Экскурс в историю Гомеля: к 100-летию торговли
Гомель известен с 1142 года, как город, в котором были развиты железообрабатывающее и ювелирно-бронзолитейное производство, гончарное, деревообрабатывающее, косторезное и ювелирное ремесла. Выгодное расположение города на водном пути способствовало развитию торговых отношений. В нынешнем году исполняется 100 лет со дня образования органов торговли Беларуси.
О становлении торговли в Гомеле рассказала главный хранитель фондов Музея истории города Гомеля Анастасия Ропот:
– Для соотнесения адресов периода 1920-х годов с адресами 2020-х отметим следующее. Во-первых, в 1919 г. было произведено переименование ряда улиц города Гомеля, в том числе: ул. Румянцевская стала ул. Советской, ул. Базарная – в ул. Трудовую, в 1923 г. – ул. Замковая – в ул. Комсомольскую. Однако, в повседневной жизни новые названия бытовали параллельно со старыми на протяжении нескольких лет (о чем и говорят адреса магазинов из объявлений гомельских газет).
Во-вторых, нумерация домов – новое явления (и не только в истории г. Гомеля). В Российской империи нумерация домов начала внедряться в больших городах с середины XIX века. Но если в Москве и большинстве городов России принята «левонечетная» нумерация (нечетные номера с левой стороны улицы), то в Петербурге принята «правонечетная» (нечетные номера с правой стороны улицы). В городе Гомеле, во всяком случае, в пределах исторического центра, используются петербуржская система нумерации, но до 1917 г. большинство домов было известно не номеру, а по имени владельца.
Приведу такую интересную ифнормацию. В 1787 г. Шодерло де Лакло (автор романа «Опасные связи») опубликовал в первой французской ежедневной газете «Журналь де Пари» проект о четной и нечетной нумерации домов на улицах Парижа. Проект превратился в реальность при Наполеоне: отныне нечетные номера находились на одной стороне улицы, а четные — на другой, их нумерация возрастала от центра. Такая система называется европейской и является самой распространенной в мире. Помимо нее существуют последовательная, метрическая, поквартальная, двойная, возрастная схемы нумераций. Последняя встречается только в Чехии и Японии (дома нумеруют по очередности возведения здания – чем раньше построен, тем меньше номер).
Также необходимо помнить, что наш город до Великой отечественной войны на 80% состоял из частной деревянной застройки, которая была уничтожена в период войны. Карт с нумерацией домов того периода сохранилось крайне мало, их обнаружение носит случайный характер, и они представляют собой абрисы с несколькими домами (даже не квартала). Поэтому привязка к нынешней географической среде также ограничена масштабом квартала.
Возьмём улицу Советская. Магазин «Женева» Наума Боруховича Горфункеля (дом №6) в документах Государственного архива Гомельской области (далее – ГАГО) за 1922 г. бывшим владельцем указан некий Польсман. Красивое название, видимо, объясняется тем, что часть этого здания была отдана под 1-ю советскую гостинцу, которую сдавали в аренду под названием «Гостиница Южная». Здание находилось рядом с домом №8 (дом Ловьянова, ныне дом №4 с магазином «Дары природы»), до нашего времени не сохранилось.
Магазин кондитерских изделия Беньямина Рувимовича Шахновича располагался в доме №11. В документах ГАГО указан бывший владелец – Фальдзенбар. Также, согласно предварительным итогам переписи населения 1926 г. «Гомель и городские поселения Гомельщины» (Речица, 1927 г.), по этому адресу располагалась кондитерская фабрика «Просвет». По имеющимся данным, в этом районе в 1920-х гг. действительно работали корпуса кондитерской фабрики, но они находились в глубине квартала, по ул. Ланге. Можно допустить, что дом №11 – это нынешний дом №11 (редкий случай совпадения номеров), где, скорее всего, располагалась администрация фабрики. И указанный магазин. После Великой Отечественной, в нём, кстати, долго работал ЗАГС.
Перейдём к улице Трудовая. Она, как уже отмечено, ранее именовалась Базарной. И полностью соответствовала своему названию, очерчивая северную границу городского рынка. Так как в центре города Гомеля принята петербуржская система нумерации домов, то четная сторона находилась (и находиться) слева. Городской рынок в этой части представлял собой замкнутый квартал из 1-этажных магазинов и мастерских. Причем, судя по номерам, искомые здания находились в самом начале улицы. В итогах переписи за 1926 г. и документах ГАГО приводится информация о том, что по указанным адресам были расположены складские и торговые помещения. К сожалению, улица вместе с рынком были разрушены в период Великой Отечественной войны. Торговый комплекс восстановлен не был, а по нечетной стороне были выстроены дома послевоенной архитектуры.
Улица Комсомольская (ныне – пр. Ленина). В «наполнении» данной улицы существенную роль сыграл тот факт, что она соединила Вокзальную площадь с Базарной (ныне – пл. Ленина). До революции сказывалась ее тяготение к торговой составляющей, и на улице размещалось множество магазинов, мастерских, ателье. При этом фрагменты капитальной многоэтажной застройки перемежались с кварталами частной деревянной, а по четной стороне спосление составляли основной массив застройки (это хорошо видно на аэрофотосьемке 1941 г.). Внешний вид после революции изменился не сильно, но вот «наполнение» стало тяготеть к транспортной сфере. Справочник за 1926 г. очень ярко показывает, что Комсомольская – «командировочная» улица: половина всех заезжих домов (13 из 25), 2 из 5 гостиниц, 2 из 3 ночлежных дома расположились на этой улицы.
Лавка Ривы Берковны Геткиной (д. № 101) располагалась в заезжем доме №101-103, парикмахерская Михаила Залмановича Гольдштейна (д. №80) – в заезжем доме №78-80, а через два дома от него – магазин игрушек Бориса Львовича Клеймана (Комсомольская, 86).
Магазин санитарии и гигиены Рахмиеля Абрамовича Левина (дом №108) очень логично расположился напротив сразу 2 гостиниц: «Россия» (Комсомольская, 109) и «Лондонские номера» (Комсомольская, 111). А через пару домов от магазина – кофейня Израиля Залмановича Колодина (Комсомольская, 104).
Итоги переписи 1926 г. содержат информацию о том, что в 1920-е гг. хлебозавод, указанный как хлебопекарня ЦРК, имел адрес ул. Комсомольская, 28, а глазная лечебница – ул. Комсомольская, 57 (здание не сохранилось, размещалось недалеко от пересечения пр. Ленина и ул. Ирининской). Учитывая это, можно сделать вывод, что располагались искомые магазины и заведения после пересечения ул. Замковой с ул. Ирининской.
Если говорить о местах в городе Гомеле, где торговля не затихала на протяжении 100 лет, то следует вспомнить тенденцию к застройке городских улиц на рубеже XIX-ХХ вв. доходными домами. Одной из их особенностей была в том, что помещения на 1-м этаже со стороны улицы отдавались в аренду фирмам и магазинам. Для этих же целей делали большие витринные окна, в которых было удобно презентовать рекламу и товар.
Ряд таких домов был восстановлен после Великой Отечественной войны. Среди них дом по ул. Советской, 8 (бывший дом Ловьянова, до 1917 г. в нём работали магазины и ателье, в 1920-е гг. здесь располагалось Губоно, но одновременно могли работать и мелкие магазины), ул. Советская, 10 (бывший дом Маянца, до Великой Отечественной – в нём работали различные учреждения и магазины, сейчас – отделение почты, но в ней тоже продают, например, марки, открытки и т.д.), дома по адресу ул. Советская, 12 и 20 также являлись доходными.
Проспект Ленина после проведения через город Гомель железной дороги (последняя четверть XIX в.) также сформировался как улица торговцев и ремесленников. А ее восстановление после войны сохранило эту тенденцию, так как помещения на первых этажах жилых домов, расположенных вдоль главных улиц городов, было приняло отдавать под магазины и службы быта.
Площадь Ленина на протяжении многих десятилетий функционировала как площадь рыночная. Благоустраивать её начал ещё Николай Румянцев. На ней, как мы знаем, и сейчас во время праздничных мероприятий ведётся активная выездная торговля.