"Не думай, мама, что мне не дорога жизнь": что писали в фронтовых письмах из Гомеля? | Новости Гомеля
Выключить режим для слабовидящих
Настройки шрифта
По умолчаниюArialTimes New Roman
Межбуквенное расстояние
По умолчаниюБольшоеОгромное
Юлия Митрахович Юлия Митрахович Автор текста
12:00 26 Ноября 2020 Общество 4197

"Не думай, мама, что мне не дорога жизнь": что писали в фронтовых письмах из Гомеля?

«Ругаешь меня, мама, за то, что я написал, что могу тебя не увидеть. Не ругай. Не думай, что мне не дорога жизнь. Те, кто её не любят, быстро погибают», – у который раз перечитывающей эти строки от погибшего на фронте 20-летнего паренька Татьяны ШОДЫ блестят на глазах слёзы. Готовя выставку «Победили вместе. Фронтовые письма как послание из прошлого», главный хранитель фондов музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля перечитала сотни таких писем.

– Это было особое поколение, – с восхищением говорит Татьяна Алексеевна о молодёжи 40-х годов, с которой «познакомилась» в письмах. – Совсем молодые ребята, которые уходили на фронт в 18 лет, в 20 – погибали. Весёлые, влюбчивые, надёжные и сильные духом. Они с уважением писали своим родителям, обязательно старались дать наставления братьям: «Береги маму, читай книги и не забывай, что ты в том возрасте, когда тебя тоже могут позвать на фронт. И мне не хотелось бы краснеть за тебя». Для солдата это не просто письма, а разговор с родными. Поэтому даже у ребят с безупречной грамотностью в посланиях нет знаков препинания. Солдаты ждали ответы, чтобы разговор был бесконечным. Если были задержки с почтой, их это очень беспокоило. Письма для них были глотком воздуха, сном, в котором они на мгновение побывали дома. Во фронтовых посланиях очевидна трепетная любовь и уважение к родителям:  часто мама и папа написаны с большой буквы. 


  • Выставка «Победили вместе. Фронтовые письма как послание из прошлого» будет работать в центральной части дворца Румянцевых-Паскевичей до 31 декабря.

На войне погибли миллионы защитников Отечества.  Каждый из них  был чьим-то отцом, братом и боевым товарищем. Для выживших их смерть была вселенским горем. Поэтому во многих письмах однополчан  можно встретить слова «я буду мстить». 


  • Братья Кричевцовы погибли в одном танке, совершая первый танковый таран.

Как правило, вслед за похоронкой родным отправляли письма боевые товарищи. Потому что родители, жены  до последнего не хотели верить в смерть: вдруг ошибка. И с надеждой писали в воинские части, откуда приходили письма родного человека.  Случалось так, что послания на малую родину ещё были в пути, а отправившего его солдата уже не было в живых. Так вышло в гомельской семье Гончаровых. Сын Володя написал письмо в родной Гомель 14 января 1945 года. На следующий день парня не стало. Можно предположить, что письмо в Гомель родным пришло после 15 января 1945-го.


  • За годы войны танкист Шура Самусенко была трижды ранена. Четвёртое ранение – 3 марта 1945 года в Германии – оказалось смертельным. 

* * *
Любое письмо с фронта могло стать духовным завещанием. Лётчик Хуснулла Янгуразов, уроженец Башкирии, воевал на Гомельщине. 22 апреля 44-го он написал письмо сыну Тамерлану, которому 6 мая исполнялось 10 лет. На следующий день Хуснулла погиб под Гомелем. Но письмо сын получил в срок. 

«...Поздравляю тебя, сын, с десятилетием. Через 7–8 лет ты станешь самостоятельным человеком. В своей жизни всегда имей стремление вперёд, ни перед чем не останавливайся, только разрешая вопросы с благоразумностью. Первым признаком стремления вперёд должно быть стремление много знать из книг, из трудов, написанных умными людьми. Знания всегда помогут тебе найти правильный ответ на твои практические вопросы и расширить твои перспективы на будущее. Мне хочется тебя видеть, крепко обнять и много раз поцеловать. Твой папа Хус».

Как и отец, в будущем Тамерлан стал лётчиком. 

* * *
Харьковчанин Юрий Хабачёв 19 июня 1941 года получил аттестат круглого отличника, 21 июня состоялся выпускной вечер. Впереди, казалось, была целая жизнь.

 

Строки из писем Юрия матери:

«9.11.43 г. Моя любимая мама! Это письмо третье, но я всё боюсь, что ты не получила моих писем. Родная, как хотел бы увидеть тебя и горячей сыновней лаской смягчить твои страдания. Душа горит нетерпением и сердце страстно зовёт: скорей рассчитаться с проклятым врагом и вернуться к тебе, моя любимая, трудиться изо всех сил и построить, пусть на развалинах, новую счастливую жизнь. Это письмо я пишу тебе из Белоруссии, Днепр далеко позади. Я нахожусь на КП командира части и поддерживаю  радиосвязь  со своими артиллеристами и пехотой. Наши снаряды делают своё дело. Немцы, отступая, жгут сёла и минируют дороги. Ничто не спасёт гадов. Твой горячо любящий сын Юра. Поклон всем учителям».

