По страницам "Большевика". Вспомним наших героев-партизан поимённо | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
09:50 17 Августа 2023 Общество 2610

По страницам "Большевика". Вспомним наших героев-партизан поимённо

82 года назад в эти августовские дни был образован Гомельский городской партизанский отряд «Большевик». Именно так народные мстители окрестили его в боевом журнале, который содержит много интересных сведений. Полистаем и мы пожелтевшие от времени страницы, чтобы лучше познакомиться с историей легендарного отряда и его подлинными героями.

Из боевого журнала.

Страницы журнала с бухгалтерской точностью приводят данные о личном составе, вооружении и имуществе Гомельской городской партизанской бригады «Большевик» на момент её формирования. Так, 18 человек стали партизанами в августе и один – в сентябре 1941 года. 55 человек прибыли в отряд «Большевик» в 1942 году, а ещё 452 влились в партизанское движение в 1943 году. В разделе «Основные показатели боевой работы бригады "Большевик" за время её существования с августа 1941 года по ноябрь 1943 года» приводятся данные о том, что в день расформирования, 25 ноября, по списку в составе бригады числилось 526 человек, в том числе две женщины и три подростка.

Из журнальных списков можно узнать о том, что на вооружении бригады имелась одна 45-миллиметровая пушка, 20 ручных и три станковых пулемёта, один 82-миллиметровый и три 50-миллиметровых миномёта, 53 автомата, 383 винтовки, одно противотанковое ружьё и 15 пистолетов. Причём 50 винтовок находилось 25 ноября 1943 года вне бригады с людьми, не вернувшимися из так называемых боевых командировок. Перемещать всяческие грузы, оружие и продовольствие на 22 повозках партизанам, согласно журнальным данным, помогали 64 лошади. В закромах же у партизан хранилось восемь центнеров хлеба и десять тонн картофеля. Молоко в отряд поступало от двух коров. 

Знамя бригады «Большевик» вышили женщины-партизанки.


Уничтожил «Тигр» и 393 фашиста.

44 пожелтевших листка сохранили и сведения о 48 активных подрывниках отряда, а позже бригады, которые уничтожили в общей сложности 358 вражеских эшелонов. Первым в этом ряду стоит некий Борис Цюпа, который уничтожил 17 эшелонов. Для того чтобы вернуть истории имя этого мужественного партизана, пришлось провести небольшое расследование и сопоставить различные урывочные данные из наградных листов и других материалов. В результате удалось не только восстановить некоторые подробности боевой жизни, но и обнаружить его фото, которое впервые публикуется в прессе. 



Сохранилось три письма Бориса Цюпы в различные инстанции, датированные 1946 годом, где есть следующие слова: «Прошу сообщить, где находится мой наградной лист на представление меня к званию Героя Советского Союза, так как вы ответили, что меня нет в списках героев». Видимо, отыскать наградной лист мужественного офицера ещё предстоит историкам.



На фронт киевлянин Борис Александрович попал 22 июня 1941 года и, командуя ротой в звании лейтенанта, сражался с фашистами до 21 октября. В эти дни он получил ранение в правую ногу. После сведения о нём теряются, и дальнейшую его биографию раскрывает наградной лист к присвоению правительственной награды – ордена Красного Знамени. Из документа мы узнаём, что Борис Цюпа попал в отряд «Большевик» 1 апреля 1942 года. Офицер был назначен командиром диверсионной группы в количестве пяти человек, которая за период с 21 апреля по 31 мая 1943 года взорвала шесть вражеских эшелонов. В результате крушения было разбито шесть паровозов, уничтожено 44 вагона, 24 из которых с живой силой. В ходе этих операций уничтожено 393 немецких солдата и офицера, ещё 242 ранено. Кроме того, во время минирования железной дороги Цюпа из автомата убил двух немцев из охраны. Стараясь нанести наибольший урон врагу, Борис Цюпа мстил, видимо, ещё и за смерть погибшей на фронте в 1942 году жены. 

При непосредственном участии Бориса Александровича как старшего группы на участках Гомель–Жлобин, Гомель–Брянск, Гомель–Чернигов, Гомель–Речица было пущено под откос 17 вражеских железнодорожных эшелонов. Также решительный партизан взорвал артсклад и бензосклад в Новобелице, подорвал 65 рельс, четыре автомашины и даже танк «Тигр». Участвовал Борис Цюпа и в разгроме полицейского гарнизона в деревне Якимовка под Речицей. А после освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков жил какое-то время на улице Рогачёвской, 17, затем переехал в Киев. 

