Как школьники воссоздают картины истории | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Олеся Шацкая Олеся Шацкая Автор текста
Марина  Васильева Марина Васильева Автор фото
15:10 04 Марта 2024 Общество

Как школьники воссоздают картины истории

Историю можно изучать по-разному, 11-классники гимназии № 10 Дмитрий и Илья Лопатины пошли не самым лёгким путём, но, несомненно, самым захватывающим. Они изготавливают реалистичные макеты военных сражений и боевой техники.



СОВЕРШЕННО РАЗНЫЕ.

Дима и Илья – близнецы, но учатся в параллельных классах – их привлекают разные специальности, поэтому, когда появилась возможность разделиться по профилю, каждый выбрал то, что ему нравится. Илья углубленно занимается английским языком и собирается поступать в ГГУ имени Ф. Скорины, чтобы в будущем стать переводчиком или журналистом, а Диму тянет в программирование и создание игр. К слову, такой опыт у него уже есть – на пару с другом они создали мобильное приложение в жанре визуальной новеллы.

Когда братьям удаётся находить время на создание миниатюр, в точности повторяющих вооружение и военную технику времён Великой Отечественной войны, – загадка, но результат говорит сам за себя: за пять лет своего нешуточного увлечения они создали 19 детализированных копий известных сражений. Некоторые регулярно презентуют на городских выставках и в школе. Например, одну из последних – «Оборона Брестской крепости. Прорыв у Тереспольских ворот» – можно было в деталях рассмотреть в ОКЦ на торжественном праздновании 23 февраля. На создание этой работы ушло три недели, а вот на «Битву за Берлин. Взятие Бранденбургских ворот» – год.



ОТ ЛЕГО ДО МОДЕЛИЗМА.

Как и все мальчишки, в детстве Дима и Илья очень увлекались лего и другими конструкторами, начиная от тех, что были популярны ещё в советское время, до современных. Собирали в основном танки и устраивали дома настоящие сражения.

– Однажды в начальной школе мы попросили подарить нам на день рождения конструктор, и нам принесли сборную модель танка КВ-2 в масштабе 1:35, – рассказывают ребята. – Если честно, мы её не осилили, и только полгода назад удалось пересобрать её и даже усовершенствовать – благодаря тем навыкам, которые мы прокачали за последние пять лет.

По признанию Ильи, к моделизму он пришёл из-за любви к истории:



– А сам предмет полюбил благодаря учителю Олегу Юрьевичу Уварову, который преподавал у нас до девятого класса. Потом была компьютерная игра в танки, которой я также посвятил время. Ещё открыл для себя такой жанр музыки, как power metal и группу Sabaton, исполняющую песни на историческую тематику – про подвиги, героев, известные битвы. И так сложилось, что мне понравилось изучать большое количество источников, копаться в истории, формировать какое-то своё мнение на темы прошлого и настоящего. Сейчас это помогает мне смотреть на современные события и понимать те процессы, которые к ним привели.

– Я люблю мелкие детали: создавать из них большие объекты и добиваться максимальной реалистичности. Первой нашей качественно собранной моделью был танк Т-14 «Армата» в масштабе 1:72, и, честно говоря, сейчас я бы не поставил её на полку, но тогда это был большой шаг. Один из многих, которые привели к тому, что мы умеем сейчас. Одно время увлекался полимерной глиной, но у меня слабо получалось лепить из неё что-то сносное, – признаётся Дима. – Я понял, что собирать модели можно не только для того, чтобы ими играть, благодаря одному разговору с папой. Родители часто покупали нам модели танков в масштабе 1:100, и в какой-то момент мы с папой подумали об одном и том же – на самом деле это не игрушки, из них можно сделать что-то большее. Решил с братом попробовать и начали с виньеток – это круглая подставка, на которой находится только одно действующее лицо: человек или техника. Дальше – больше, решили взяться за диораму и сразу начали с Берлина. Мы воссоздали хорошо, как нам тогда казалось, кусочек улицы, но лучше всего у нас получилась брусчатка – она выглядела очень реалистично. Настолько, что потом мы стали добавлять её во все наши макеты. В общем, так мы и шагнули в самую настоящую бездну моделизма, которая затянула и не отпускает до сих пор.


