Кирпич для Стаса Садальского и супчик для Арамиса: как в Гомеле в прошлом веке встречали звёзд советского кино | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
10:00 17 Декабря 2023 Общество 4436

Кирпич для Стаса Садальского и супчик для Арамиса: как в Гомеле в прошлом веке встречали звёзд советского кино

– Станислава САДАЛЬСКОГО студенты Гомельского госуниверситета в 1986 году в зал на руках внесли. Он поднялся на сцену – а там два кирпича лежат. «Ну как всегда», – сказал Стас и заулыбался, –  вспоминает Ольга СЕЛЕЗНЁВА, которая в 80-е годы прошлого века работала режиссёром-организатором в Белорусском отделении Всесоюзного бюро кинопропаганды. Благодаря ей в городе над Сожем побывали артисты советского кино, многие из которых снимались на киностудии «Беларусьфильм».


 

Кирпич для Стасика и супчик для Арамиса



– У молодёжи может возникнуть вопрос: «Причём тут кирпич?» Дело в том, что Садальский сыграл в легендарной киноленте «Место встречи изменить нельзя» карманника Костю Сапрыкина по прозвищу Кирпич. Поэтому студенты и решили положить кирпич на сцену. Артист воспринял такую шутку молодёжи благосклонно, – вспоминает Ольга Борисовна. – Ой, вообще, Садальский – суперский! Хотя и вёл себя достаточно импозантно. Из-за него мне даже пришлось писать объяснительную в городской комитет Коммунистической партии. А как дело было? Перед выходом на сцену ему говорю: «Стасик, отверни ты у пиджака рукава. Я тебе умоляю. У меня могут быть проблемы». «Ничего, скажи, что мне так нравится, это моя фишка», – ответил он.  




Совсем другим, по словам Ольги Селезнёвой, был Арамис всесоюзного масштаба – актёр Игорь Старыгин, который был также известен по многосерийному фильму «Государственная граница», снятому на киностудии «Беларусьфильм».


– Как и герои его лент, он был меланхоличен и приветлив. Проживая в гостинице «Гомель» возле железнодорожного вокзала, ночью обратился к администратору: «Жутко хочу есть, может, приготовите мне первое?» И девушка организовала ему супчик. Пришлось мне из-за Старыгина немного и поволноваться, – делится Ольга Борисовна. – Заметила, что артист периодически делал себе уколы. Мало ли что это могло быть, поэтому незаметно взяла одну ампулу и отнесла на экспертизу мужу, который работал врачом-реаниматологом. «Вова, что мне делать?» – говорю. «Не волнуйся, это витамины», – успокоил меня супруг.




Увидеть звезду за 50  копеек 

– Я организовывала лекции, выставки, творческие встречи деятелей кино со зрителями. Это была культурно-просветительская работа, так как вместе с актёрами, режиссёрами выезжала на предприятия, в организации, Дома культуры, кинотеатры и учебные заведения Гомеля, Костюковки, Ерёмино, Добруша, Кормы и других населённых пунктов, – рассказывает Ольга Селезнёва. –  Эта деятельность имела общее название – киноуниверситет. В его работе участвовали белорусские киноведы. Среди них были Ольга Нечаева, Тамара Горобченко, Борис Светлов (с 2012 по 2017 год работал министром культуры Беларуси). Их выступления сопровождались показами фрагментов кино.

Помимо художественных лент, мы представляли белорусские документальные фильмы. Например, о речицком художнике Александре Исачёве. Такие сеансы длились около 40 минут. 



Ольга Селезнёва договаривалась с Москвой о том, какой актёр посетит Гомель. 

– Билет на встречу с кинозвездой в 80-е годы прошлого века зрителю обходился в 50 копеек. Послушать лекцию о фильме и посмотреть его стоило 30 копеек. А восьмимесячный абонемент на посещение кино­университета, в который входили просмотр лент и встречи с артистами, стоил 5 рублей 50 копеек, – приводит цены собеседница. – За концерт артист получал 75 рублей, а народный – 82. Помню, когда в Гомель должна была приехать одна популярная актриса, умер Леонид Брежнев. Траур был такой, что отменили её выступление. Вместо него я запустила на экране остросюжетную ленту «Трактир на Пятницкой», где было показано кабаре. Не знала, что там будет такая сцена. В итоге мне пришлось писать объяснительную, потому что в столь скорбный день поставила не совсем правильную ленту.