Сержант Юрий Хабачёв, радист артиллерийской части, командир отделения,  в составе 203-го артиллерийского полка принимал участие в боях по освобождению белорусской  земли. Умер от ран 29 августа 1944 года. Похоронен в Калинковичах Гомельской области.

* * *

Володя Рамбаев, уроженец Новобелицы, на фронте оказался в сентябре 1943 года. Об этом он писал отцу 26 ноября 1943 года: «Здравствуй, дорогой папа. Получил твоё письмо как раз в этот день, услышал по радио о взятии Гомеля. Папа, в данный момент я пока нахожусь на старом месте. Школу я окончил, и не плохо. Изо дня в день жду отправки (на фронт – Прим. авт.)».  


Одно из последних писем Володи с фронта: 

«Здравствуйте, дорогие родители! Сообщаю, что я жив и здоров, того и Вам желаю. Мы идём всё дальше на Запад, в самое логово врага. И скоро добьём его. Жизнь и работа протекают нормально. Вся эта мразь бежит, так что трудно догонять, но головы от успехов не теряем. Как там дела в Гомеле? Кто есть из друзей? Переехал ли Васька Скороход в Гомель? Как мама живёт, как здоровье? Пусть меньше за меня волнуется. Хочется посмотреть, что за сестрёнка у меня, ведь я её не знаю в лицо. Ворониным привет. Скажи старику, что я не забыл его слов, когда он меня провожал... 9.9.44 г.»  

Семья Ворониных в годы Великой Отечественной вой­ны принимала активное участие в борьбе против фашистов в оккупированном Гомеле. Отец Володи Рамбаева, Евгений Иванович, был оставлен для подпольной работы в Гомеле, был членом бюро Гомельского подпольного горкома КПБ. «Старик» Воронин – это Фёдор Семёнович Воронин, 1877 года рождения, до войны трудился дезинфектором санитарной станции Белорусской железной дороги. Когда Гомель был оккупирован, он и остался работать здесь же, но уже как член гомельской подпольной организации. Несмотря на возраст, он лично взорвал две цистерны жидкого топлива, а всего его группой было взорвано шесть паровозов, дважды выводился из строя ремонтный цех, в котором чинилась немецкая боевая техника. 

* * *

Красноармеец Михаил Редчиц из Житомирской области в армию был призван в январе 1943 года, в городе Молотов (ныне Пермь) обучался военному делу. С лета 1943 года – на фронте. Боевой путь начал под Брянском. В письме к родным, написанном 3 ноября 1943 года, писал: 


«...Сообщаю, что нахожусь опять на фронте в действующей армии в артиллерии на старом месте. В настоящее время командир орудия, не знаю кем буду дальше. Воюю в родной местности, где я был до войны. Дерёмся за Гомель, и на октябрьскую он будет наш...»

Михаил погиб при освобождении Гомельщины 26 января 1944-го в неполные 19 лет.

* * *

Старший лейтенант Александр Серебряков, уроженец Свердловской области, похоронен в деревне Тарасовка Ветковского района. Строки из извещения жене:


«...10.10.43 при форсировании реки Сож перед г. Гомель Ваш муж и наш командир старший лейтенант, награждённый орденом Красной Звезды и медалью "За оборону Сталинграда", был убит вражеской пулей в 4 часа утра...»

* * *

Георгий Оганесович Тумасян из армянского города Ленинакан пришёл на фронт 18-летним парнем в 1943 году.  Рядовой 220-го стрелкового полка. 


«Привет моей далёкой родине от её верного сына Геор­гия. Здравствуйте, дорогие мои отец и мать, Володя, Мартин, Миша, Роза и Лидочка. Дорогие папа и мама, если желаете знать обо мне, то я жив и здоров, чего желаю всем вам. Я очень скучаю без Вас. В настоящее время я и мои товарищи всеми силами стараемся отбросить с нашей земли ненавистного врага и защитить нашу Родину от вероломных захватчиков. Мы надеемся, что война скоро кончится нашей победой и я обязательно вернусь домой. Дорогие мама, папа, передайте от меня горячий привет дяде Акопу, тёте Сируш и её детям, тёте Салат и её детям, а также всем нашим родным и знакомым. Дорогие мои, пишите побольше о себе. Кончаю. Жду ответа. Ваш сын Георгий. 9.10.1943». 

Георгий погиб 20 ноября 1943 года. Похоронен в братской могиле в районе троллейбусного парка в Гомеле.

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее, и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить новость в соцсетях

N