Как реставраторы излечивают иконы от разрушений времени
В реставрационной мастерской Гомельской епархии, что рядом с церковью Святого Николая Чудотворца, пахнет лаком и древесиной. Повсюду лики святых глядят с икон. Здесь стараниями владыки Стефана буквально спасают уникальные памятники культуры и искусства Беларуси.
Как обновляют выцветшие, закопчённые и даже расстрелянные картечью иконы, рассказали древлехранители, они же художники-реставраторы, Елена Глушакова и Наталья Лазебникова.
Редкая для Беларуси профессия реставратора весьма уважаема среди музейных работников. Получить специальное образование можно пока только за пределами страны, например в Москве. Круг мастеров узок, поэтому каждый на вес золота. Несмотря на это, в Гомельской епархии в 2015 году сумели открыть реставрационный отдел и начать восстановление икон.
От Ветки до Москвы.
Необычное занятие требует целого комплекса знаний в разных сферах: от истории, искусствоведения, религии до химии и физики.
Елена Глушакова, художник по образованию, пришла к реставрации в 2000 году.
– Реставраторы – не всегда художники, хоть занятия эти родственны, – отмечает она. – Художественное образование не помешает, но это далеко не всё. Я дополнительно изучала химию и физику в реставрации, физико-оптические исследования икон.
Приступая к работе над произведением, реставратор, словно доктор, выясняет полный анамнез: состояние живописи, грунта, основы, паволоки (ткани, наклеиваемой на иконную доску перед наложением грунта). Он должен ориентироваться в датировке и атрибуции произведения (то есть уметь определять характеристики иконы – правильное название, из каких материалов и в какой технике выполнена, особенности иконографии и стиля). Это нужно, чтобы восстановить утраченные фрагменты изображения, изучив состав грунта и авторских красок.
– Для хорошего реставратора важны комплекс знаний и опыт, – подчёркивает Елена. – По мере подготовки получаем допуски к видам работ: укреплению, расчистке основания, удалению записей с иконы и прочему.
Мы обе – выпускницы Гомельского художественного училища (сейчас это Гомельский государственный художественный колледж): я – отделения живописи, Наталья – отделения дизайна. Дальше я планировала поступать в Белорусскую государственную академию искусств. Но вышло иначе: оказалась по распределению в Ветке, в музее старообрядчества. Там меня впервые спросили, не хочу ли стать реставратором. Но я уже поступила в Московский теологический институт на богословское отделение. И тут задумалась… Мы нашли контакт с Центральным музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва в Москве, заведующий реставрационными мастерскими взял меня на стажировку, – поделилась Елена. – В течение пяти лет дважды в год ездила туда набираться опыта – выполняла задания, сдавала экзамены, параллельно работала в Ветке. Так началась моя реставрационная практика в Беларуси.
В музее начала знакомиться с народной, старообрядческой белорусской культурой, историей иконописи. В Москве была возможность общаться с ведущими реставраторами, в том числе с Виктором Филатовым, автором базовых учебников по реставрации. А советская школа по этому направлению была одной из лучших в мире. Я искала старые книги, поглощала любую информацию по теме. В итоге оказалось, что это моё, работа увлекла. После обучения предлагали остаться в Москве, но я вернулась в Ветку. А семь лет назад пришла в реставрационные мастерские Гомельской епархии.
Не «включать художника».
Наталья рассказала, что работала художником, дизайнером до прихода в реставрационную мастерскую. Обучаться пришлось на практике, потребовалось много новых знаний. Учила всему коллега Елена. Около года она поэтапно постигала отдельные процессы реставрирования, которые сложились в комплекс умений. Хотя нельзя сказать, что в какой-то момент реставратор всё изучил и этим ограничился, считает она. В профессии совершенствоваться можно без конца. До сих пор осваивает многие тонкости, хотя работает уже шесть лет. Каждая икона запоминается, пока трудишься над ней, она будто становится частью тебя. В нашей практике приходилось восстанавливать иконы периода XVI–XX веков.
На вопрос о внутреннем состоянии во время работы Елена ответила так:
– Я, например, пришла к вере раньше, чем к реставрации. В итоге это сложилось в естественное моё состояние. Если говорить церковным языком, реставратор должен иметь определённое смирение, чтобы не «включить художника» и не начать исправлять иконописца. Есть научная и коммерческая реставрация. Я всегда работала в направлении первой. Главное в ней – не вмешиваться в авторскую живопись.
- На образе Божьей Матери с Младенцем обнаружили три слоя записей и следы от картечи – икона была расстреляна.
Когда пришла в епархию, это стало новым этапом жизни. Владыка Стефан много сил прилагает для восстановления икон, прекрасно разбирается в иконописи. За эти годы работы можно говорить о третьем направлении реставрации, которое я активно озвучиваю в профессиональных кругах, – это церковная реставрация. Она отличается от коммерческой, когда стремятся приукрасить памятник искусства, выдать его красиво и дорого, и от научной, где главная задача – сохранить икону в первозданном виде.
В церковной реставрации не всегда достаточно методов научной, которые будут мешать верующим воспринимать икону как молитвенный образ. Поэтому допускаются элементы реконструкции. Стараемся реконструировать старые техники золочения по полименту, цвечения по серебру на утраченных участках, не затрагивая авторскую живопись. Наша задача – изучать стилевые особенности произведения, характерные для его эпохи, выполнять консервацию и реконструкцию утраченных фрагментов, чтобы образ в храмовом пространстве смотрелся максимально органично.
Рентген и химия в искусстве.
Каждая икона уникальна, говорят реставраторы. При этом, как у людей, у них свои болезни, которые зависят от условий хранения.
– Какие использовать методы работы, материалы, решается после полного исследования памятника: состава деревянного основания, грунта, красочного слоя, лакового покрытия. Проводим исследования в ультрафиолетовых лучах, применяем химические реагенты, иногда делаем рентген-снимки, чтобы увидеть состояние авторской живописи, – объясняет Наталья. – Документально фиксируем все этапы и результаты реставрации.
Сейчас в работе у мастеров белорусские народные иконы конца XIX века. После реставрации они возвратятся в храм – в 2020 году в здании Гомельской епархии был освящён храм в честь Всех Белорусских Святых.
Одна из значимых икон этого храма – образ Божьей Матери с Младенцем на руках (конец XVI – начало XVII века), это темперная живопись в стиле итальянского Ренессанса. Отверстия закрыли воском, но повреждения на одеянии Богоматери видны.
Главная задача реставратора – свести к минимуму все вмешательства. Процесс может длиться до шести месяцев, в итоге жизнь образа продлевается на долгие годы.
- Приходится воссоздавать техники имитации холодных эмалей, чеканку по левкасу, с последующим золочением, которые были распространены на иконах XX века.