Кино из кинобака

– В 1986 году из-за аварии на ЧАЭС многие отказывались к нам ехать. А если и приезжали, то со счётчиком Гейгера, который определял уровень радиации. Артисты привозили с собой фрагменты фильмов на киноплёнке, которую переносили, как говорили в народе, в кинобаках. На профессиональном языке он назывался ЯУФ (ящик упаковки фильмокопий). Брала два таких тяжёлых бака и несла их в гостиницу. Так было, например, когда я встречала с поезда Маргариту Терехову, известную по роли Миледи Винтер из фильма «Д'Артаньян и три мушкетёра». Она давала по три концерта в день на протяжении четырёх дней и в конце так устала, что мы привезли её в гостиницу без чувств, – делится Ольга Селезнёва. – А вот Светлана Светличная, сыгравшая роль обольстительницы в фильме «Бриллиантовая рука», любила загорать на центральном пляже Гомеля. Мы даже на встречу со зрителями в кинотеатр Калинина её с речки привезли. Обгорела – красная, как рак. Так мы её сметаной мазали. 



Помню ещё, как с актрисой Еленой Драпеко, исполнившей роль Лизы Бричкиной в фильме «А зори здесь тихие», мы, было, не поделили югославское платье, которое насмотрели в универмаге. Я взяла оранжевое в горох, а Лена – она, кстати, была моей ровесницей – говорит: «Хочу себе такое». «Мне тоже нравится», – сказала я. Меня кто-то из киноработников в сторонку отвёл и шепнул: «Заслуженная артистка РСФСР на съёмках "А зори здесь тихие" в болоте тонула. Уступите ей платье». «Ладно, Лена, забирай, а я куплю точно такое же, только голубое», – решила я.  



Рыбников такой, как есть

– Знаменитого артиста Николая Рыбникова, который сыграл главные роли в фильме «Девчата» и «Весна на Заречной улице», я встречала в Гомеле с термосом чая. Но из-за 28-градусного мороза, который стоял на улице, вода остыла, превратилась в лёд, отчего термос разорвался. «Сегодня мы без чая», – предупредила Рыбникова, который в то время увлекался уже другими напитками.


Его очень любили, замечательно принимали в Гомеле. Николай Николаевич хорошо держался на сцене. И тут Рыбникову пришла из зала записочка. Я проверяла их перед тем, как он прочитает. Мало ли что. «Не читайте, не читайте, пора уже в гостиницу», – говорю. Он не послушался и зачитал на весь зал: «Мы разочарованы в вас, потому что вы позволили себе выпить». Артист посмотрел на зрителей и произнёс: «Ну что я скажу, перед вами я такой, как есть». В ответ зал встал и за­аплодировал.

Вообще, как люди играли в кино свою роль, такими они были и в жизни. Не верьте, что они перевоплощались. Если Валентина Талызина была в фильме хорошим человеком, то такой она была и в жизни. Помню, как она нашла в Костюковке киномеханика, чтобы с ним поздороваться. Я тогда брала с собой четырёхлетнюю дочь, которую не с кем было оставить дома. Она ходила по залу, забралась на сцену. Талызина к этому спокойно отнеслась.



По Гомелю на «Чайке». Снимки советских звёзд делал профессиональный фотограф гомельского цирка Семён Цалкин. Причём абсолютно бесплатно. Именно он запечатлел актёра Бориса Хмельницкого в центральном парке. 



Это фото демонстрировалось как заглавное на вечере памяти артиста в телепередаче Андрея Малахова. 



–  Гомельские зрители часто меня путали с актрисой Натальей Аринбасаровой, первой женой режиссёра Андрея Кончаловского, так как мы были внешне похожи. Говорили с недоумением: «Почему Наталья сама себя представляет на сцене?» – улыбается Ольга Селезнёва. – А Михаил Кононов, известный по роли Нестора Петровича из «Большой перемены», был очень стеснительный, неулыбчивый, но мне сказал: «Оля, я за всю свою жизнь никогда так много не смеялся, как с тобой». 



Когда у меня дома гостил актёр Виктор Проскурин, известный по фильму «Жестокий романс», то спросил у дочки: «Чем бы тебя порадовать?» «Хочу бананов», – не долго думая, ответила Марина. «Сейчас достанем», – сказал актёр. Я тогда подумала: «Зачем обманывать ребёнка?» Виктор Алексеевич достал из кармана два банана и протянул дочке, а на следующий день вручил ей цветы и книжку. Очень тепло относилась к моей семье Александра Яковлева, сыгравшая в фильме «Человек с бульвара Капуцинов» яркую блондину Диану Литтл. Даже посылки с продуктами присылала. А белорусский кинорежиссёр Александр Ефремов возил нас на все киношные мероприятия в Гомеле на автомобиле «Чайка», который был приобретён для его фильма «Наш человек в Сан-Ремо».


– Артисты были разные, но в одном они были схожи – их приводил в настоящий восторг город над Сожем с его чистыми улицами. Они буквально наслаждались пребыванием здесь, – делится Ольга Борисовна. – Об этом свидетельствуют и отзывы артистов, оставленные в моём альбоме. А гомельские зрители  покупали цветы, пекли печенье и булочки, чтобы угостить любимых звёзд советского кино. Это было незабываемое время!





Автор фото: архив Ольги Селезнёвой

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N