Все эти сведения указаны в наградных листах за подписью другого не менее героического партизана Ивана Гамарко. Его личность также заслуживает внимания…

Из плена…


С августа по октябрь 1943 года Иван Гамарко (справа) командовал отрядом «Большевик», а после возглавил бригаду. 


В первые дни Великой Отечественной войны из сотрудников НКВД и 331-го батальона 100-й стрелковой дивизии был сформирован отдельный истребительный батальон, которым командовал Иван Гамарко. У Острошицкого городка немецкие оккупанты высадили десант. Силами отдельного истребительного батальона он был уничтожен, но в это время подошли немецкие танки. Наши воины были вооружены только стрелковым оружием. В трёх метрах от комбата Ивана Фёдоровича взорвался снаряд, в результате чего он был ранен, контужен и потерял сознание. Подходившие немцы добивали раненых офицеров. Солдаты пошли на хитрость: переодели Ивана Гамарко в форму рядового, а его личные вещи: документы, форму с орденом и малиновыми шевронами на гимнастёрке – спрятали под валуном. Самого 
командира подняли на ноги и под руки, повинуясь приказу фашистов, под дулами немецких автоматов повели в огороженный колючей проволокой лагерь. В плену Гамарко пробыл три дня. Ночью, когда немного пришёл в себя после контузии, вместе с 17-ю сослуживцами бежал из лагеря. Солдаты показали, где находится его форма, переодевшись в которую Иван Фёдорович решил прорываться на юг – по лесам через Гомель на Брянск. 

На боевом счету командира.

Возле Речицы произошла знаменательная встреча Ивана Гамарко с Емельяном Барыкиным, который рассказал бойцам об обращении Иосифа Сталина о развёртывании партизанской борьбы в тылу врага. Ивану Фёдоровичу было предложено вместе с его бойцами присоединиться к партизанам бригады «Большевик».

Иван Гамарко  был удостоен орденов Красного Знамени, Красной Звезды и Отечественной войны I степени.

О подвигах храброго офицера, который со временем возглавил бригаду «Большевик», можно узнать из наградного листа на представление к ордену Красного Знамени: «Иван Гамарко при разгроме полицейских участков точными выстрелами из ротного миномёта убил двух немцев. Командовал операциями по разгрому пяти полицейских участков. Лично убил восемь полицейских. В бою с крупной карательной экспедицией немцев своим личным примером, умелым руководством содействовал занятию деревни Гавеновичи. В этом бою им убито девять немцев и три казака-добровольца. Группа под командованием товарища Гамарко пустила под откос и обстреляла два железнодорожных эшелона, шедших на фронт...» 

А возле деревни Узнаж между Речицей и Шатилками отряд Ивана Фёдоровича заманил в засаду солдат и офицеров батальона СС. В результате этого боя более 300 врагов было уничтожено. В этом бою храбрый командир убил из автомата 11 немцев, пять добровольцев, трёх полицейских. Причём ни один из 50 партизан даже не был ранен.

К списку диверсий Гамарко можно добавить также 49 пущенных под откос эшелонов, 20 взорванных мостов и 88 машин с гитлеровцами.

Герои не по званию.

Интересно, что Иван Гамарко дважды во время войны был представлен к званию Героя Советского Союза. Первый раз ему отказали из-за того, что он был три дня в плену. Второй – в связи с тем, что в разнарядке для представления к званию должен быть комсомолец бригады «Большевик». Чтобы высокая награда не ушла из бригады, подорванный Гамарко бронепоезд был записан на счёт одного из комсомольцев. Третий раз собранием партизан было оформлено и отправлено письмо на имя Генерального секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущёва с просьбой о присвоении звания Героя Советского Союза. Однако на данное письмо никакого ответа получено не было.

В 1944 году, после освобождения Гомеля от немецко-фашистских захватчиков, Иван Гамарко был назначен заместителем председателя Гомельского гор-
исполкома. Проживал на улице Пролетарской, 5. В 1952 году он возглавил вневедомственную сторожевую охрану управления милиции МВД Гомельской области. А в 1960 году старший лейтенант милиции Иван Гамарко ушёл в отставку. Находясь на заслуженном отдыхе, продолжал принимать активное участие в патриотическом воспитании сотрудников Департамента охраны Гомельской области, встречался с ними и передавал свой профессиональный и жизненный опыт. 

В завершение стоит добавить: несмотря на то что Иван Гамарко, как и Борис Цюпа, не получил звание Героя Советского Союза официально, их заслуги перед гомельской землёй преисполнены истинного героизма, который останется в нашей памяти навсегда.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N