За невнимательность приходится платить
Всем известно, чем поплатилась мышь за бесплатный сыр в мышеловке. И кого в этом винить, толком непонятно: то ли мышь – слишком неопытную и доверчивую, то ли реальность – жестокую как-то уж чересчур. Ещё, правда, в число обвиняемых попадают люди, которые эту самую мышеловку установили. Люди хитрые, хорошо осведомлённые в тонкостях психологии.
Кажется, о том, чего делать НЕ нужно, чтобы избежать подобного капкана, написаны миллионы материалов. Казалось бы, даже ребёнок знает, что на подозрительные sms отвечать нельзя, личные данные никуда отправлять не стоит, а главное, в любых заманчивых предложениях в обязательном порядке следует читать информацию, набранную мелким шрифтом. И всё же периодически приходится слышать истории о том, как люди попадаются на различные уловки. В редакцию газеты «Гомельские ведомости» обратилась женщина, уже пенсионерка, ставшая заложницей денежной «мышеловки».
280 000 рублей за звонок
В одной из газет гомельчанка нашла объявление о работе (подработке) для пенсионеров, студентов, безработных – в общем, для всех тех, кому лишняя копейка не помешает. Общая информация давалась крупным шрифтом, а вот стоимость звонка (280 тысяч рублей) – мелким, причём было и предупреждение: звонить только с домашнего телефона. Женщина позвонила. Дважды. Второй раз, чтобы уточнить условия предлагаемой работы. В середине месяца, когда пришёл счёт за телефон, пенсионерка вместо привычных 15 000 рублей увидела сумму в 575 000, из которых 560 000 рублей – услуги сторонних организаций. По словам женщины, работу ей действительно предлагали – распространение лотерейных билетов – однако на условиях, заведомо невыполнимых.
Помочь разобраться в этой непростой ситуации мы попросили руководство Гомельского филиала РУП «Белтелеком».
– Наше предприятие обеспечивает лишь технический доступ абонентов к платным справочно-информационным службам (ПСИС), которые несут перед абонентами ответственность за предоставление услуги в целом, включая качество оказываемой услуги и определение её стоимости, – рассказал директор Александр Радченко. – Следует отметить, что абонент в обоих случаях прослушала нетарифицируемое сообщение справочной службы, после чего следовал технологический интервал, равный трём секундам, достаточный для того, чтобы положить трубку, если установленная справочно-информационной службой стоимость услуг её не устроила либо женщина передумала пользоваться этой услугой. В данном случае гражданка дождалась ответа диспетчера справочной службы, что подразумевает согласие абонента с условиями договора по оказанию услуги и её оплаты.
Также в филиале предприятия сообщили, что при несогласии с выставленным счётом по услуге ПСИС абонент может оплатить только услуги РУП «Белтелеком». Отключение телефона в этом случае не производится. Однако в следующем месяце обязательно необходимо сообщить оператору об оплате только услуг «Белтелекома», иначе деньги пойдут на погашение долга за предыдущий месяц, то есть за оплату услуг ПСИС. Во избежание подобных ситуаций Александр Радченко порекомендовал абонентам внимательно изу-чать рекламную информацию об условиях предоставления платных справочно-информационных услуг, в частности, их стоимости.
Что ж, выходит, организация, предлагающая работу, предоставляет свои услуги абсолютно легально, и обвинить их не в чем, разве что в нарушении моральных законов, которые нигде не прописаны, но всем известны. И всё же у этой истории неплохой финал. Руководство Гомельского филиала РУП «Белтелеком» передало обращение гомельчанки в то самое частное унитарное предприятие (Минск), куда женщина звонила. По результатам рассмотрения, данная организация решила снять с оплаты 280 000 рублей, а вот остальные 280 000 пенсионерке заплатить всё же придётся.
Не ведитесь на уловки мошенников
В наше время, когда практически у каждого есть мобильный телефон и компьютер, попасть в денежную «мышеловку» проще простого. По словам заместителя начальника отдела по раскрытию преступлений в сфере высоких технологий криминальной милиции УВД Гомельского облисполкома Владимира Моцара, мошенники пользуются множеством различных способов, чтобы вытрясти деньги из граждан.
– Чаще всего приходят сообщения о том, что человек что-то выиграл, получил наследство и так далее, – рассказал Владимир Владимирович. – К сожалению, наши люди этому верят, хотя ко всем подобным сообщениям нужно относиться критически. Не так давно к нам обратился мужчина. Ему на телефон пришло sms, в котором сообщалось, что он выиграл автомобиль. Чтобы получить свой приз, гомельчанину необходимо было позвонить по российскому телефонному номеру. Мужчина связался с организацией. Ему предложили выбор: забрать машину либо деньги за неё. Гомельчанин выбрал второе. Однако, чтобы переслать денежную сумму, организаторы попросили его перечислить комиссионный сбор (около трёх миллионов белорусских рублей). Мужчина условие выполнил, однако никаких денег не получил. Он пытался дозвониться по прежним номерам, но они уже не существовали. Возбуждено уголовное дело.
Также сотрудник УВД Гомельского облисполкома отметил, что наши граждане часто выходят в интернет, находясь далеко от компьютера, то есть с телефона. Переходят по подозрительным ссылкам, и в итоге срабатывает вирусная программа, которая автоматически пересылает какое-либо сообщение всем, кто есть в телефонной книге абонента. В результате в конце месяца гражданин получает счёт за 100, 200 sms, и сумма эта немаленькая.
Много заявлений, причём как от физических лиц, так и от целых предприятий, связано с интернет-мошенничеством.
– Пользователь переходит по неизвестной ссылке – и сразу же срабатывает вирусная программа, блокирующая операционную систему компьютера. Затем появляется сообщение о том, что для получения так называемого ключа для разблокировки человеку нужно заплатить деньги, – поясняет Владимир Моцар. – И, к сожалению, таких примеров можно приводить очень много.
Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter