Почётные ГОМЕЛЬчане: самородок хореографии | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дмитрий Чернявский Дмитрий Чернявский Автор текста
12:16 21 Сентября 2021 Общество 1940

Почётные ГОМЕЛЬчане: самородок хореографии

Его «Лявонiху» и сейчас отплясывают на всех сценах часто в том самом варианте, который сделал каноническим именно Александр Рыбальченко. «Не человек, а глыба!» – порой говорили о хореографе, ансамбль которого представлял Гомельщину на самых больших советских сценах и стадионах. Причём все костюмы и декорации к хореографическим спектаклям автор рисовал лично. 



Как-то в конце 1940-х годов майор милиции останавливает Александра Алексеевича на вокзале и приглашает в отделение – посмотрите, мол, не ваших ли пацанов задержали. Снова кого-то ограбили – безотцовщины тогда было много. Зашёл, познакомился – мальчишки оказались чужие. И прямо в отделении Рыбальченко предложил: «Давайте, будут мои». Много лет спустя один из бывших участников хореографического коллектива прямо так и сказал: «Если бы не Рыбала, я стал бы бандитом». Скольких он спас от тюрьмы!

Среди тех бывших «пацанов» – профессор, замдиректора большого завода, пилот гражданской авиации, инженеры, учителя – на своих танцах Александр Алексеевич воспитал не только профессионалов хореографии. Хотя и таких немало. «Наши даже в Америке работают, учат белорусским танцам», – не без гордости говорят его ученики.

Александр Рыбальченко умел говорить на одном языке с самыми разными людьми. В хореографический класс он пришёл не из балетного училища, а прямиком из паровозного депо. «Отец мой был простой жестянщик, мамаша – домохозяйка, из 10 детей нас осталось четверо», – рассказывал о себе хореограф. Работать начал ещё мальчишкой – чернорабочим на паровозоремонтном заводе. Со временем стал помощником машиниста. Но ещё раньше его стали узнавать на улицах как артиста колхозно-совхозного театра Евстигнея Мировича.


Рыбальченко был гениальным самоучкой, возможно, поэтому у него всё получалось. Вне шаблонов, авторитетов и предубеждений. Впрочем, когда начальство предложило ему подготовить железнодорожников к участию во Всесоюзном фестивале народного танца (из Москвы телеграфировали, что гомельчане уже включены в программу), четыре раза отказался. А на пятый поставил условие: всех танцоров обеспечить общежитием. И начал разучивать с ними движения, которые перенимал у деревенской молодёжи, гастролируя со своим театром в Речицком и Буда-Кошелёвском районах. Ту самую «Лявонiху», о которой в 1936 году написали все советские газеты. Гомельские железнодорожники заняли с ней первое место. Заключительный концерт фестиваля состоялся в Большом театре. На билетах напечатали фрагмент белорусской «Лявонiхi». Триумфатору Александру Рыбальченко было всего 24 года.

В 1959 году Александр Рыбальченко стал народным артистом БССР и остался единственным советским руководителем самодеятельного коллектива, кого удостоили такого высокого звания.

С годами его танцевальный кружок вырос до большого коллектива с собственным хором и оркестром. Который осваивал танцы братских народов и значительной части мира, выступал в Кремле, на съездах и по случаю визитов высоких зарубежных гостей, гастролировал в капстранах и снимался в художественном кино. 

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N