Когда труд — крут. Водитель троллейбуса со стажем Татьяна Ятченко: "Всегда хотела водить большие машины" | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Евгения Мироновская Евгения Мироновская Автор текста
Василий Дубик Василий Дубик Автор фото
09:25 25 Июня 2024 Общество 3347

Когда труд — крут. Водитель троллейбуса со стажем Татьяна Ятченко: "Всегда хотела водить большие машины"

Татьяна Ятченко – водитель троллейбуса с 32-летним стажем. И за всё это время ни разу не пожалела о выборе профессии. Потому что сделала его осознанно.



Вот физика и пригодилась. У Татьяны Владимировны, как призналась она, всегда было желание водить большие машины. Чтобы осмотреться в жизни и выбрать дело по душе, сначала пришла работать кладовщицей на фанероспичечный комбинат. Но тихая и спокойная работа оказалась не по нраву энергичной и любознательной горожанке: «Хотелось что-то живое». И вот услышала о наборе на курсы обучения вождению троллейбуса. Решила попробовать, и эти пробы вылились в долгий красивый роман с любимой профессией. 

– Вместе с другими новичками три месяца осваивали вождение, – вспоминает героиня публикации. – Теорию, практику. 100 часов на учебном троллейбусе, 300 часов на пассажирском. Первое чувство, когда осталась в кабине одна, – страх. Такая махина в 12 тонн и я…



Месяца два садилась за руль с опаской, а потом убедилась: машина слушается, у меня всё получается, так что я всё сделала в своей жизни как надо. Вообще, учиться было интересно: кнопки, рычаги, электричество. Когда была школьницей, думала: зачем мне физика, разве она мне пригодится? И вот ещё как пригодилась. Так что руль – это уже давно не только присущий мужчинам артефакт. 

– Если вы освоили такую большую технику, то научиться водить легковой автомобиль было, наверное, проще простого?  

– А вот и нет. У меня как-то и не было желания садиться в маленькую машинку. Свысока на неё посматривала. Но отец стал инвалидом, надо было возить его на автомобиле, вот и пришлось осваивать вождение. Кстати, долго не могла получить права. Но теперь на дачу только на автомобиле. 

– Наблюдая, как вы управляетесь с рогатой машиной, как порой называют троллейбус, кажется, у вас так легко всё выходит.

– Вообще, и в самом деле, когда всему обучился, кажется, ничего особенного. Вот в снег и дождь очень трудно. Штанги (по-научному – токоприёмники, а в народе «рожки») часто падают. Приходится останавливаться, выходить и закидывать их на место. Кстати, установка штанг – совсем не простое дело. Тянешь за тросы – идут туго, не у каждого точно попасть сразу получается. Но со временем этот процесс становится легче.



Награда за раннее пробуждение – созерцание тихой красоты полусонного города. Сменный график, когда нужно работать до поздней ночи или, наоборот, начинать трудиться до рассвета, – одна из специфик работы водителя. Поначалу у Татьяны Ятченко было опасение, что не выдержит первую смену, когда вставать надо в три часа и в 4.30 уже сидеть за рулём.



Но просыпаться получается даже раньше, чем прозвенит будильник, а награда за раннее пробуждение – созерцание тихой красоты полусонного города.

– Вообще, мой шестнадцатый маршрут – самый красивый в городе, – убеждена Татьяна Владимировна. – В смену приходится совершать по нему восемь рейсов. Едешь утром, а прямо за стеклом кабины – огромная белая луна. Троллейбус движется – и луна вместе с тобой. Очень романтично! Не перестаю любоваться каскадами озёр, зеленью. Иногда  приходится выполнять рейсы на пятнадцатом маршруте, и поскольку он короче, выходит на один рейс больше.



А ещё, что удивительно, Татьяна Владимировна любит работать в праздничные дни.

– Люблю перевозить пассажиров в дни рождественских и новогодних праздников, на Пасху, – делится она. – Люди в это время очень добрые, радушные, заражают своим хорошим настроением. Да и красота в праздники особая в городе, едешь и любуешься, замечая каждый день что-то новенькое.



А вообще, за 32 года работы водителем троллейбуса для Татьяны Владимировны многое стало привычным. В том числе необходимость, чтобы не опоздать на первую смену, просыпаться около трёх часов ночи и в 4.30 уже мчаться на дежурном троллейбусе в парк. И последующий алгоритм действий – прохождение осмотра у врача, затем получение у диспетчера путевого листа, перед выходом на линию приёмка троллейбуса, проверка, заполнение необходимых документов.  Всё это, как говорится, «за кулисами». А на линии пассажиры требуют независимо от условий погоды, снежных заносов или гололёда, трафика на магистрали чёткого соблюдения графика и комфортной поездки. Если любишь свою работу, трудности преодолимы.


Стараюсь предотвратить конфликты. Неприятные ситуации с пассажирами могут возникать на ровном месте даже с учётом того, что наша собеседница считает себя человеком неконфликтным.


– Одним пассажирам не нравится, что водитель едет медленно, другим кажется, что он едет быстро, – рассказывает Татьяна Владимировна. – Иногда высказывается недовольство, когда нет сдачи с крупной купюры при покупке талона. Слышатся недовольные голоса из-за того, что едешь по сокращённому или изменённому маршруту. Такое происходит в случаях, когда сильно опаздываешь или впереди ДТП, которое не объехать. Либо напряжение в линии пропало – такое тоже бывало.


Это интересно

 Первый троллейбус был создан в Германии в конце XIX века инженером Вернером фон Сименсом и его братом Вильямом Сименсом, жившим в Англии.
Сначала изобретение было названо электромотом (Elektromote). Слово «троллейбус» пришло из английского языка, trolley – трамвайный вагон, bus – автобус. 
Самый длинный троллейбусный маршрут (86 км) проходит в Крыму между Симферополем и Ялтой.




А ещё водителя и её коллег очень обижает, что пассажиры, стараясь казаться в своих глазах щедрыми, передают свои талончики при выходе из салона входящим в него. Неужели не понимают, что этим воруют у транспортного предприятия, обеспечивающего проезд пассажиров, создающего комфорт, доход? Огорчает и то, что иные пассажиры воспринимают салон автобуса как контейнер для мусора. Порой приходится выметать гору использованных талонов и различных чеков. Почему, требуя уважения от водителя, мы не можем с уважением отнестись к его сложному и напряжённому труду?


За высокопрофессиональный труд Татьяна Ятченко удостаивалась чести занесения на Доску почёта предприятия, других наград. И не спешит расставаться с работой, хотя уже может уйти на заслуженный отдых. Удачных поездок вам, Татьяна Владимировна!


Топ-5 вопросов

 – Татьяна Владимировна, вы с лёгкостью управляете троллейбусом. А автобус смогли бы водить?

– Думаю, освоила бы и смогла.

– Как вы отдыхаете от напряжённой работы? 

– Лучший отдых – смена занятий. Два дня вожу троллейбус, два дня на даче. Там у меня и живность (куры, кролики), и огород, где мы выращиваем овощи и фрукты.

– Дача – это только пахота и больше ничего?

– Что вы! У нас всё продумано. Для детей батут, для взрослых – шатёр, мангал. Собираемся не только семьёй (я, мама, сын с невесткой и моей внучкой Ангелиной), но и племянник со своей семьёй. Вместе трудимся, вместе и отдыхаем.

– В таком случае какое у вас любимое блюдо?

– Любой борщ, щи. Даже внучка с удовольствием ест красный борщ с салом вприкуску. Обожаем картофель во всех видах (и запечённый, и в мундирах – с солью, солёными огурцами). В общем, любим нашу, белорусскую еду.

– Есть у вас любимая мелодия, которую вы хотели бы слушать за рулём троллейбуса?

– Любимые мелодии, конечно, есть. Но я когда еду, слушаю, как работает мотор. Ничто не должно отвлекать водителя в дороге.







Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N