Покричи с каланчи: как тушили пожары в Средневековье | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Дарья Моложавская Дарья Моложавская Автор текста
09:37 21 Июля 2023 Общество

Покричи с каланчи: как тушили пожары в Средневековье

В период летних каникул и в преддверии большого праздника – 170 лет пожарной службе Беларуси – Гомельские спасатели продолжают знакомить нас с историей пожарного дела. В этой статье мы узнаем о системе обнаружения и мониторинга, о средствах передвижения и специальной технике, а также о пожарной и спасательной технике спасателей-пожарных.



Перенесёмся в Средневековье и узнаем, как была организована система обнаружения. Для организации постоянной дозорной службы во многих городах при пожарных депо возводились специальные наблюдательные башни – каланчи. Дежурные в течение суток должны были неотлучно находиться на верхней площадке, наблюдая за всем городом. Замечая признаки пожара, дозорные били в колокол или свистели в свисток, а также поднимали флаги различных расцветок и кожаные сигнальные шары для оповещения о размерах и месте пожара.

В те далёкие времена для быстрой доставки пожарных и оборудования к месту пожара до середины прошлого века использовали лошадей. Впереди всех выезжал специальный верховой или вестовой, в задачи которого входила расчистка дороги для следовавшей за ним команды, а затем розыск ближайших водоисточников и созыв народа для помощи огнеборцам. Он же в случае больших пожаров должен был скакать на телеграф для отправки телеграмм в ближайшие города с призывом о помощи.


Сегодня для обнаружения природных пожаров МЧС Беларуси использует данные космических спутников, а также современные программные средства и технологии в режиме реального времени. Набирая номера 101 или 112, люди попадают в центры оперативного управления. Диспетчеры быстро принимают решение о направлении к месту происшествия необходимых сил и средств. Дают рекомендации, как действовать в каждом конкретном случае, постоянно поддерживают связь со спасателями.

Тогда, много лет назад, все технические средства для доставки пожарного снаряжения составляли пожарный обоз и по отдельности назывались ходами, каждый из которых имел своё предназначение и название. На багровом ходу размещались лестницы, большие багры, вилы и спасательный мешок; бочечный ход был оборудован бочкой с водой и малым пожарным насосом с рукавами, вёдрами, колоколом, который служил аналогом современной сирены; трубный ход перевозил большой пожарный насос в комплекте с рукавами и пожарными стволами; в XIX веке появился двухцилиндровый поршневой ручной насос, с помощью которого 6–8 человек одновременно качали воду из бочки или водоёма. Через выкидной рукав выходила мощная струя, которую направляли в очаг пожара.






Современные пожарные автомобили обеспечивают работу спасателей в различных условиях. Основной тип – это автоцистерна, или сокращённо – АЦ. Запас воды – от 2 до 8 тонн и более. Автоцистерны-рекордсмены перевозят по 12 тонн воды. Автомобили быстрого реагирования – АБР – оснащаются насосами высокого давления с системой мелкодисперсного распыления, специальным оборудованием и мотопомпами для проведения аварийно-спасательных работ.




В наши дни на вооружении спасателей имеется около 100 видов специальной техники (квадроциклы, багги, снегоходы и тому подобное). К примеру, снегоболотоход «Шерп» может передвигаться по любым типам бездорожья, даже по болотам. Мотоциклы могут доставить спасателей к месту дорожно-транспортного происшествия в условиях пробок и плотного городского движения. Квадроциклы используются для организации поисковых работ в лесистой и болотистой местности. Судно на водной подушке «Марс-700» способно парить над поверхностью и двигаться не только по воде, но и по тонкому льду, болотистой местности или песчаному берегу.



Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N