Инклюзивный город. Как в Гомеле помогают людям с нарушениями слуха | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Олеся Шацкая Олеся Шацкая Автор текста
10:40 28 Сентября 2024 Общество 1931

Инклюзивный город. Как в Гомеле помогают людям с нарушениями слуха

Сразу две даты отмечает Белорусское общество глухих в сентябре: 23-го числа – Международный день жестовых языков, а в последнее воскресенье месяца – Международный день глухих. В Гомеле запланировано не одно мероприятие, направленное на повышение осведомлённости о возможностях людей с нарушениями слуха. Чтобы узнать, каким образом сегодня им оказывается поддержка, пообщались с представителями Гомельской областной организации ОО «БелОГ», а также специалистами в сфере перевода и обучения. 




ДОСТУПНО И КАЧЕСТВЕННО.

Председатель правления Гомельской областной организации ОО «БелОГ» Евгений Русакевич убеждён, что к настоящему моменту удалось создать по всей стране очень важную, а главное – работающую сеть помощи людям с нарушениями слуха. В рамках областной организации функционирует центр по приёму и передаче сообщений для лиц с такими нарушениями, который охватывает в своей деятельности не только Гомель, но и всю область. За оказанную поддержку Евгений Владимирович выражает благодарность местным властям и комитетам по труду, занятости и социальной защите. Благодаря многим усилиям жители региона и Гомеля довольны качеством предоставляемых услуг, которые неизменно пользуются высоким спросом. Центр стал своеобразными «ушами» для людей: он помогает в разных ситуациях, будь то обращение к врачу или в органы внутренних дел. Организация работы центра продумана до мелочей: он функционирует круглосуточно, без выходных, что делает его доступным и удобным для всех нуждающихся.



– Что касается деятельности организации, то у нас имеется чёткий план работы, одно из важнейших направлений которой – профориентация людей с нарушениями слуха. Мы оказываем помощь в организации учебного процесса, а потом получаем высококвалифицированные кадры, которые затем приходят работать на предприятия. В общей сложности в Беларуси для людей с нарушениями слуха есть возможность трудоустроиться на десять предприятий – девять основных и один филиал. В основном, конечно, на «Випру», но также желающие могут начать профессио­нальный путь на «Гомсельмаше», ЗЛиНе и в других городах.

Одной из ключевых задач организации является упрощение процесса общения людей с нарушениями слуха с их слышащими сверстниками, что способствует созданию более комфортной и инклюзивной среды для всех. В этом активно помогают центры территориального обслуживания населения, различные творческие кружки, общие мероприятия, на которых каждый может найти единомышленников и друзей, а Гомельский областной центр инклюзивной культуры давно известен как сердце творческой жизни города, которое бьётся абсолютно для всех его жителей.




ИНТЕРЕСНАЯ ЗАДАЧА.

Минчанка Мария Альховская приехала в Гомель после учёбы в лингвогуманитарном колледже. Начинающий переводчик жестового языка, она уже два месяца активно погружается во взрослую, профессиональную жизнь под присмотром старших коллег из ЦСОН Центрального района Гомеля:

– Есть мнение, что жестовому языку идут учиться люди, в семье которых есть родственники, имеющие нарушения слуха. На мой взгляд, это не так: такие люди уже могут общаться жестами. Более того, в моей группе, а также у тех, кто учился на курс старше, не было ни одного студента из таких семей. Все мы заинтересовались новым направлением, поэтому и выбрали обучаться жестовому языку.

Гомель – новый город для молодого специалиста: она ни разу здесь не бывала. Но отмечает, что приняли её здесь хорошо, очень доброжелательно:

– Начала со знакомства с рабочим местом, потом стала узнавать людей с нарушениями слуха, которые обслуживаются в центре соцобслуживания. Ко мне прикрепили наставника, которая помогает влиться в работу. Самая большая сложность в том, что на самом деле нет единого жестового языка не просто в рамках одной страны, но даже в рамках одного города. Люди вырабатывают свои обозначения и, как говорится, понимают друг друга с полуслова, а тем, кто не входит в их близкий круг, требуется время, чтобы адаптироваться. Многое мне сейчас приходится учить заново, и я присматриваюсь к людям, которым должна помогать, пытаюсь наладить взаимопонимание. Моя работа заключается в том, чтобы сопровождать их в бытовых ситуациях: при походе к врачу, например, и точность перевода имеет большое значение. Играет роль и разница в возрасте: люди старшего поколения тоже используют свои жесты, которые не имеют ничего общего с теми, которые указаны в книгах. Но это интересная задача, которую я планирую решить в своей работе. Моя профессия позволяет мне обучаться каждый день.




БОЛЬШЕ 60 ЛЕТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА.

В Гомельском государственном машиностроительном колледже в прошлом году отметили 60-летие с начала приёма для обучения ребят, имеющих нарушения слуха. Заведующая отделением Татьяна Высоцкая поделилась: за эти годы многое изменилось, неизменными остаются только тёплые, доверительные отношения педагогов и учащихся, благодаря которым уже состоявшиеся специалисты частенько приезжают в учебное заведение, чтобы поделиться своими успехами. 

– В этом году у нас обучается три группы – 22 человека с нарушениями слуха. География широкая: к нам приезжают учиться ребята не только со всей области, но и из Могилёвской, Брестской. Кобрин, Бобруйск, Светлогорск – в общем, отовсюду, где есть школы-интернаты. Мы тоже часто посещаем эти учебные заведения: иногда несколько раз в год. Приглашаем к нам в гости, – рассказывает Татьяна Владимировна. – У нас организованы условия для проживания: имеется благоустроенное общежитие, в котором ребята, приехавшие из одного населённого пункта, имеют возможность жить рядом, одной большой дружной компанией – все вместе, на одном этаже. Они ходят друг к другу в гости, помогают и с учёбой, и во всех остальных вопросах. Также у нас работает переводчик с жестового языка Светлана Горбачёва, которая когда-то тоже закончила наш колледж и осталась, чтобы реализоваться уже как настоящий профессионал.



Раньше специальность, на которую принимали ребят с нарушениями слуха, называлась «Обработка материалов резания». Однако с течением времени менялись подходы к обучению, и теперь такой группе учащихся доступно «Технологическое обеспечение машиностроительного производства». Выпускники получают специальность техника-технолога, а на местах могут работать токарями, фрезеровщиками, операторами станков с ЧПУ.

– У нас заключены договоры о взаимодействии с различными предприятиями, например, с «Гомсельмашем», ГЗЛиНом, «Салео-­Гомель», и после распределения, которое происходит на четвёртом курсе, ребята сразу приступают к работе. К слову, наши ученики пользуются спросом у работодателей, – делится Татьяна Владимировна. – Все наши учащиеся проявляют активную жизненную позицию, в том числе и ребята с нарушениями слуха. Они участвуют не только в разнообразной жизни колледжа, но и в городских мероприятиях. Много занимаются спортом, привозят с соревнований дипломы, и мы только поддерживаем их увлечения. У нас в колледже нет места для скуки – ребята постоянно чем-то заняты. Играет большую роль в сплочении коллектива и тот факт, что у нас поступают буквально целыми классами, и климат, который поддерживается в коллективе, дружеский, поддерживающий.




Некоторые ребята поделились своими планами на будущее. Так, Татьяна Хаданович, которая учится на последнем курсе, рассказала, что готова приступать к работе:

– Я могу быть оператором станков с ЧПУ – мне уже присвоен четвёртый разряд. Жду, когда начнётся практика. Также я уже знаю, где буду трудиться – контролёром на ЗЛиНе.

Из Могилёвской области приехал учиться Дмитрий Волчков. Он пока на первом курсе и только входит в новый режим, но уже сейчас доволен своим выбором:

– Всё интересно, всё нравится. Приложу силы, чтобы хорошо учиться. Уже нашёл здесь друзей.

Первокурсник Максим Баран поступил после Бобруйской специальной школы-интерната. Он пока только адаптируется к новым условиям, но уже сейчас готов узнавать новое:

– Рад оказаться тут. Мне посоветовали колледж в школе, где я учился, рассказали о специальности. Это хорошая и нужна профессия, поэтому буду стараться её освоить. 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N