РАЗДЕЛЯЙ – И ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ.

Ребята буквально учились на собственных ошибках. Не понимали масштабов, из-за чего в их первых моделях люди и техника могли не соотноситься друг с другом в размерах. Но увлечение, помноженное на упорство, большую любовь к истории, и желание обязательно довести свою работу до совершенства сделали своё дело. Сейчас Дима и Илья чаще довольны получившимся результатом.


– Треть времени, которая уходит на создание диорамы, тратится на поиск информации о событии и объектах, которые мы собираемся изобразить, и за это отвечаю я, – рассказывает Илья. – Нельзя же просто взять и сделать, сперва нужно чётко всё проработать, понять, где что должно стоять. Мы делаем большой упор на реализм, поэтому приходится копаться в большом количестве источников, искать фото объектов и общих планов и соблюдать правильные дистанции во время боя, чтобы всё в диораме выглядело реалистично и натурально.

На Диме – более мелкая работа: создание декора и покраска.



– Мы интересуемся не только Второй мировой войной, но очень многие проекты сделаны, как говорится, в стол. Например, диорама, посвящённая войне в Афганистане, – рассказывают ребята. – Можно было бы её переделать, полностью перестелить покрытие, сделать более реалистичный песок, но сейчас нам гораздо интереснее работать над новыми проектами. 

К слову, в планах – один из самых масштабных, но рассказывать заранее, какой битвой вдохновились ребята, они не стали: мол, это большой секрет.

Два года назад родители подарили Диме и Илье 3D-принтер, и это очень помогает в создании диорам:

– Раньше мы иногда не могли сделать всё, что хотели, потому что каких-то моделей просто не было в продаже или не было в нужном нам масштабе. А теперь можем создавать всё, что хотим, и не ограничиваться ассортиментом моделей, которые продаются в магазинах. Это самый наш полезный и нужный подарок.

В гимназии к увлечению ребят относятся с большим воодушевлением. Учителя истории Александр Елопов и Елена Башилова активно помогают советами, а администрация учреждения образования всегда за то, чтобы организовать выставку макетов.



ПЛАНЫ НА БУДУЩЕЕ.

 Пока ребята активно работают в команде, но поступление в вузы, которое уже не за горами, скорее всего, разведёт их по разным городам. Как же быть с общим увлечением? Илья уверен, что не бросит моделизм, тем более что учиться собирается в Гомеле:

– Продолжу заниматься созданием стендовых моделей, и это не только танки – мне ещё нравится собирать машины в масштабах 1:18, 1:24, разбираться в технических моментах. Недавно я собрал Ferrari 248 – болид «Формулы 1». Собираюсь подтянуть навыки по покраске, потому что в этом мне далеко до Димы, и продолжать самостоятельно делать диорамы.

Дима смотрит в будущее и с воодушевлением, и с небольшой грустью, потому что в увлечении, скорее всего, придётся взять перерыв. Но он точно будет временным, потому что так просто из моделизма он уходить не собирается:

– Сосредоточусь на учёбе, но обязательно вернусь к созданию моделей, как только получится найти время. Не планирую заканчивать с диорамами. Это не просто увлечение, а большая часть жизни, и не только для нас с братом, но и для всей нашей семьи. Очень помогает в этом мама. Например, диораму, посвящённую Брестской крепости, она делала вместе с нами – выпиливала из пенопласта стены и плавила его. Родители поддерживают нас во всём, начиная от увлечений и заканчивая выбором профессии.

К 9 Мая диорамы, созданные ребятами, будут выставлены в холле гимназии, и можно будет прийти на них посмотреть.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N