Газоход № 246, бывш. Пропагандист.
■ Андреевец Михаил Аникеевич, 1893 г. р., кочегар, Гомельская обл. Лоевский р-н.
...Ещё не конец
В деле «Марата» рано ставить точку. Ещё в процессе поиски Файрузы и её родственников, членов команды и их родных. Хочется Григорию Андреевичу найти и того, кто, будучи подростком, возможно, видел, как затапливают и поднимают пароход из воды.
Документы, копии, выписки, письма и даже собственноручно изготовленная модель парохода, которые есть у Григория Шагина, – это настоящий музей. Впрочем, на предприятии планируют его создание внутри старинного дебаркадера. Судно укутано в строительную сетку и ждёт начала работ.
– На что в результате будет похож дебаркадер – на «Марат» или «Оршу» – пока неизвестно, – говорит собеседник. Хотелось бы, конечно, чтобы он был таким, как в первые годы плавания. Было бы очень здорово, ведь он был таким красавцем! А ещё такая история… Ну чем не судьба человека?
…Волны крутые, штормы седые,
Доля такая у кораблей,
Судьбы их тоже чем-то похожи,
Чем-то похожи на судьбы людей...
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter