Новые этюды старого города. Старый Аэродром | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Сергей Вершинин Сергей Вершинин Автор текста
Марина  Васильева Марина Васильева Автор фото
09:30 02 Декабря 2023 Общество 18350

Новые этюды старого города. Старый Аэродром

Микрорайон Старый Аэродром находится в Железнодорожном районе Гомеля. Его территория ограничена улицами Головацкого, Малайчука, Советской и Юбилейной. С конца 1920-х годов и до начала Великой Отечественной войны на этом месте находился военный полевой аэродром Красной армии (есть разные версии, но на карте Гомеля 1930 года он уже есть). 



 
Сначала об одном историческом факте. В 1928 году легендарный советский лётчик Валерий Чкалов скучал (из его писем жене) в летних лагерях в Гомеле, а в конце этого года он вёл подразделение истребителей из нашего города в Брянск. По пути Чкалов решил преодолеть телеграфную линию под проводами. Молодые лётчики ринулись за командиром. Но ряд самолётов зацепились хвостами за провисшую проволоку. Пострадали самолёты, лётчики остались живы, а Чкалова за «небесное» самоуправство приговорили к году лишения свободы. Просидел он в Брянской тюрьме всего 19 дней. По указанию свыше его освободили.

С 1932-го по 1936 год командиром 8-й авиабригады штурмовой авиации, которая была расквартирована в Гомеле, был Александр Туржанский. В это время авиабригада стала одной из лучших авиационных частей РККА. В гомельском небе разрабатывались основы тактики и оперативного применения штурмовой авиации, на учениях были показаны эти разработки. В эти годы за заслуги в создании Красного военного воздушного флота Александр Туржанский был награждён орденами Красной Звезды, Красного Знамени и Ленина. В 1935 году он стал комдивом. Жил на улице Липовой (ныне Пушкина), на работу на аэродром ездил на личном мотоцикле. К сожалению, в 1938 году отец штурмовой авиации Красной армии был репрессирован и вышел на свободу только в 1953 году.

В 1930-е годы отлично работал Гомельский аэроклуб Осоавиахима имени К. Ворошилова – один из лучших в стране. Он дал путёвку в небеса многим воздушным асам, которые прославили наш город во время Великой Отечественной войны. Стоит назвать таких его воспитанников, как дважды Герой Советского Союза Павел Головачёв (его именем названа улица в Гомеле), Герои Советского Союза Михаил Борисов, Константин Михаленко, Павел Можейко, Василий Мухин (летал в связке с трижды Героем Советского Союза Иваном Кожедубом), Пётр Синчуков, Иван Калеников, Яков Минин, Михаил Семенцов.

Не отставали от них и девушки. Более известны подруги в юности Полина Гельман и Галина Докутович. Полина Гельман – легендарная «ночная ведьма» (как называли их немцы), во время вой­ны совершила массу подвигов и встретила Победу Героем Советского Союза. Не менее известна окутанная романтикой Галина Докутович, первой из женщин в истории Гомельского аэроклуба получившая право на самостоятельный полёт, она погибла во время войны. Их именами названы улицы в нашем городе. Ещё одна поистине легенда женской советской авиации Вера Ломако также занималась в Гомельском аэроклубе. Затем училась в Ленинградской военно-теоретической школе лётчиков в Качинской авиашколе. Вера Ломако установила мировой рекорд полёта по треугольнику. 2 июля 1938 года вместе с М. Расковой и П. Осипенко участвовала в осуществлении первого в истории авиации дальнего беспосадочного перелёта женского экипажа на гидросамолёте МП-1 из Севастополя в Архангельск (аэродром Лахта), за 10 часов 33 минуты лётчицы пролетели 2416 кило­метров. За этот перелёт Вера Ломако была награждена орденом Ленина. В годы Великой Отечественной войны она стала одной из первых женщин лётчиков-истребителей в мире. Следует рассказать и об Ольге Поповой-Становновой, которая в 1930-е годы уже была лётчиком-инструктором Гомельского аэроклуба и начальником парашютно-десантной службы. Именно она и воспитала Гельман, Докутович и Ломако. За свои достижения Ольга Яковлевна занесена в Книгу рекордов Гиннесса.



1934 год. А. Туржанский (второй слева) на гомельском аэродроме.

Немецко-фашистские оккупанты также использовали этот аэродром для своих нужд, а в ноябре 1943 года при отступлении его взорвали. После войны травяное покрытие и ангары были восстановлены, но он стал базой в основном для самолётов сельскохозяйственного назначения. Кроме того, с этого аэродрома осуществлялись пассажирские рейсы из Гомеля в другие города области и респуб­лики, а также в Киев. Ещё в середине и во второй половине 1960-х годов на части территории аэродрома проводились соревнования по лёгкой атлетике и футболу школьных масштабов. А вдали, как лично помню я сам, стояли «кукурузники». Так называли в народе самолёт сельскохозяйственной авиации биплан Ан-2.

История микрорайона начинается со второй половины 1960-х годов. Само название района Старый Аэродром появилось в 1968 году, когда недалеко от Гомеля был сдан в эксплуатацию новый аэропорт. Основной жилой массив был построен в 1970–1980-е годы. В основном это были пяти­этажные, затем девятиэтажные здания.



1965 год. Вид сверху на территорию аэродрома.

Одним из первых строений здесь была китайская стена – самый длинный дом в городе (670 квартир) вдоль улицы Кожара. В 1970–1990-е годы большой популярностью у гомельчан пользовались ресторан «Журавинка» (начал работать в 1974 году), магазин рыбных продуктов «Океан» (1976) (оба – в китайской стене), кинотеатр «Юбилейный» (1979) и легкоатлетический манеж «Динамо» (1981), где не только проводились спортивные соревнования, но и выступали звёзды эстрады как Советского Союза, так стран соцлагеря. В 1979 году первых гостей города приняла гостиница «Турист».



В настоящее время главными улицами микрорайона являются Советская, Малайчука, Юбилейная и Головацкого (которые обрамляют территорию района), а также улицы Тимофеенко, Кожара и 50 лет БССР, которые находятся внутри территории района.

В наши дни легкоатлетический манеж «Динамо» уже как Дворец лёгкой атлетики является базой для Гомельского областного центра олимпийского резерва по лёгкой атлетике.





Недалеко от него находится Гомельский городской центр инклюзивной культуры, в котором несколько залов для проведения концертов, выступлений и выставок, разнообразные кружки и секции и многое другое. Здесь же рядом работает Гомельский областной центр олимпийского резерва по паралимпийским и дефлимпийским видам спорта. На базе этих двух уникальных гомельских учреждений люди с нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата могут реализовать себя в культуре и спорте. И если в центре инклюзивной культуры растят будущих звёзд сцены, то в ГОЦОРе по паралимпийским и дефлимпийским видам спорта воспитывают тех, кто на своём примере показывает, что для сильных духом нет преград. И следует признать, что гомельские спортсмены-инвалиды по слуху являются одними из сильнейших не только в стране, но и в мире. Самая титулованная из них пловчиха Оксана Петрушенко – многократная чемпионка Дефлимпийских игр.



В микрорайоне Старый Аэродром находятся три школы: СШ № 8, СШ № 44 имени Н. А. Лебедева, специализированная школа № 70 для учащихся с нарушением слуха. Есть здесь и детские сады, и аптеки, и парикмахерские, а также свой рынок, носящий имя микрорайона, сквер Строителей. Кроме этого, по-прежнему привлекают внимание гомельчан ряд магазинов различной направленности вдоль улицы Советской. На одном из домов находится мурал с изображением Героя Советского Союза Ильи Кожара.

Одной из визитных карточек микрорайона является памятник самолёту Ан-2, который находится на углу улиц Малайчука и Советской.





Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N